Всё в прошлом. По Максимову В. М

Зарина Морская
                Ты помнишь ли, Мария,
                Один старинный дом
                И липы вековые
                Над дремлющим прудом?
                Безмолвные аллеи,
                Заглохший, старый сад…
                Толстой Алексей Константинович


Всё в прошлом… Всё в прошлом… А что же осталось?
Весна вот пришла, распустилась сиренью…
А помнишь, как раньше нам в мае мечталось?
Как с песней ходили гулять по селенью?

А нынче...  вон рядом, заброшенный дом,
никто так давно не живёт уже в нём!
Заколочены окна…. И тропа заросла…
А раньше – жил барин, большая семья…

А раньше мы, помнишь, хороводы водили?
Поправь-ка мне плед… Что-то ноги застыли…
Да налей-ка чайку, подогрей самоварчик…
А помнишь, как шила ты мне сарафанчик?

А что? Я красивою девкой была!
Средь многих других озорницей слыла!
И замуж пошла… Был мужик неплохой…
Да рано ушёл, меня оставив вдовой….

Отложи свои спицы! Вечно вяжешь носки!
Я бы, наверно, умерла от тоски!....
Всё в прошлом… Всё в прошлом…. Хотя...
сирень распустилась… Значит, снова весна….



        Василий Максимович Максимов родился 17 января 1844 года в деревне Лопино Санкт-Петербургской губернии. Василий рано лишился родителей. В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург. Мастерству художника обучался в иконописной мастерской, куда был отдан в ученики. В 1863 году Максимов поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

       Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом активной работы для Максимова. В это время появляются картины «Больной муж», «Лихая свекровь», «У своей полосы», «Слепой хозяин», «Заем хлеба», «Аукцион за недоимки», «Бедный ужин». Эти работы были отмечены критиками как полотна, наиболее полно и правдиво изображающие крестьянский быт. Художник стремился в своих произведениях делать акцент на положительных началах жизни крестьян, он показывал этих людей как воплощение всего лучшего, что есть в народе.

       В череде картин, описывающих жизнь крестьян, особняком стоит полотно «Все в прошлом». Эта работа посвящена теме вымирания дворянских усадеб. Картина проникнута грустью по ушедшим временам.

       Она была закончена в 1889 году и представлена на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге и Москве. В том же 1889 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым. С тех пор она находится в Государственной Третьяковской Галерее, г.Москва.