Civitas Solis Кампанеллы-утопия или пророчество?

Зера Черкесова Новеллы
Иллюстрация:символ Утопии-неосуществленный Проект мега-Дворца-центра Москвы и мира. Повторяет идеи зиккурата-храмовой архитектуры древнего мира.
Дворец Советов— неосуществлённый грандиозный строительный проект в Москве советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы  и в 1950-е годы: административное здание, место сессий Верховного Совета СССР, празднеств и т. п. Должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой, кульминацией всего высотного строительства СССР и самым высоким зданием мира. Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Дворец Советов высотой 420 м  Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина.
В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя; В 1958;1960 годах в фундаменте Дворца Советов был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн «Москва». После распада СССР, в 1990-е годы бассейн был закрыт, а на его месте построен новый Храм Христа Спасителя, визуально повторяющий старый. Так замкнулсь кольцо времен.

-------------------------------
итал. La citt; del Sole; лат. Civitas Solis-Город Солнца Томаззо Кампанеллы

История учений социальной справедливости начинается отнюдь не с Маркса.
И им не исчерпывается. При всей титаничности фигуры Маркса и научной глубине его политэкономического учения, основанного на блестящем применении метода гегелевской диалектики-история социалистических учений еще очень богата цветами и оттенками.

Почему в наши дни возрождается интерес к авторам домарксовых (и постмарксистских)концепций, на наш взгляд, не слишком уважительно названных "утопическими"?(в значении:неосуществимых фантастических прожектов мечтателей)?\
По одной из версий, это связано с тем, что концепция марксизма, прогрессивная для своего времени-в наше время может сыграть злую шутку:ибо основана на идее борьбы классов. Если войны в 19-начале 20 веков могли приводить к революционным преобразованиям в ряде стран, наиболее вовлеченных в конфликты(а Великий Октябрь в России-прямое следствие Первой мировой войны)-то в 21 веке активная пропаганда классовой борьбы опасна в мире, начиненном ядерным оружием.
Так взор искателей иных путей к социальной справедливости и идеальному общественному строю стал обращаться в сторону полузабытых, пренебрежительно обозванных ненаучными утопистами авторах прошлых веков.

Да, разумеется, в них много наивного, надуманного, архаичного и неприемлемого в наше время. Но есть и интересные мысли, и оригинальные подходы. Это наконец просто интересно. Взглянем в этом ряду на автора Города Солнца. Томаззо Кампанела.
Книга написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии.
Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона. Кампанелла был знаком с «Утопией» и влияние книги Мора на «Город Солнца» хорошо заметно.
«Civitas solis»-Город Солнца. 1632 г. Проект идеального государства, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями.

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера[
Но вперед несколько слов о Платоне.

Платон интересно-творчески смотрел на ценность астрологии. Это не только возможность действовать в унисон с ритмами Вселенной, в гармонии с ней, но больше того:это гармоничное согласование должно по мысли Платона помочь Вселенной сбалансироваться и замедлить неизбежное к сожалению преобладание Борьбы над Любовью.

Также нестандартно выглядела политическая концепция Платона. Он утверждал, что политическая жизнь государства должна следовать космическим законам времени. А идеальное государство по Платону должно находиться под управлением ровно 360 советников, разделенных на 12 групп, и что самое интересное:каждая группа должна править в течение одного месяца. Этакая постоянная сменяемость власти, исключающая диктатуру и стагнацию.

И вот что в связи с этим вспоминается:удивление при чтении книги Томаззо Кампанеллы »Город Солнца». Теперь известно, что «утопический» трактат итальянского мыслителя и политического диссидента эпохи Возрождения, проведшего 30 лет в застенках-является не утопией, но пророчеством сквозь века коммунистического государства.
Есть в этом философском трактате, написанном в жанре Бесед, и обращения к совершенно экзотизческим для времен Кампанеллы культурынм мирам:так, ряд элементов своих идей для книги Кампанелла почерпнул из особенностей развития и функционирования империи Инков, а также использовал название, какое носила столица инков — Куско, где находился самый богатый золотом храм Солнца — Куриканча.

Сбылось почти все до деталей. В том числе тирания. Государство Кампанеллы-полицейское, глубоко-несвободное с нашей точки зрения. Но интересно, что спустя века этот проект воплотился до мельчайших деталей. Например, чтобы "побродить по полям"-у Кампанеллы в Городе Солнца нужно испрашивать разрешение у властей, как и во всем остальном царит жуткая регламентация и несвобода. Но ведь сбылось! Например, отмена паспортов у колхозников-когда для разового выезда в город нужно было испрашивать разрешение в письменном виде. И прочее в таком же духе.

Возмутительны идеи "общих жен" из числа бездетных женщин и вмешательства в личную жизнь граждан Града Солнца, идеи евгеники. Но многое и из этого сбылось.
Причем как в СССР(тайно), так и в германском Третьем Рейхе(другая версия социализма), просуществовашем всего 12 лет, но оставившем противоречивое наследие.

Но одной детали недоставало, а точнее все произошло с точностью до наоборот. Кампанелла в Граде Солнца описывает свой метод построения такого государства(коммунистического)-основанный целиком на астрологии, которой блестяще владел. А также на геомантии. Строительство городов и дворцов по геомантическим принципам в Китае и поныне в почете-только принципы китайской геомантии основаны на фэн-шуй. К слову сказать, коммунистические власти Китайской Народной Республики не конфликтуют с своим наследием веков:не только геомантия в строительстве и фэн-шуй там в почете, но и применение в решении важнейших вопросов И Цзин-Книги Перемен! Не говоря об известном факте обязательного изучения всеми учащимися китайцами философии Конфуция.

Вот как раз астрология и была вместе с религией изгнана из воплощенного Града Солнца-СССР. Не в этом ли пренебрежении  космическими законами (астрология)и потребностями людей в духовной опоре(религия)-лежат неочевидные, но глубинные причины «тяжелой кармы» этой малоудачной попытки длиной в 73 года и 3 месяца(знаменитый теперь катрен Нострадамуса, писавшего примерно во времена Кампанеллы)и полного разгрома как государства по Платону и Кампанелле и прочим философам-утопистам, так и самой Идеи. Нельзя строить жизнь по книжкам-теперь говорят. А строилась ли она хотя бы по букве, не говоря о духе тех книг, что легли в основу Великого Эксперимента? Чем обернутся бездумные исключения и перетряхивания по своему вкусу и на свой манер и разумение-содержаний книг, объявленных сакральными?

Нам стоит лучше познакомится с творчеством такой колоритной фигуры европейского Возрождения, как Томаззо Кампанелла. Есть интересная глава про Кампанеллу в книге П.Глобы(сам Кампанелла был астролог и алхимик, революционер и философ ), работы(статьи, студенческие рефераты-обощения серъезных исследований) о параллелях между содержанием утопии Кампанеллы с практикой советского коммунизма.

Мировоззрение Кампанеллы синкретично совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме». Религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание. Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». По его мысли Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы. Эта мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), знаменитый итальянский философ-утопист, поэт и политический деятель, серьёзно занимался астрологией. Это не так широко известный факт, а между тем, свою жизнь Кампанелла во многом посвятил оккультным наукам.

Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и полностью обучен тайной науке раввином-каббалистом "за две недели". В 1582 г. он стал доминиканским монахом. В 1589 г. приехал в Неаполь, где встретил еврейского астролога Авраама, который его ознакомил с астрологической наукой и связанными с ней дисциплинами. «Civitas solis»-Город Солнца-самое изестное, но одно из многочисленных сочинений Кампанеллы.
Колоритная фигура. Достоин чтобы почитать: современному читателю его стиль ничуть не скучен. Такой необычный мыслитель и авантюрная история его жизни на фоне европейской истории-стоят того. Его синтез идей коммунизма и деизма-само по себе нечто неожиданное. Как философ-деист, он должен быть особенно интересен этой стороной творчества. Почему? Потому что взаимоотношения социализма и религии-особая и довольно болезненная тема, требующая полного пересмотра.

О внешнем виде Града Солнца:
По статье:"Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке
(«Город Солнца» Т. Кампанеллы и «Адонис» Дж. Марино)":

 Весьма значимыми для Кампанеллы оказались также итальянские ренессансные утопии, связывающие социальный идеал с образцовой планировкой города [А. Филарете («Трактат об архитектуре», ок. 1464), А. Дони («Мир разумный и безумный», 1548), Ф. Патрици («Город блаженства», 1553)].

Город Солнца размещен на высоком холме и разделяется на семь сообщающихся между собой при помощи проходов оборонительных поясов. Это в целом несвойственно итальянским архитектурным теориям; достаточно вспомнить Макиавелли, который замечал, что «тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны»; таким образом, фортификации являются выражением дурного государственного устройства.  Город Солнца – отгороженная от окружающего мира резервация. Он спланирован таким образом, чтобы обеспечить надежную защиту от неприятеля – соседних царств, «сильно завидующих их благополучию»; во всех войнах победителями неизменно оказываются превосходно натренированные солярии. Повседневная жизнь их в сильной степени военизирована, причем, в отличие от Платона, Кампанелла приобщает к военному делу и женщин.

 Город имеет форму круга (у Мора – «почти квадрат»).

В своем трактате Альберти склонен внедрять в архитектурные сооружения дидактические тексты. Он вспоминает при этом античный опыт (храм Аполлона Делосского и стихи о травах, употребляемых в качестве противоядий). И рекомендует использовать «такие наставления, благодаря которым мы можем стать справедливее, скромнее, воздержаннее, всяческой добродетелью украшенными и более угодными небожителям, например: «Таким будь, каким казаться хочешь» или «Люби и будешь любим»[8]. В Городе Солнца тот же принцип приобретает исключительно последовательный, педантический и строго дидактический характер. Здесь как эстетическое, так и этическое содержание текстов нацелено именно на просвещение граждан. Кампанелловский оригинальный способ просвещения – это познавательные картины, которые наносятся на многочисленные городские стены. (Всего в Городе Солнца, как уже было сказано, семь поясов стен – символическая нумерология соединяется здесь с вполне прикладными, оборонительными задачами). На первой, ближайшей к храму стене нанесены математические фигуры, строение земли и всевозможные алфавиты, на второй – минералы, металлы, изображения водной стихии во всех видах (тут хорошо было бы пригласить Леонардо), на третьей, четвертой и пятой – флора и фауна, на шестой – ремесла и деяния великих мужей. В «Городе Солнца» еще больше усилен вообще присущий Кампанелле прагматический, чисто утилитарный подход к искусству.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОРОДА СОЛНЦА:РЕСПУБЛИКА, МОНАРХИЯ ИЛИ АРИСТОКРАТИЯ?

Что касается политической системы Города, то этот вопрос у Кампанеллы остаётся несколько затемненным. На прямой вопрос Гостинника: «Что это: республика, монархия или аристократия?» не дается внятного ответа. Скорее всего, сама по себе постановка вопроса о наилучшем правлении в традиционной для того времени форме не удовлетворяла Кампанеллу, которому была близка органическая концепция человеческого сообщества (власть же монарха уподобляется им той, что дает природа в отношении детей). Именно поэтому Мореход подменяет разговор о политическом режиме совсем другим сюжетом, а именно проповедует общность имущества (важнейшая часть учения Кампанеллы). «Когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине», пишет Кампанелла, усматривавший основное достоинство христианства в подчинении частным интересов коллективным. При этом он опирается не только на высказывания раннехристианских мыслителей, но и на устав доминиканского ордена, в который однако считал нужным внести некоторые коррективы – в частности, лишить монахов индивидуальных келий.

Заметим здесь, что и это сбылось:СССР не имел четких критериев отнесения к одной из политических систем, а синкретически совместил республику, монархию и аристократический строй.

Что почитать по теме. 
----------------------

    Список книг Т.Кампанеллы(теология, философия, политические трактаты)

   «Город Солнца» в библиотеке Мошкова

    Полянский Ф. Я. Социальные утопии периода разложения феодализма // Всемирная    история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н.

    Асмус В. Ф. Томмазо Кампанелла // Под  знаменем марксизма. — 1939. — № 7.
 
    Штекли А. Э. Кампанелла. — М., 1959.

    Рутенбург В. И. Кампанелла. — Л., 1956.
   
    Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. — М., 1978.

 Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке
(«Город Солнца» Т. Кампанеллы и «Адонис» Дж. Марино)
 

    
    Панченко Д. В. Пифагорейские источники «Города Солнца» Кампанеллы и Псевдо-Окелл.// Вспомогательные исторические дисциплины, № 15 , 1983. — С. 186—192.

 
    Панченко Д. В. Происхождение латинской редакции «Города Солнца» Т. Кампанеллы. // Вспомогательные исторические дисциплины, № 18. 1987. С. 288—302.
 

    Чиколини Л.С. «Политические афоризмы» Кампанеллы / История социалистических учений: сб.статей (М.: изд-во АН СССР. 1987. С.172-196)
 
 
Из моих статей:
----------------

http://www.stihi.ru/2015/10/23/1844
Коммунизм, как образ необходимо наступающего будущего

 http://www.stihi.ru/2015/10/23/3285
Адам Смит. Идеология либерализма и мудрые изречения

http://www.stihi.ru/2015/10/11/4747
Смысл русского Родноверия. Идеи Андропова

 http://www.stihi.ru/2015/07/07/9
Нужен ли России Царь?

http://www.stihi.ru/2015/10/23/1844
Коммунизм, как образ необходимо наступающего будущего

http://www.stihi.ru/2014/11/06/2409
Самые яркие стихи о Великом Октябре

http://www.stihi.ru/2015/07/07/9
Нужен ли России Царь?

http://www.stihi.ru/2015/10/11/4747
Смысл русского Родноверия. Идеи Андропова

http://www.stihi.ru/2015/05/20/4163
Истина цветка, или суть диалектического отрицания

http://www.stihi.ru/2015/10/23/3285
Адам Смит. Идеология либерализма и мудрые изречения

http://www.stihi.ru/2015/10/29/1722
Civitas Solis Кампанеллы-утопия или пророчество?

http://www.stihi.ru/2015/05/28/5422
Всемирно-исторический процесс социализма в 20в

http://www.stihi.ru/2015/07/17/6455
Ленин, как выражение сути России

http://www.stihi.ru/2015/07/02/6233
Нострадамус о крушении и возрождении коммунизма

http://stihi.ru/2019/07/07/8284
Лев Троцкий о нашем времени

http://stihi.ru/2014/11/10/5038
Красная Эстелада. Каталония подняла красно-золотой


http://stihi.ru/2018/05/04/5500
Карл Маркс. 200-летний юбилей. вциом-опрос


https://zera-cherkesov.livejournal.com/63203.html