Музеи Крыма. Галерея Айвазовского

Анатолий Просняков
На фото: картина Айвазовского "Прибой у крымских берегов"


Всего несколько лет назад были известны два музея Феодосии: галерея Айвазовского и музей писателя Грина. Для русского человека фамилия Айвазовский наводит на ассоциации: бурное море и плот виднеется в тени надвигающегося гребня волны. Картина так и называется: «Девятый вал». Все знают этого русского художника, мариниста, изображавшего морские виды. На самом деле у него есть и портреты и картины на религиозную тематику. Но основное, разумеется: море, волны, корабли, прибрежные виды и селения. По национальности Айвазовский – армянин, хотя для русского человека он был и есть русский. Сейчас бы о нем говорили: россиянин. Картины в галерее все – подлинные. В некоторых залах представлены ученики Айвазовского. Глядя на ученические картины, понимаешь, что такое - подражание. Несмотря на мастерство или яркую компьютерную графику, вдумываться или вглядываться в картины айвазовцев не хотелось, разве что сделать фото себя любимого на память, потому что в основных залах галереи фотографировать запрещено. Я у контролера спросил, сколько надо заплатить за съемку. Ответ: кино и видеосъемка оплачивается, а фотографировать - запрет. Видимо, авторы запрета имели в виду фотовспышку, дающую яркий свет. В музеях освещенность должна быть низкой, чтобы не выцветали картины. У меня фотоаппарат был настроен без вспышки, тем не менее – нельзя. Но как говорят в России: когда нельзя, но сильно хочется, то можно. Крым у нас русский, поэтому общие виды экспозиции и лучшие картины в виде цифровых изображений у меня есть, хотя и невысокого качества. Будь я в Европе или в Штатах, то поплатился бы штрафом или худшим наказанием. Там не любят нарушителей. Хорошо, что Крым наш, русский. Особенно понравилась картина во всю стену, примерно метра три в высоту на пять-шесть в длину. Вообще поразительно, как художник мог на протяжении длительного времени сохранять настрой и работоспособность. Это все равно, что писать «Войну и мир». Лев Толстой это делал восемь лет, но еще ему помогала переписывать жена Софья Андреевна. Не знаю, были ли помощники у Айвазовского. Видимо, не без помощи друзей. Галерея Айвазовского располагается в двух зданиях, так что еще придется выходить на улицу и заходить уже со стороны моря, где стоит памятник великому художнику, поставленный благодарными земляками. На памятнике только два слова: «Феодосия Айвазовскому». При содействии Айвазовского были построены порт и железная дорога, он открыл первую в городе публичную библиотеку. Из источника в его имении в город шел водопровод. Его картинная галерея по завещанию художника стала собственностью города. Галерея открыта в 1880 году, здание спроектировано самим художником. Здесь – самое крупное в мире собрание картин выдающегося мариниста.  Галерея достойна того, чтобы ради нее приехать в Феодосию из Сибири. Международный фестиваль «В гостях у Айвазовского» проводится в Феодосии ежегодно в июле, ко дню рождения Мастера.
Каждый вечер у стены музея Айвазовского скульптор лепит с натуры бюсты желающих.
За скульптором стоит столик с шахматной доской. Когда скульптор свободен, играет в шахматы. Его соперники – местные шахматисты, друзья по шахматной федерации, которую лишили места. Теперь шахматисты собираются на улице. Я поинтересовался, можно ли сыграть партию. К скульптору подошла очередная «модель». Буквально за минуты из шара пластилина вырисовывалось лицо женщины. Раз разрешение дано, я сыграл партию с шахматистом, сидевшим в ожидании соперника. Выиграл  партию интересно, зажав короля противника в углу и поставив мат слоном. Моему противнику, седовласому мужчине, это не понравилось. Он попросил сыграть еще одну. Уже смеркалось. В бликах фонарей мы согласились на ничью, как он ни пытался меня одолеть. Скульптор терпеливо ожидал завершения партии – клиентов в темноте не было. Соперник мой хотел отыграться, но не знал, что сибиряки – народ упертый, бьются до последнего. Вот такая история произошла возле стены галереи Айвазовского.

Одна только улица есть Галерейная,
И жизнь здесь уютная, словно семейная,
Туристы гуляют по плитке, беспечные,
И рядом шедевры покоятся, вечные…
И в шахматном смог разобраться вопросе я,
И дарит мне новые дни Феодосия…