Ренессанс Барокко

Зера Черкесова Новеллы
Марина Князева написала замечательную книгу "Ключ к самосозиданию", вышедшая в серии "Эврика". Так что сей труд молодой Марины Князевой доступен в печатной версии любому посетителю публичной библиотеки. Ныне Марина Леонидовна-известнейший профессор-культуролог, чьи лекции посещают со  всего мира.

Вначале книги она пишет воспоминания об одном из духовных наставников студенческой молодежи ее поры. Человек неординарный, он жил в двух временных потоках:своем времени середины 20 века - и еще плотнее был погружен в духовный мир 18-го столетия. Собрал обширную библиотеку писателей 18-го века и труды об этой эпохе, коллекцию разнообразных артефактов, картин и т.д. Знал об этом веке все, "и даже  больше". Но самое главное:то, что сам воплощал из себя человека из прошлого, старомодной аурой человека другого мира, исполненного утонченного благородства. Беседы его со студентами были фейерверком эрудиции и запоминались ими навсегда.

Марина Князева пишет, что у многих людей подобного склада есть "две родины", что это делает их по особенному многомерными личностями. Другой Родиной этого скромного и отстраненного от мирской суеты человека был идеализированный 18-ый век.
 
Я изучаю Барокко. Это не является чем-то экстраординарным:культурный мир ныне переживает Ренессанс Барокко. В музыке. В литературе. В театральной жизни. В философии. Разумеется, подобное обращение одной эпохи к другой не бывает случайным, а имеет под собой глубинные основания, имеет богатые последствия для наследия, которое оставляет эпоха, вступившая в оживленный духовный диалог в прошлым. Здесь достаточно упомянуть страстное до помешательства увлечение 19-го века греко-римской античностью, безудержное подражание и копирование античных образцов "до смешного". Но результат:эпоха европейского классицизма вполне оправдала эту страсть.

Наше время другой родиной избрало, кажется, Барокко.
Даже к примеру такая сфера, как джаз. Казалось, что общего с барочной музыкой, мадригалами и канцонами?

Но есть интереснейшие исследования о генезисе джаза из Барокко.
Выдающимся исследованием в этом ряду является монография Валентины Конен "Рождение джаза". В.Конен своими исследованиями реабилитировала в СССР полузапретный джаз. Известный советский музыковед американского происхождения, Валентина Джозефовна Конен провела новаторское и глубокое исследование происхождения ново-орлеанского джаза(из которого пошел далее весь джаз)- из гремучей смеси африканских ритмов и духовных песнопений спиричуэлс с музыкой латинос. Но эти латинос испано-португальских переселенцев и англоязычных штатов принесли с собой европейскую культуру. Музыка храмов основана на европейской классической музыке, на И.-С.Бахе, вообще на музыке Барокко...Мотивы барочной музыки В.Конен иллюстрирует на нотных примерах самых расхожих джазовых песенок и пьес, всех этих "Хеллоу, Долли".

Ну и, разумеется, очевидное, что роднит джаз и барокко это страсть к импровизации, как принципиальному основанию стиля. Игра строго по нотам это уже пост-барочная музыка. Джаз вернул музыкантам свободу импровизации на заданные темы и блестящие соревнования-ансамбли перед публикой, само слово "концерт" с латинского означает "соревнование, состязание".
 Ничего не появляется на пустом месте...

Я бы смела утверждать, что не только музыка, но и философия нашей эпохи своим генезисом идет из Барокко. Более того: доктрина социализма уходит корнями в так называемый утопический социализм. А это труды 16-17 вв.

Продолжение следует.
 

01/10/2014