На горе Крылатой

Анатолий Просняков
На фото: взлет планериста

На горе Крылатой в воронке спряталась палатка. Возле воронки девушка помогала взлететь планеристу. Я подошел поближе. Снизу несся непрекращающийся поток воздуха. Планер взвился и завис на месте. Девушка отошла. Планерист взялся за рули высоты, планер стал подниматься. Девушка возвращалась на базу. Я спросил, не мужа ли проводила в небеса? Она ответила: друга. Планер поднимался. Рядом с ним опускался, закладывая крутой вираж, параплан. Параплан отличается от дельтаплана отсутствием жесткой конструкции. При посадке он сдувается и собирается в мешок. От параплана слышался девичий вскрик, полный восторга. Параплан опустился, тут же инструктор, на ходу, стал упаковывать его. Две женщины смеялись, одна шла рядом с инструктором. В небе, на разной высоте, плавали разноцветные флажки планеров с подвешенными снизу фигурками людей. С горы открывался вид на Коктебель. За ними до горизонта простиралась гладь моря. Взлетев отсюда, планеристы могут часами летать вдоль берега, наслаждаясь видами.
У этой горы несколько названий. Основные сейчас – Лётная, Планерная, Узун-Сырт, что на местном наречии означает Длинный хребет, или гора Клементьева, планериста, стоявшего у истоков русского планеризма и погибшего здесь в 1924 году. Интересно, что открытие свойства этой горы связано с именем внука Айвазовского, авиатора Константина Арцеулова. Сама гора  имеет округлый ровный хребет, словно лежащий карандаш, так она видится с симферопольской автотрассы. Я услышал три версии события от трех экскурсантов. Возможно, будь я на четвертой экскурсии, то услышал бы еще одну. Все версии имеют общую шляпу, которая взлетела и долго не опускалась на землю. В двадцатых годах прошлого века, возможно, все летние шляпы делались из соломы, поэтому первая версия, услышанная мной в музее свободного полета, не утверждала, что шляпа соломенная. Итак, вот что случилось со шляпой. На горе стояли два человека. Внук Айвазовского снял шляпу с приятеля и подкинул ее. Шляпа продержалась в воздухе несколько минут, пока не упала на землю. Другая версия, что соломенную шляпу сдернуло с головы восходящим потоком воздуха, после чего она пролетела значительное расстояние. Наконец, третья версия, что сам приятель подкинул свою шляпу, которая несколько секунд парила в воздухе. Я бы не удивился, если услышал версию, что шляпа прилетела снизу. Когда стоишь в точке, где склон из долины переходит в горизонтальную плоскость, то ощущаешь, нет, ощущать можно легкое дуновение, не ощущаешь, а пронизываешься мощным непрерывным потоком воздуха, идущим снизу. На всей планете таких мест совсем немного. Как сказали в музее, кроме этого, одно место есть в США и одно в Китае. Видимо, их больше, но настолько удобных мест для взлета, обзорности и посадки планеристов раз-два-три и обчелся. Играет роль еще и то, что климат здесь теплый и можно летать круглый год.

Птице ведомо чувство полета,
Только неведомо птице,
Что на земле есть кто-то,
Кто вслед за ней стремится.

Будет красок в душе изобилье,
Все ему ощущенья умножат
Данные человеку крылья,
Если взлететь он сможет.

Людям мало душевного взлета,
И синицы не хочется часто…
Получить ощущенье полета -
Вот что они называют счастьем.

Взлететь и парить и парить в восходящем потоке,
И чуять в блаженстве эфира небесного токи.

Вот такие, хоть и неловкие, стихотворные строчки пришли на ум, когда я увидел парящих в небе планеристов. Мне кажется, все планеристы – поэты, потому что только у поэтов так сильна тяга к прекрасному. И сама конструкция планера изящна и легка, особенно новейших типов, и виды крымской земли с высоты птичьего полета: степи с редкими речками и озерами, изрезанные правильными прямоугольниками виноградников; селения, утопающие в садах; каменные отроги с причудливыми очертаниями, выступающими прямо в блестящее море, или предгорья, заросшие крымской сосной и можжевельником; все это перемежается в разных местах рядами остроконечных кипарисов. На этой горе побывали все, без исключения, известные в России, и далеко за пределами страны, люди, создававшие различные не только авиа, но и ракетные проекты. Все авиаконструкторы Советского Союза испытывали здесь свои модели. Одно дело – аэродинамическая труба, другое дело – испытание аппарата в реальных условиях. Вспомните фамилию любого человека, связанного с полетами в воздухе или космосе, и можете быть твердо уверены, что он побывал здесь, на этой горе. Гора Крылатая превратилась в Мекку воздухоплавателей. Космонавты перед полетом бывают здесь и напитываются энергией этой горы. И я тут был, но жаль, что не купил головной убор, как рекомендуют перед дальней экскурсией, а ведь мог повторить знаменитый полет шляпы. Теперь уж как-нибудь в следующий раз.
Как бывалый турист, могу посоветовать: вначале посетите музей свободного полета в Феодосии, он находится в самом центре, рядом с музеем денег. Здесь хозяйка музея в деталях и с большим удовольствием расскажет историю российского планеризма, начавшегося именно здесь, в Крыму. Музей был открыт в 1990 году, еще в период СССР, назывался он «Музей дельтапланеризма», а 12 апреля 2014 года, когда Крым возвращался в Россию, у него состоялось второе рождение, музей получил нынешнее название. В музей обычно приходят люди, имеющие отношение к воздухоплаванию. Седой посетитель, попавший в музей одновременно со мной, оказался из города Королев, где проживают космонавты и персонал космического центра. Его товарищ, полковник авиации, многократно летал на дельтапланах. Однажды в Приэльбрусье он приземлялся на параплане, но порыв ветра не дал ему свернуть вовремя купол. Его протащило больше километра по земле. Воздухоплаватели – отважный народ. Кстати, в этом году музею присвоили имя Константина Арцеулова, по инициативе которого в 1923 году были проведены первые Всесоюзные планёрные соревнования на горе Узун-Сырт. А с 1931 года в Коктебеле начала работать единственная в СССР Высшая летно-планёрная школа. Интересно, что Коктебель тогда назывался поселок Планёрный, где и проживали планеристы, хотя для людей искусства он оставался Коктебелем, сохранившим дом поэта Максимилиана Волошина.
И, когда вы побываете рядом с взлетающими планеристами на горе Крылатой, то вам тоже захочется увидеть с высоты птичьего полета крымское великолепие. Если будете об этом мечтать, то знайте: мечты всегда сбываются.