Муса Джалиль

Ник Кл
       - жить я остался в двадцатом веке... – в нутре «треклятых» семидесятых...
                (Светский Павел http://www.stihi.ru/2015/07/01/1)


Осенью 70 года Геннадий Васильевич Торлупа серьезно занялся нашей группой. Менестрели распались, а у него было еще много задумок, которые мог реализовать с нами.

Не помню, были ли какие концерты до февраля 1971 года. Наверно были, и была заметка о Свее на радио. Нас приглашали в Радиокомитет по ул. Горького на студийную запись. Хорошая была кассета, жаль не сохранилась. Моей маме очень нравилось "Я люблю тебя, Россия" в исполнении Дятчина.
 
 Репетиции проходили регулярно, Гена работал с нашими голосами, уделяя особое внимание Володе. Голос у него был "от бога", как говорится, и Гена возлагал большие надежды. Песня на стихи Есенина "Не жалею, не зову, не плачу", кажется, была сделана в то время. Удивляюсь сейчас, как 20-ти летнему Дятчину удалось передать мироощущение зрелого мужчины, каким уже был Торлупа в то время. Таланты, однако!

Муса Джалиль

Но главное, Торлупа продолжил "свои эксперименты", как выразился Сережа Брюно в воспоминаниях о Менестрелях. Там они исполнили "Аве Марию" Шуберта. Это было потрясающе! Я с восхищением и белой завистью слушал Менестрелей и смотрел на их белые жабо на каком-то концерте, то ли в Менжинке, то ли в 1-ом доме КАИ.

Для нас Гена приготовил произведение посложней - сюиту по мотивам оперы "Муса Джалиль" Н. Жиганова. На мрачном ритмическом фоне - Ту-ту, Ту-ту-ту, Ту-ту, Ту-ту-ту, шел сложный вокал - А-а-а, А-аааа... Далее вступал чтец со стихами Мусы Джалиля из "Маобитской тетради":

Не преклоню колен, палач, перед тобою!
Я узник твой, я раб в тюрьме твоей...

Мороз по коже пробирал не только зрителей. Стихи читал профессиональный диктор татарского радио - Володя (фамилию не помню), с внешностью Максима Горького в молодости. Специально приглашенный, он считал себя главным исполнителем, а мы лишь создавали аккомпанемент.

Фестиваль студенческой песни в Перми

Вот с этой композицией, как с сильным козырем, мы поехали в Пермь на фестиваль студенческой песни . Но тут уже Володя Дятчин преподнес сюрприз - наотрез отказался ехать в этот город, не объясняя причин. Нам с Колей Локаем пришлось "закрывать амбразуру" своими жидкими голосами (да простит меня Коля). Я спел "Не мув ниц" Червоных гитар, а Локай - что-то из Битлов, не помню уж. Выручал еще Коля Пузанов:
"И моей инструментальной пьесой «Алые паруса», кстати что было против правил конкурса – там должны были участвовать только вокально – инструментальные произведения".
На Жиганова Гена сам встал к микрофону и пригласил знакомую из консерватории.

В Перми наше выступление не оценили так, как в Казани. То ли не знали, кто такой Муса Джалиль, то ли из-за отсутствия Володи Дятчина в нашем ансамбле. Моё исполнение на "чистейшем" польском было замечено публикой - подходили с поздравлениями. Слова я переписывал на слух с магнитофона. Это вам не сейчас - только по-гугли, и посыплется, хоть на русском, хоть на польском кириллицей или на латыни.

Первые места на фестивале получили сами пермяки, затем вокальные ансамбли политехнических институтов Иркутска и Волгограда, эстрадный оркестр(забытое сейчас название) Томского университета
(См.
О Свее в этой статье даже не упоминается. В жюри входили композитор Г.Терпиловский и руководитель Ленинградского джаз-оркестра И.Вайнштейн. Главный же приз заслужил музыкальный коллектив Саратовского университета.

Что интересно, с девушками из Саратова мы ехали в Пермь в одном вагоне. Запомнился курьезный случай с Колей Пузановым. Ему приглянулась одна из их группы и они с ней всю дорогу проторчали в тамбуре. Дело было зимой и Коля потерял голос, что вызывало много шуток. Хорошо, что он соло, только гитарист. (Это и называется – Саратовские страдания). 

Еще запомнилась группа девушек из Якутии. С ними мы снова встретились уже в 1973 году в Казани, в международном лагере "Волга". В сентябре Свей пригласили играть там на танцах. Жили мы в легких бунгало, а было холодно и сыро настолько, что спали в одежде. (Про меня болтают, что  даже ботинки не снимал. Врут конечно!).  По вечерам играли в столовой танцы, а днем били баклуши на кроватях, слушали магнитофон. В то время рок опера "Иисус Христос" Веббера только набирала популярность, и я ее слышал впервые.

В Перми одной из первых была якутка Света Егорова, вроде бы. Ее даже потом крутили на радио. К сожалению, на Волгу с группой она не приехала. Там в Перми Света проявляла, как показалось, некоторый интерес ко мне, и ее появление здесь могло бы как-то скрасить этот "бархатный" сезон. Однако, этого не случилось, и приходилось довольствоваться арией Марии-Магдалины.

Отставим лирику в сторону, вновь по делу. А дел у нас предстояло много - 1971 год был самым насыщенным событиями.
Сначала институтский фестиваль "Студенческая Весна 71", потом всесоюзный рок-фестиваль в Горьком (Нижний Новгород)  "Серебряные струны 71", и летнее турне по целинным землям Казахстана с агитбригадой ВЦСПС.

Кто лучше забивает гвозди?

"Муса Джалиль" на институтском фестивале произвел фурор! С этим номером мы потом выступили на городской "Студенческой Весне 71" в каком-то приличном зале, может даже в Оперном театре Казани. Помню, огромный задник с изображением памятника Мусе Джалилю под белой кремлевской башней с часами и мы на этом фоне. В полном составе.

Остальные номера были раскритикованы основательно. Статья в институтской газете "Крылья советов" так и называлась: "Кто лучше забивает гвозди?". Особое нарекание было высказано в адрес песни, которую сольно исполнял ваш покорный слуга. Цитирую: "Что сделали, например, на V факультете с "Весной" И.Дунаевского?! Пропал Дунаевский, пропала тихая, ласковая мелодия!".
Кстати, в этом же номере газеты в статье В. Чуркина "Гала-концерт" похвально отмечены номера V факультета. Наряду с композицией "Муса Джалиль", заслужили внимание миниатюристы. Цитирую: "- это вокально-инструментально-игровое трио "ВаФеДы"(Васильев, Федоров, Добреньков), как их шутливо называют". "ВаФеДы",  вместе или по-отдельности, очень помогали проводить наши концерты, как в Казани, так и на выезде. До сих пор помню стихи Димы Добренькова на концерте в Н.Челнах (тогда город Брежнев):

И верю я, настанет время,
Как перед тысячами глаз
Пройдет гигант,
               ведя стальное племя
Под гордым именем - "КАМАЗ"!

А ведь, настало - просто, трудно было представить себе такое тогда.

Серебряные струны 71

Хоть нас и поругали маленько, в апреле Свей направили на рок-фестиваль "Серебряные струны 71", наверно, как "лучших забивальщиков гвоздей".
Я не буду рассказывать про эту поездку, поскольку Коля Локай очень подробно и ярко описал впечатления от рок-фестиваля в Горьком. Участие в нем явилось поворотным моментом в судьбе Свея. Думаю, этим можно объяснить наши победы на двух последующих городских конкурсах "Зимняя эстрада" в 72 и 73 годах. И скорый распад на взлёте.
Замечу, "Серебряные струны 71" были очень серьезным мероприятием для того времени. Участие в нем принимали самые лучшие рок-коллективы со всей страны и победители еще долго оставались популярны. Да и сейчас, наверно, знают и помнят ансамбль из Челябинска "Ариэль", не говоря уж об Александре Градском.



Продолжениеследуетеслибудетобратнаясвязьгосподавоттаквотпишите.