По чёрному... белое тонко и хрупко...

Раиса Андрющенко
Общественно-исторический клуб  «Белая Россия» на сегодняшний день всякими правдами и неправдами хочет оправдать свергнутый царизм, при этом авторы клуба отталкиваются  в своих рассуждениях не от времён позорного крепостного права, а от расплывчатого разглагольствования типа «России до 1917 года».   Авторы   намеренно  умалчивают очевидность того, что корни крестьянской ненависти  берут своё начало в прогнившей среде неравноправия и откровенного грабежа народа,  и что надо рассматривать Россию до 1917 года  в единой совокупности,  начиная издалека - от времён закрепощения крестьян, а то и раньше

Хронология закрепощения крестьян в России

1. 1497 год — введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.
2. 1581 год — отмена Юрьева дня — «заповедные лета».
3. 1597 год — право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».
4. 1607 год — соборное уложение 1607 года: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
5. 1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.
6. 1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
7. 1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
8. 1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
9. 1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.
10. 1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.
11. 1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

       Отмена крепостного права  -  19 февраля (3 марта) 1861 года

Основными причинами отмены крепостного права были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474 /Blum J., 1964, pp. 557—558/

А теперь о "веяниях" общественно-исторического клуба  «Белая Россия» на сознание совремённика, которое другим словом как зомбирование не назовёшь

Автор Борис Романов:  в своей статье «Положение женщин в России до 1917 года» от 2015-09-06 http://belrussia.ru/page-id-3734.html пишет, что «в царской России специально для женщин делалось не мало. Например, женское образование в дореволюционной России советская пропаганда умаляла и представляла отдельными, небольшими достижениями передовой интеллигенции в борьбе с реакционным царизмом…»

На это могу ответить, что моя бабушка крестьянка 1900 года рождения не знала ни единой буквы, не говоря уже о том что мои крепостные предки и слова то такого «буквы» не знали. Откуда им было это знать, если господствующий класс имел их за рабочее быдло.

 Автор Борис Романов:  «На самом деле на протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство - государственная структура типа министерства. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях.»

На это есть единый ответ: На самом деле учились те, которые на социальной лестнице считались выше рабочего быдла, к примеру крепостная обслуга

КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ /далее - к.и./
http://dic.academic.ru/

К.и. появилась в России во 2-й пол. 18 в. из среды крепостного крестьянства, гл. образование дворовых. Использовалась для удовлетворения хоз., адм. и культурных потребностей помещичьих х-в. К. и. вместе с тем внесла большой вклад в развитие демократич. направления рус. нац. культуры. Отд. выходцы из кабальных крестьян, холопов и крепостных известны в рус. культуре 17 и 1-й пол. 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозеров).

Со 2-й пол. 18 в. крепостные широко использовались как управители имений, канцеляристы ("ходатаи по делам"), врачи, учителя, а также художники различных специальностей: архитекторы, живописцы, мастера прикладного искусства, деятели театра и музыки. Характерными центрами сосредоточения и деятельности К. и. были подмосковные усадьбы Н. П. Шереметева, Н. Б. Юсупова - Кусково, Останкино и Архангельское (ныне музеи).

Несмотря на то, что получение образования для крепостных было крайне затруднено, нек-рые из них достигали высокого уровня профессион. подготовки в результате частного ученичества или в качестве сверхштатных учеников Академии художеств или ун-тов (в последнем случае крепостной, оканчивающий курс, забирался помещиком из учебного заведения накануне выпускных экзаменов, т. к. диплом давал право на освобождение от крепостной зависимости).

К. и. внесла значит. вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре - А. Н. Воронихин, его помощник И. Колодин, Т. Простаков, получивший свободу в глубокой старости, академик и проф. архитектуры И. Семенов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев - преподаватель Горного ин-та и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.); в живописи - Ф. С. Рокотов, M. Шибанов, E. Камеженков (после освобождения - академик), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков.

Крупными представителями рус. муз. культуры 18 - нач. 19 вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин.

В области лит-ры, кроме Шевченко, были известны в 1-й пол. 19 в. И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф. Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов. Выходцами из крепостной среды были прогрессивные писатели 60-70-х гг. А. Кирпшциков и Ф. Д. Нефедов.

Особенно значительна роль К. и. в развитии рус. театральной культуры 18-19 вв. Крупнейшими актерами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), Мочалов-старший (отец великого трагич. актера), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценич. деятельности. Целые театр. коллективы из крепостных работали в столицах. В 70-80-х гг. 18 в. театр Шереметева в Кусково, а в 90-х гг. в Останкино по своему художеств. уровню не уступал лучшим профессион. театрам Москвы и Петербурга. В провинции были широко известны крепостные театры Каменского в Орле, Есипова в Казани, Шаховского в Н. Новгороде, Хорвата в с. Головчине Курской губ. Всего в кон. 18 - нач. 19 вв. насчитывалось св. 170 крепостных театров, из них 58 в Москве, 27 в Петербурге.

Из крепостных вышли видные ученые 19 в. А. Никитенко, А. Теплоухов, С. Власов, И. Голышев, изобретатели братья Черепановы. Во 2-й четв. 19 в. начался процесс постепенного исчезновения К. и. Обучение и содержание "собственных" творческих коллективов становится экономически невыгодным, а иногда и просто невозможным. Большие культурные очаги типа Архангельского распадаются. Часть крепостных художников и музыкантов дисквалифицируется при использовании на хоз. должностях, часть, получив свободу, сливается с демократич. разночинной интеллигенцией. Целые крепостные оркестры и труппы приобретаются у владельцев дирекцией императорских театров, нек-рые крепостные театры в провинц. городах реорганизуются на коммерч. началах.

Лит.: Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция" в кн.: Великая реформа, т. 3, М., 1911; Коц Е. С., Крепостная интеллигенция, Л., 1926; Дынник Т., Крепостной театр, М.-Л., 1933; Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938; Елизарова Н. A., Театры Шереметевых, М., 1944; Познанский В., Таланты в неволе, М., 1962.

Отдельно ещё раз помяну здесь великого украинского поэта, бывшего крепостного Т.Г. Шевченко, который не на пустом месте писал о вопиющем крестьянском бесправии, "ненажерливості" панства и не одно - вековом чаянье обездоленного крестьянства:

"На панщині пшеницю жала, втомилася; не спочивать
Пішла в снопи, пошкандибала Івана сина годувать.
Воно сповитеє кричало у холодочку за снопом.
Розповила, нагодувала, попестила; і ніби сном,
Над сином сидя, задрімала. І сниться їй той син Іван
І уродливий, і багатий, не одинокий, а жонатий
На вольній, бачиться, бо й сам уже не панський, а на волі;
Та на своїм веселім полі свою таки пшеницю жнуть,
А діточки обід несуть. І усміхнулася небога,
Проснулася — нема нічого...На сина глянула, взяла,
Його тихенько сповила та, щоб дожать до ланового,
Ще копу дожинать пішла...."


Автор Борис Романов:  «Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали «освобождение женщин» с нуля... Напомню чуть подробнее о школьном и высшем образовании в царской России:  первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000.

Позвольте, а как же быть с фактами?!?!  Повторюсь: моя бабушка крестьянка 1900 года рождения не знала ни единой буквы. Еще я жива, ещё живы во мне воспоминания о моей родне, передаваемые из рода в род, ещё болят фантомные раны от нагаек панских выродков, ешё слышу вночи истошные вопли угнетённых и порабощённых крепостных

Автор Борис Романов:  «Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Несомненно, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме…»

Если бы не вспыхнула революция, я бы не имела высшего образования, не окончила бы Ленинградский политехнический институт, не работала б инженером на серьёзном государственном предприятии

Я понимаю, что шкурные интересы БЫВШИХ  намного выше интересов  трудового народа, получившего в 1917 году  равные права и возможности, но и они ДОЛЖНЫ понять, что всё то что они имели было заработано чужим горбом и чужими кровавыми слезам, и если у ВЫПОЛЗНЕЙ разыгрались амбиции, то я "ЗАПОВІТОМ" Т. Г. ШЕВЧЕНКО помогу им "освежить"  память:

Як умру, то поховайте мене на могилі
Серед степу широкого на Вкраїні милій,
Щоб лани широкополі, і Дніпро, і кручі
Було видно, було чути, як реве ревучий.
Як понесе з України у синєє море
Кров ворожу... отойді Я і лани і гори —
Все покину, і полину до самого Бога
Молитися... а до того Я не знаю Бога.
Поховайте та вставайте, кайдани порвіте
І вражою злою кров’ю волю окропіте.
І мене в сем’ї великій, в сем’ї вольній, новій,
Не забудьте пом’янути незлим тихим словом.