Православные притчи

Белые Розы Сибири
Ильина В.В.

О совести

Когда-то, когда время ещё не затянуло землю в свои тугие плети, но вечность уже стала непостижимо далека, на небольшом участке суши располагалась одна сильная страна. Сильна она была не войсками, не богатством, а невероятным духом, пребывающим в каждом человеке. И был необычный уклад в той стране: с рождения каждому жильцу привязывали на руку маленький камушек. Только камушек этот был не украшением, а установленной валютой в той стране. Когда возникала необходимость отблагодарить человека или оплатить товар, жильцы этой страны платили камушками. Вот только необычное свойство было у тех камней – как только человек снимал с себя предмет благодарности, тут же на его месте появлялся новый камушек, да ещё и в два раза тяжелее.
Так и жили люди в той великой стране. Всюду были на них камни – и на шее, и на руках, и на языке. И было название у той валюты – совесть. Все платили исправно за товары, и с каждым разом тяжелее становилось им ходить и говорить, однако люди от этого не становились злее, а с каждый день принимали возложенную на них ответственность.
И жил в той стране один хитрец, с рождения имеющий только один камушек на руке. С молодости видел он, как страдают люди из-за тяжести своих камней и не желал себе такой же жизни. Вот пришёл хитрец на рынок, набрал фруктов и, ничего не сказав, отправился домой. Возмутился народ, ибо никогда не происходило в их стране такого:
– А как же совесть? – недоумённо спрашивали люди.
И хитрец знал своё дело:
– Нет у меня совести! – лгал он всем и прятал ненавистный камушек в рукаве.
Удивлялись люди, что нет у него совести, но ничего не говорили, потому что каждый их них её имел.
 Так и лгал тот хитрец, когда нужно было совесть отдать, и не был он отягощён камнями, а потому мог делать многое, чего не могли остальные. Веселился он, дурил народ и жил налегке, в то время как остальные жильцы влекли за собой тяжелеющие с каждым днём камни.
И сильно стал глумиться над народом тот хитрец.
– Глупцы! Тащат за собой тяжеленные камни! Посмотрите на меня! Нет у меня совести, и легко мне, – смеялся хитрец.
 А народ только молчал, ибо совесть на языке не позволяла ему лишнего говорить и лишний раз смеяться. И пытался искусить некоторых тот хитрец. Одни, увидев его свободу, также желали задаром пропитание брать – только наберут на рынке хлеба и мяса, решат бежать, пока хозяин не видит, да не могут – совесть на ногах и руках не позволяет.
Только хитрец всё смеялся и дразнил народ, а проходя мимо нищих, с ухмылкой говорил:
– А у меня нет совести, – и все снова разводили руками.
 Шло время и ничего не менялось в той стране, а хитреца того так и прозвали – бессовестный, ибо за всю жизнь на нём оставался только один камушек. И вот, в один солнечный день случилось чудо – все камни, привязанные к жильцам, невероятно полегчали, да так сильно, что подняли всю страну прямо к небесам. Как же радовался народ своей недавней ноше! Дивилась страна, и вскоре все жильцы оказалась далеко на белых облаках, где больше ничего не тяготило их. Один только хитрец остался на земле и злился, ибо его единственный камушек не способен был поднять и воробья.
Тогда закричал хитрец со злостью в небеса:
– И я хочу совесть!
И услышаны были его слова, и груда камней упала ему в руки, только не удержал ее хитрец и под непосильной тяжестью с воплем провалился в подземелье.


Об истинной праведности

Жили в малом селе по соседству два брата. И был один из них грешник, другой - праведник. И все говорили праведнику: праведник; а грешнику: грешник. И судили дела их по Закону.
Пришел праведник в отчий дом навестить родителей, и был пост. С любовью мать приготовила стол и угощение сыну, а отец в тот день заколол барана. Увидев родительскую заботу, сын поблагодарил мать и отца, но, приступив к трапезе, отказался от всего, и объяснил: «Ибо пост». И говорили ему: праведник.
В тот же день зашел грешник навестить мать и отца, что приготовили ему то же угощение, что и праведнику. С радостью разделил трапезу сын с родителями и поблагодарил их за душевный прием. И говорили ему: грешник.
Была в том селе девица незамужняя тридцати лет, никому неприглядная, ибо не было в ней девичьей красоты и мудрости. Долго искала она жениха и спрашивала, что в ней не так. И отвечал ей праведник: «Неприглядна ты и недалека». И все дивились: праведник. Грешник же отвечал: «Нет достойных твоей красоте и мудрости». И все ужасались: грешник.
Шли братья по селу и вели беседу, видели, как народ удивляется: два брата – один праведник, другой грешник, идут рядом. И то было правда. Встретился им старик немощный, и праведник тотчас же подал ему, что имел. И радовался народ: праведник. А брат его склонил голову и сказал: «Не способен я подать». И негодовал народ: грешник.
Пришло время, и предстал праведник, и все ответили: праведник. Предстал грешник, и все ответили: грешник, ибо все судили по Закону.
И было сказано: если голодный отец, имея двух сыновей, скажет: «Голоден я. Вот поле пшеничное.», и один принесет ему пшено, а другой - хлеб, кто из них угоден будет? Так и в Законе: кто видит дело - делает по Закону, а кто видит суть - исполняет Закон.
И просветился народ и сказал праведнику: грешник, а грешнику: праведник.