Применение труда

Жарасбек Коргамбаев
Вне труда ни одно общество не может организовывать свою жизнь. Труд всегда стоит на первом месте. И современное общество медленно разлагается именно на основе разложения труда. Расщепление труда есть разложение общества. Вот каким путем гибнет капиталистическое общество: паразитизируясь и парализуясь в полном смысле этого слова и тем все предоставляя людям, чтобы они от ныне все решали сами, сообразуясь с доводами разума или происками дьявола .

Суть здесь состоит именно в применении труда, именно в зависимости от чего, так или иначе, заполняется пространство между производством и потреблением. Это пространство, непосредственно зависящее от способа труда, определяется, следовательно, способом распределения, соответствующим способу применения труда. У первобытных общин, например такого пространства вообще не было, и они все свое время отдавали поиску и добыванию себе пропитания. В рабовладельческом обществе часть населения освободилась от непосредственного труда, и свободные граждане могли заниматься другим делом, развлекаться, воевать, просвещаться, управлять государством, путешествовать и т. д., и отсюда начинается и развитие культуры древнего мира. В помещичьем обществе  такой свободой располагали только представители господствующих классов, пировавших и воевавших на труде крестьян и ремесленников. И названное пространство здесь увеличилось, развивались центры торговли и культуры, открывались первые университеты, школы и т. д. Развитие общества, хотя и медленно, открывало простор для развития человека, для осуществления человека как духовного существа, хотя это еще не было индивидуальным развитием, развитием человеческой личности. Развитие духа как такового, разума как такового беспрерывно происходило на основе развития производительных сил и науки. Здесь мы имеем дело, следовательно, и с развитием сознания общества как такового.

Капитализм все коренным образом переменил, создав крупную промышленность и крупное земледелие. В конце концов, он всю экономику и культуру поставил в зависимость от науки и тем способствовал развитию интеллекта, мышления, расширил кругозор человека. И он освободил гораздо больше людей, чтобы они могли размышлять, управлять и т. д. Он вместе с тем уничтожил и «помещичий способ поедать», пировать и научил людей все силы прилагать только к полезному труду и прибыли, увеличивающих богатство. Поэтому Бентам заслужил любовь капиталистов. Поэтому капитализмом двигало стремление к богатству как таковому, что, как мы уже знаем, соответствовало степени развития производительных сил и производительности труда безотносительно к индивидам. И здесь люди трудились, не покладая рук, и размышляли, ни о чем другом не думая, кроме своего общества и его богатства, и капитализм породил целую плеяду великих мыслителей, которые силой и глубиной своего мышления и ныне поражают людей. Основы всего того, чем располагаем сегодня мы, были заложены капитализмом, а мы только продолжаем и совершенствуем достижения предыдущих поколений и самобытных мыслителей, трудившихся почти бесплатно, без какого-либо расчета на премии и вознаграждения. Вспомните Дарвина, Эйнштейна, Циалковского, Маркса, Ленина и т. д. Капитализм тогда не баловал ученых, как в наше время. Они были самобытными. И зачастую они работали без расчета на вознаграждение.

О сегодняшних переменах прошлые поколения даже мечтать не могли. И их суть состоит в том, что производство и потребление поменялись местами, и впервые общество стало зависеть от потребления, которое превратилось в самоцель. И общество впервые все свои силы стало вкладывать в непроизводственную сферу, и не только в сферу развития интеллектуальных способностей людей, но главным образом, в силу зависимости производства от потребления, для всестороннего развития потребностей людей, в силу чего и торговля, ранее зависевшая от производства, приняла самодовлеющий характер. И миром стала двигать ненасытность и жажда обогащения, принявшие массовую форму.
Освободившееся пространство, таким образом, заполняется погоней за удовольствиями и наслаждениями. Бешеной погоней за деньгами. И наши города и села стремительно превращаются в места развлечений и взаимных услуг и заполняются базарами и торговыми центрами. Теперешние люди все это обозначают понятием «услуга», даже не имея понятие, что оно с собой представляет. Центры же культуры вытесняются, все таланты и дарования, не сумевшие приспособиться к «рыночной экономике», оказались в унизительной зависимости от меркантильной системы. Рыночная система тем самым человека не только завела в тупик, а поставила на край пропасти, тем самым впервые его озадачив. Поэтому человек сегодня бессознательно стоит на перепутий и перед выбором. Это есть объективное положение вещей, сложившееся историческим развитием и нисколько не зависящее от наших эмоций и самосознания. И оценить его должны люди, которые неожиданно оказались в этом тупике.  И выходить они из него могут, лишь объединившись.