Музеи Крыма. Музей Максимилиана Волошина

Анатолий Просняков
На фото: во дворе музея Волошина

В музее Максимилиана Волошина мне удалось побывать дважды. Есть такая экскурсия «Вечерний Коктебель». Она завершается прогулкой на катере вокруг мыса Карадаг. Кстати говоря, путеводитель «Феодосия» утверждает, что морская прогулка вдоль карадагского побережья – это эстетический шок, ничего подобного на Крымском полуострове нет. Подтвердить это не могу, потому что не везде бывал, но понравилось, особенно проплывающие мимо яхты, оформленные под старину, с названиями «Ассоль» или «Алые паруса». Можно было искупаться напротив Золотых ворот, если б не пронизывающий ветер. Пирс, от которого отходит катер, находится напротив музея Волошина.
Это был второй день в Крыму, в тот день, под гул двигателя прогулочного катера,  мне пришли такие строки:
Здравствуй, веселая жизнь!
В сердце проходит печаль!
Крепче за парус держись!
Прошлого больше не жаль!

Сердце волнует в груди
Вид – черноморская даль.
Солнце зажглось впереди.
Прошлого больше не жаль!

Берег обрывист и крут.
Ветра пронзительна сталь.
Где-то остался уют.
Прошлого больше не жаль!

Экскурсовод дала нам свободное время. Все разбрелись. Рядом, вернее, вдоль берега находится рынок, где торговцы предлагают все южное разнообразие. Часть людей пошла туда. Я сразу зашел в музейный дворик, заполненный людьми. Звучала джазовая музыка. В глубине дворика джазовый ансамбль исполнял композиции. В Коктебеле проходил ежегодный фестиваль джазовой музыки. Здесь состоялось внеконкурсное исполнение. Джазовые мелодии хороши тем, что их можно начинать слушать с любой точки, заканчивать слушать – так же неожиданно. Джаз безграничен и бесконечен. Джазмен может исполнить один мотив на тысячу вариаций. Одновременно рассматривал двухэтажный дом – приют поэта. Во дворе под тенистыми деревьями стоит памятник Поэту. Деревья, возможно, посажены самим поэтом. Но пройтись по экспозиции времени не хватало. Этот день запомнился навсегда, потому что случилось такое событие. Когда катер отправлялся, веселый молодой человек взялся фотографировать туристов, приговаривая: «Улыбочку! Вот так повернитесь!». Для чего он так делал, никто не знал. Фото никто не заказывал. Но, вернувшись, мы увидели на берегу этого же парня, предлагавшего магнитики с изображением лица туриста на фоне коктебельских видов. Оформлено было красиво, поэтому большинство покупало, хотя и слышались возгласы, что дороговато. Отдать 250 рублей за находчивость – почему бы и нет?  Мне понравился свой портретик в темных очках на фоне карадагского массива. Этот магнитик находился в пакете с другими подобными безделушками. Ручную кладь - сумку с крымскими сюрпризами и подарками заставили в симферопольском аэропорту сдать в багаж из-за бутылки каберне фирмы «Массандра». В аэропорту Домодедово мне нужно было делать пересадку, багаж в Иркутск пришел через три дня. Сумка оказалась взрезанной снизу по шву, и мой коктебельский портрет исчез вместе с другими сувенирами.
Для посещения музея Волошина пришлось самостоятельно ехать из Феодосии на рейсовом автобусе. Местный автовокзал находится неподалеку от рынка. По Феодосии я предпочитал ходить пешком, видя битком набитые автобусы. Сам город не так уж и велик, его можно использовать, как терренкур, потому что поверхность холмистая и имеет наклон к морю. Молодежь берёт в прокат велосипеды, но я не рискнул, потому что автотранспорта много, а дороги не оборудованы для велосипедистов. Коктебель находится в 15-20 километрах от Феодосии, если считать автотрассу. По морю – гораздо ближе. Несмотря на неторопливость и остановки, рейсовый автобус через полчаса был в Коктебеле. Основные достопримечательности поселка – дельфинарий и биостанция, где кроме бассейна с морскими животными, можно посетить террариум с разными гадами. Берег моря – пляжная зона с развлечениями, в центре на берегу – музей поэта Волошина. Что могу сказать о музее? Фотографировать нельзя категорически, только на террасе второго этажа - с видом на море.

Русское время сюда переброшено,
Где успокоилась лира Волошина.
В доме у Макса мы молимся истово,
Чтоб его слово горело, неиствуя.

 Поэт он, конечно, был гениальный. Одно дело – знать из литературы или прессы об этом. Другое дело – побывать в местах, им освоенных. Дом поэт создал сам, по своим чертежам. Он был еще и архитектором и художником. На стенах музея развешаны его эстампы и картины. Талантливый человек талантлив во всем. У него была одна настоящая любовница – поэзия. Первая жена, в которую он был влюблен, была слишком утонченной натурой. Ее тяготила любовь Поэта, стихов мужа она не понимала, при первой возможности ушла к их общему знакомому. Вторая жена была для него преданнейшим другом и помощником, благодаря которой Волошин в тяжелые годы революции смог принимать у себя людей искусства. Думаю, душевно он остался верен первой жене. Гид на катере рассказал такую легенду, показывая на берег под Карадагом. Максимилиан Волошин и Марина Цветаева, приехавшая к нему в гости в 1911 году, прогуливались по берегу. Макс (так называл его гид) рассказывал, что весь берег полон самоцветов - полудрагоценных камней, в том числе, сердолика. Бухта, кстати, сейчас называется Сердоликовой. Понятно, оба - поэты. Марина была тогда свободна, Макс тоже (холост после развода). Видимо, был тайно в нее влюблен. И вот Марина говорит:
- Первый мужчина, который найдет мне сердолик, станет моим избранником на всю жизнь.
До этого Макс постоянно находил на берегу сердолик. Стал искать. Одновременно здесь прогуливалась другая компания: молодой человек Сергей Эфрон и его родственницы. Этот самый Сергей нашел какой-то камешек, подошел к Марине и протянул ей с вопросом: «Не подскажете, что это такое?». И вот надо же: камешек оказался сердоликом. Не повезло Максу. Через полгода Сергею исполнилось 18 лет, и они поженились. Не могу утверждать, легенда это или быль. В Феодосии есть музей сестер Цветаевых. Там я спросил хозяйку об этом случае. И мне подтвердили: было именно так. Вот что такое поэтическая натура. «Найдите камешек и будете мне мужем!» - может ли благоразумная девушка сделать такое объявление? Кстати, бусы из сердолика, купленные в Коктебеле на рынке, я привез своей младшей дочери в подарок. Надеюсь, хватит ей этого количества, чтобы не делать опрометчивых объявлений. Сердолик по-настоящему лечебный камень. Особенно сильным считается крымский сердолик. В годы Отечественной войны сердоликом лечили раненых бойцов, до 1949 года проводились медицинские исследования, пока власть не объявила это лженаукой. Кольцо с сердоликом подарил Пушкин Марии Раевской, она хранила его как талисман всю жизнь. Другое сердоликовое кольцо подарила Пушкину Елизавета Воронцова. Говорят, что поэт свято верил в чудодейственную силу кольца и считал, что от него зависит поэтический дар.
Несмотря на любовные неудачи, Максимилиан Волошин остался верен поэзии. Он был гражданином мира. Он жил в государстве с названием Культура. Его гостеприимный дом всегда был полон народа. В России происходили катаклизмы: мировая война, революция, гражданская война, беспредел советской власти. Власть порой менялась: то белые то красные. Люди с разными взглядами поочередно прятались у него в доме.
Не тот поэт, кто быв известным,
Прожил, обласканный судьбой,
Но тот, кто в зле остался честным
И в слове чист перед собой.
Советская власть считала его буржуазным поэтом. Его поэзия была непонятна пролетариям. Девиз этой власти был: война богатым. Против Волошина выдвигали нелепые обвинения: например, якобы, его собака загрызла соседских овец. Хотели лишить его дома, построенного на собственные средства. Затравленный властью, Поэт погиб, но не изменил Поэзии.
Сегодня Коктебель – не просто уютный уголок Крыма с развлечениями, морем и солнцем, но местечко, имеющее интересную историю. В том числе, благодаря Поэту -  Максимилиану Волошину.