Казахстан

Ник Кл
Закончив весеннюю сессию, мы готовились к поездке агитбригадой ВЦСПС по Казахстану.
Надо заметить, учиться стало легче. Вернее, сдавать экзамены и зачеты - преподаватели нас узнавали и делали поблажки. Знания мы всё же получили, о чем свидетельствуют успешные карьеры многих участников ансамбля в дальнейшем.

Подготовка к поездке заключалась в настройке и упаковке аппаратуры, перетягиванию звуковых колонок и барабанов ударной установки, и в других мелочах. Всё это делалось под чутким руководством нашего технического директора - Измаила Сепкулова.

По вагонам!

И вот в один прекрасный день, загрузив многочисленные коробки и ящики, мы сели в поезд до Кургана.  В поездке нас сопровождали:
В. Ушаков - администратор;
Р. Байбурин и В. Васильев - конферанс;
Дана Мамин-Оглы - вокал.

Кстати, В. Васильев - один из "ВаФеДов", о которых я упоминал в предыдущей части. А о Дане могу сказать, что ей посчастливилось петь в дуэте с Муслимом Магомаевым, когда тот приезжал в Казань со своими концертами. Теперь Дана осчастливила нас. Правда, ей приходилось скрываться под вымышленным именем Анна Мамина, так как студентам Гнесинки было запрещено петь на эстраде. Одна девушка среди десяти парней - это, конечно, создавало некоторые неудобства в поездке, но зато дисциплинировало. (В дальнейшем Дана продолжила творческую карьеру в трио "Рябинушка" под именем Дана Муравьева - https://vk.com/wall150529721_31539 )

Итак, Курган, Кокчетав, Целиноград (теперь - Астана, столица Казахстана) - опорные пункты нашего путешествия. Там мы давали большие концерты с конферансом и юморными миниатюрами в исполнении Байбурина и Васильева. Да и репертуар Свея расширился благодаря участию Даны и опыту, полученному на рок-фестивале в Горьком. "Серебряные струны 71" подтолкнули не только к изменению аранжировок старых номеров, но и к созданию новых, с более "крутым" звучанием.

Даешь Сталинград!

Надо отметить один из первых концертов в Кургане. Вот Коля Пузанов рассказывает:

"Помню отрывками выступление в Кургане на открытой площадке парка имени, естественно, Горького. Тогда мы выступали вместе с агитбригадой из ГДР. Чистенькие такие, уверенные в себе ребята и девушки, аппаратура "Динаккорд", подставки для гитар, дудочка - флейта, немецкие, солидные такие (не помню названия) гитары. Они выступали первыми, и когда мы начали выставлять свои самопальные усилки и колонки,  стали  смотреть на нас с чувством превосходства, как на бедных родственников. Но лишь до первого нашего выступления.  А когда из зала вместе с бурной овацией  раздался пропитый такой голос - Даешь Сталинград! - вообще спали с лица и очень зауважали. Потом помню, как Витя Васильев, затейник  наш, вступил с обладателем этого голоса в бурную дискуссию. Да много еще чего было интересного в этой поездке..."

Целина

В основном, выступления проходили на выезде, в селениях бескрайних целинных земель Казахстана. Для этого нам предоставили микроавтобус "ПАЗ". Такие курсировали на городских маршрутах Казани в "лихие" 90-е. Размеры "Пазика" позволяли загрузить всю нашу аппаратуру, инструменты и с комфортом разместиться личному составу. Водитель был добрый малый и давал даже порулить на пустынных полевых дорогах. Замечательное было время! Много было приключений и курьёзных моментов, как обычно бывает в путешествии дружной и веселой командой. Как говорит Коля Пузанов:
"Для меня, и по моим, естественно, совершенно субъективным ощущениям, эта поездка – одно из самых светлых и лучших воспоминаний моей молодости."
 Он об этом сочинил песню "Полдень - ХХ век" и сделал клип, который можно посмотреть здесь: https://youtu.be/ysroqHK7ozY

В забытых поселках переселенцев или выселенцев нас встречали с радостью и отменным гостеприимством. Устраивались столы после концерта с незатейливыми блюдами местной кухни и большим количеством водки. Запомнились горы вареного мяса на тарелках, жареные караси, ловить которых мы помогали сами. Там я впервые попробовал кумыс. 

Ночевали в школах, клубах, сельсовете. Вповалку на полу. Помнится глинобитная сакля с плоской крышей, на которой загорали в свободное время.

"Казан сейли"

Стыдно вспоминать один концерт в татарском селении. В нашем репертуаре не было ни одной татарской песни, хотя мы представляли Казань - столицу Татарстана. Да и татарин в Свее только один, и тот технический директор. Как я уже упоминал, Измаил большой знаток Битлз, отнюдь не народных песен. Выход предложил Коля Локай: "А давайте сыграем инструментовку, с которой начинается "Казан сейли" республиканского радио". Быстренько разучили, перед концертом отрепетировали и - на сцену. Особого восторга зрителей после выступления не припоминаю. Может еще потому, что это был единственный платный концерт в нашем турне. Вся поездка оплачивалась ВЦСПС и билеты не предусматривались, а тут решили подзаработать. Случайно попали на татар (вроде бы, крымских).

Были и более приятные моменты. Саша Смирнов - наш барабанщик - подсказывает:

"Кроме татарских сел мы были в немецком и польском селах. (Тоже,
 наверное, ссыльные в ВОВ.) Тебе написали отзыв на польском языке на
 песню "Не мув ниц" в книге отзывов.
 Такую книгу, видимо, положено
 было иметь бригаде ВЦСПС."

Думаю, что отзыв не только мне - в нашем репертуаре была еще песня на польском "Закоханы", которую замечательно исполняли в дуэте Володя Дятчин и Дана (Анна Мамина) - наши прекрасные вокалисты.

"Ванну, кофе в постель"

По возвращении в "опорные пункты", т.е. город, личный состав оттягивался в комфортабельных номерах лучших гостиниц. "Ванну, кофе в постель" и прочее. Запомнился номер в Кокчетаве - огромный, весь в коврах, зеркала и мягкая постель. После дороги оценить такое  по достоинству было не сложно.

Конечным пунктом был Целиноград, где мне купили на оставшиеся профсоюзные деньги новую бас-гитару "Орфей". Полуакустик красного цвета, своим бархатным звучанием украшал последние два года победные выступления Свея.

А потом была свадьба Шурика по возвращении в Казань, потом спортивный лагерь КАИ "Икар", а потом - осень, новый семестр и новые репетиции. Шла подготовка к "Зимней эстраде 72" и фестивалю авиационных вузов в МАИ (г. Москва).

Продолжение следует.