Белые миры. Глава 3. Этюды и сонеты

Валерий Таиров
          БЕЛЫЕ МИРЫ

          ЭТЮДЫ И СОНЕТЫ

ТВОРЕНИЕ                О. Колесникова

Жизнь соткана из очень разных дней.
Жизнь протекает медленно и быстро.
Но ищем мы всегда удачу в ней
И опираемся на бездны смысла.

          Жизнь – это то, что мы в ней есть...
          Жизнь без конца в движении начала.
          Мы трансформируем пространства здесь,
          Чтоб в космосе мелодия звучала.

Жизнь хороша, когда в ней есть мечта.
Жизнь разная – она с собой уносит.
И ни к чему совсем нам суета,
Когда пора плодов приходит – осень.

          Жизнь – это вечный творческий итог.
          Жизнь иногда лишь балует награда.
          Мы проторяем множество дорог,
          И во главе одно лишь слово – надо.

Жизнь, ты – и свет, и зов среди миров.
Жизнь нас манит, и горечь в ней, и радость.
Так примем величайший из даров,
Чтоб долго длить восторг и пить свободы сладость.

МЕРЦАНИЕ                О. Колесникова

Рыдания сдержи, иди, не оступаясь.
Смоги, настройся, жаром убеди.
Не перестань – ведь, не пересекаясь,
Сквозь нас проходят линии судьбы.

          Короткий миг победы иль провала –
          Он опаляет и меняет весь,
          Не много их, но, в общем, и не мало –
          То наша жизнь, которая не здесь

Её не видно посторонним оком,
Она неслышно шорохами снов
Уводит нас в немыслимость далёка,
К мерцающим соцветиям основ.

          Пусть явь горька, и призрачны желанья,
          И нет вблизи не образа – лица,
          Не прекращай выдумывать сказанья,
          В которых нет возможного конца.

Страданья побори и, всё переиначив,
Пропой ещё о том, что не сбылось...
Проникни в суть – ведь нет важней задачи:
Играть всю жизнь. И чтоб отозвалось.


БЕЗЖЕЛАННОСТЬ                О. Колесникова

Игра полутонов и полувзглядов,
Теней летящих шорох и отсвет,
Что, может быть, так надо и не надо,
Средь сердцевины дней безумья этих лет.

          Скользящие в безмерное объятья,
          Движенья, жесты, вздрагивания губ...
          Кем нам ещё попробовать не стать бы,
          Когда всё так не сразу и не вдруг.

Нездешние в желаньях и порывах,
Непризнанные в обуяньи снов,
Мы наполняем царствие счастливых
Энергией из музыки и слов.

          Сияет в том пределе несказанность,
          Неслыханность возможная зовёт.
          И есть там чудо действа – безжеланность,
          Ещё есть предполётность и возлёт...

Туда – без ощущенья оболочки,
Вверх по лучу в сверкающий туман,
Оставив здесь осмысленные точки –
Из дней, из лет, из городов и стран.



МОЛЕНИЕ                О. Колесникова

Пиры бывают на исходе –
Исходе года или дняю
На них глаголят о свободе,
О,  Господи, спаси меня.

          О Господи, спаси, помилуй,
          Спаси, помилуй, сохрани...
          И поделист своею силой
          В благословеннейшие дни.

О, ниспошли мне вдохновенье
Для вознесения всея...
И благостность повиновенья,
И умудрённость бытия.

          Молитвенное духа пенье,
          Предбредовость наития...
          Озвучат света представленье
          И врат святых открытие.

Туда – в предчувствии к истоку,
К истоку мира бытия...
К небесно-страстному пророку
Вселенского стокрытия.


ПОСТИЖЕНИЕ                О.Колесникова

Любовь – это не ласкание,
Любовь – это не упоение.
Любовь – это не обладание,
Любовь – это постижение.

          Постижение миров день за днём,
          Стремление быть всегда вдвоём,
          Свершение множества разных дел,
          Чувств и мыслей поток за предел.

Любовь – это не уют,
Любовь – это не достаток,
Любовь – то, что не отдают,
Любовь – то, с чем идут на плаху.

          Преодоление всех преград,
          Забвение благ и путей назад,
          Свобода в сверканьи звезды нетленной
          И обретение всей вселенной.

Любовь – это восхищение,
Любовь – это восхождение,
Любовь – это притяжение,
Любовь – это пробуждение.

*****

ВЕНОК  СОНЕТОВ  ПЕТЕРБУРГУ                В. Таиров

 Приморский обдувает ветерок,
 Дрожит венок лирических сонетов,
 А я сижу, гадаю по приметам,
 Зачем плету красивейший венок?
 Венок цветов, рассчитанных на цвет
 Твоих волос, слепяще белокурых,
 Как снег на фоне туч, густых и хмурых -
 Венок – в кольцо свернувшийся букет,
 В котором гроздья листьев нараспашку,
 Кольцо, в котором нет колючих роз,
 Но, чтоб решить гаданием вопрос –
 Среди фиалок и гвоздик – ромашки.
      Вплести прекрасный аленький цветок
      Волшебник неизвестный нам помог.

 Что сказочник не выполнить не мог,
 То - между строк мы говорим друг другу
 И знаем Ключ к Святому Петербургу:
 Он – Город Наш, Судьба, и Друг, и Бог!
 …И ты опять смеёшься, говоришь,
 Что город полон и легенд, и мифов,
 Всё мощно в нём, и пусть, не всё так тихо,
 Но он красив. Для нас он – Наш Париж…
 Поэты обойдутся без венка:
 Венок – награда, финиш, фетиш, символ.
 Ты без него загадочно красива,
 Когда в моей руке твоя рука.
      Так ярок алый, заменяющий букет,
      Цветок – ждёт волшебство - любви ответ.

 Он ждёт от волшебства - любви ответ:
 Способен ждать, пока вдруг не завянет:
 Сорвав, его любой смертельно ранит
 И обречёт на перемену цвета цвет.
 Тут не поможет красованье в вазе,
 Наполненной живительной водой,
 И даже в вазе чисто золотой –
 Раз перерезан корешок фантазий.
 И сколько времени мы помним встречи день,
 То ровно столько будет жив цветок,
 Но только память оборвёт виток –
 Цветок заснёт и превратится в тень…
      Цветам забывчивость не ставим мы вину –
      Себе! Но, как в разлуке быть? – Я не пойму!...

 Как можно быть в разлуке – не пойму,
 Работой время плотно наполняю,
 К тебе Корабль Встречи посылаю
 И время точно засекаю по нему.
 Корабль Вызова нам лоцманом послужит,
 Он знает все поправки, держит курс,
 Трюм – как музей овеществлённых муз,
 А паруса – совсем других судов не хуже…
 В тех мыслях, что пронизывают речь,
 В заманчивости, сложности идей,
 В необычайной красоте твоей –
 Необходимость, радость наших встреч.
      Вмиг горизонт разорван – парус впереди:
      Разлуки не было! И ты не уходи!

 Разлуки не было, И ты не уходи:
 Не пройден весь задуманный маршрут –
 Три пристани неразлучённых ждут,
 Как три волшебные загадки впереди.
 На первой, философской, пристани –приста`нь!
 Возникнут обобщенья за недели –
 Какие тайны разгадать сумели,
 Какая города сверкнула грань?
 Вторая пристань – музыки, слов, смеха:
 Петь, слушать, чувствовать, смотреть…
 Программу можно выполнить на треть,
 Но трети тоже хватит для успеха.
      Лишь третья тишь – пристанище влюблённых…
      Как мало мест в тиши уединённых!

 Как мало мест в тиши уединённых!
 Всё в меру – здесь единый гордый стиль:
 Здесь зодчим вертикально воткнут шпиль
 В горизонтали улиц удлинённых,
 И скромен северный задумчивый мотив,
 Здесь возле скандинавского квартала
 Пространство в Невском пропадало,
 И возникал из подворотен миф,
 И Достоевский шёл по переулку,
 Неосвещаемый разбитым фонарём,
 И Город –Царь, заложенный Царём
 Встречал рассветы шумом улиц гулким
      И отражался в невских зеркалах,
      В твоих глазах, в улыбке на губах.

 В твоих глазах, в улыбке на губах
 Я вижу и своё отображенье,
 И мысли, и желаний совпаденья,
 И семь созвучий на семи ветрах,
 Желание взлетать и добиваться
 Полёта лучшего средь певчих птиц
 Над клетками затравленных синиц,
 За счастье биться или драться…
 Нам суждено короткий век летать,
 А счастье наше в длительном полёте.
 Правы ли вы, коль без движения живёте,
 Не обладая тем, чем можно обладать?
      Княжна сложна, хоть не важна` – нежна`,
      Отважным рыцарям её любовь нужна!

 Отважным рыцарям пера любовь важна –
 Не менее, чем рыцарская честь,
 Чем злато, если это злато есть,
 И даже чаша очень сладкого вина:
 Когда твой город – пленник красоты –
 Тебя захватит красотою сразу,
 Спасёт не раз от плена разум,
 Но я рад плену в связке «я и ты»,
 И плен – не плен – свободное паренье
 Над Петропавловкою – в Третий Летний Сад,
 Фасад Дворца тут видел Ми- и Фа- парад,
 Истории державной привиденья…
      Живёт державное Петра творенье –
      Наш Город – Боль, Лекарство, Избавленье…

 Наш город – Боль, Лекарство, Избавленье,
 Комедиант, Актёр и Драматург –
 Всё это он – наш город Петербург:
 Предназначенье скрыто, не одно значенье –
 Как небо серое скрывает обречённость,
 Так слух – преданье ходит чёрной тенью –
 «…Тут пу`сту быть, и ждите наводненья,
 И революционную сплочённость…»
 Порабощённость страшно нищей слободы
 Пугает «герценов» предчувствием беды,
 И это мрачное величество воды,
 И медный конь под всадником – узды
      Вот-вот раскусит, спрыгнет со скалы – в тот миг
      Наш Петербург покажет миру грозный лик!

 Когда наш Петербург проявит грозный лик,
 Уйдут фантазии, придёт Оркестр Тревог,
 И затрубит подполье в свой призывный рог,
 И странный сказочник покажется велик!
 Затем – обыденность, сон бытия глухой,
 Туман души, и тайны серых улиц…
 Покажется: от врат России отвернулись
 Благоволения богов в век злой, лихой…
 Но предсказанье блеска Северного Рима
 Живёт, не меркнет, хоть престол перенесён –
 Ведь монумент Петра Великого спасён…
 Ещё б очистить град от шелухи и грима!
      Санкт – Петербург – прекрасный Образ
                иль трагизм творенья?
      Про город мненья разные имеют поколенья!

 Про город мненья разные имеют поколенья:
 Кому он – друг и брат, кому – издревле свят,
 Иным лишь ночи белые про город говорят,
 И сеть гранитом ограниченных течений.
 Мосты и фонари, фантастика – дворец,
 Непостижимость, фантастичность…да не много ль?
 Двойное бытиё…Россия.   Вот и Гоголь, =
 Творец мистерии, - нашёл в клубке конец:
 Он видит призрачность на Невском на панели –
 Тут в заколдованное место город врос,
 В толпе обманов ходит ловкий Нос,
 А рядом отбирают у людей шинели…
      К принявшим жертвы – ласков, к жертвам он – трагичен,
      Как самобытен Петербург! И как «столичен»!

 Как самобытен Петербург! И как «столичен» –
 Столичный город, правда, без престола…
 Пётр – Фальконе. Лицо – Марии Коло.
 Горд монумент! А горожанин обезличен,
 Он, как и памятник, в легенду превращён -
 В названья улиц, рек, садов, мостов,
 Но после разных социальных катастроф
 Что нам, потомкам, остаётся от былых имён?
 Не знаем смысла и названья слов:
 «Ульянка», «Котлин», «Охта», «Автово», «Нева»!
 У мифотворчества на Миф – свои права:
 Есть в каждом перекрёстке улиц - Пять Углов!
      Игра в названия останется игрой…
      А Петро-Ленин-Град - Герой!

 Наш Петро-Ленин-Град – Герой,
 Он выстоял, но в славе Ленинграда
 Просвечивает страшное: БЛОКАДА…
 И часто тихою рассветною порой,
 Теперь, когда прошли десятки лет,
 Услышав щёлканье сухого метронома,
 Мне хочется в укрытие под домом –
 Я жду бомбёжки … А бомбёжки нет:
 Нет здесь войны, сирены, артобстрела…
 Кто ранами, кто смертью город спас,
 Дорога жизни, дорогая, сохранила нас,
 Но, сохранившееся в душах - обгорело…
      В войну мы маленькие были дети…
      Нам Город Детства, Юности - попутчик и свидетель!

 Нам Город Детства, Юности – попутчик и свидетель
 Движения по жизни. Он – наш дом,
 Расставшись, с ним встречаемся потом,
 И входим в тень его, являемся и в свете…
 Хотя он болен властью и безвластьем,
 Он дорог нам, как спутник добрых встреч,
 Который смог нас от несчастья уберечь
 И дал с избытком, бескорыстно – счастья.
 Любовь плетёт красивейший венок
 И подбирает пары по приметам,
 И струны подчиняются сонетам,
 И волны невские ласкаются у ног…
      Пусть, прославляя Город, поплывут
      Венки сонетов, брошенных в Неву!


ПРО ГОРОД МОЙ                В. Таиров


 Про город мой с восторгом пели
 Приезжие на Невском, увидев красоту
 Творений зодчего Растрелли
 И «клодтовских» водничих на мосту.

 Дождь в городе размыл мажорный образ,
 Загнав прохожих по своим домам,
 Приезжих – в туристический автобус,
 А остальных – по сказочным дворцам…

 Но было иностранцам невдомёк,
 Что слава питерская – мокрая погода:
 Дождь, морось, снег и влажный ветерок –
 Старинная болотная погода…

 Барокко пышное и Гений создаёт,
 И дождиком испытанный народ!
 

ТВОЙ  ОБРАЗ                В. Таиров

Твой образ я храню и берегу -
 Не надо фото - красочных картинок:
 В лесу и у реки на берегу,
 И у моста – на сетке тонких льдинок -
 Тебя я вижу, и к тебе лечу…
 Ты чувствуешь моё стремленье видеть
 И прикоснуться пальцами к плечу -
 Мы на судьбу сегодня не в обиде.
 Моё воображение с твоим
 Встречается в мирах неощутимых,
 А мы почти совсем не говорим
 О встречах, часто неосуществимых…
           Воображеньем нарисованный портрет
           Напоминает ту, которой рядом нет…

*****


ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ «Белые миры» - «Волны времени» -

- см.http://www.stihi.ru/2015/10/21/3327