Не надо печалиться

Белые Розы Сибири
Антошина Галина
               
 
  Если ты, мой читатель, заблудился в поисках выхода из сложной ситуации, а жизнь уже не мила, не пожалей времени и денег на дорогу в Кожурлу, что в Убинском районе. Уверена: побываешь в семье Хмельковых, перестанешь печалиться. Если всем доволен и ничто не тревожит, тем более прочти об этой  необычной семье. Может, иначе посмотришь на свою и чужую жизнь.  Хмельковы не гадали, не экстрасенсы и не народные целители. Кто же  они? Всему своё время…       
            Что значит случай               
  Узнал ли ты в названии моего очерка слова песни? Когда Валентина Дмитриевна и Анатолий Анатольевич за праздничным  столом  поют «Не надо печалиться, вся жизнь впереди!», дети подхватывают любимую семейную песню. Даже внуки знают, что для бабушки и дедушки это не просто слова. Правило их жизни – не  надо печалиться.
  Печальными Хмельковых вряд ли увидишь. Совсем не потому, что они из беззаботных или развесёлых людей. Просто оба с детства поняли: уныние – не помощник в трудной жизни.
   Валентина Черничкина родом из Карачей Чановского района, Анатолий – кожурлинских корней. Родились они обычными детьми. Отметины судьбы Валентина получила на втором году жизни, Анатолий на десятом.               
  Бабушка Валюшки владела секретом класть царицу деревенского дома – печь. Та и подвела мастерицу. Усадила бабушка внучку на печь, девчушка и упади. Что плеть болталась ручонка. Одна, вторая, третья операция, но… Осталась  та отметина на всю жизнь.               
  Черничкины  - люди талантливые. Но Валентина не могла держать аккордеон, баян, как мать и тётя.   Не могла рисовать, как брат и сестра. И ещё многое не могла.               
  Замечаю: судьба забирает одно – даёт другое. Валентину она  одарила умением  как замечать красоту, так и создавать её. С ранних лет девчушка вязала не только ажурные салфетки, но и шали из известного сибирякам карачинского пуха. И  любимое дело, и деньги.  Валентине под силу связать кофточку самого сложного рисунка.  Другой талант проявился неожиданно и в зрелые годы.  Валентина открылась перед земляками как автор стихов .
  С Анатолием произошёл такой случай. Парнишка ухватился  за борт машины: ну-ка прокачусь. Недалеко уехал. Борт хлоп – были у мальчишки ноги,  но не стало их. Обули ноги в протезы, которые через пять лет меняли. Без друзей-костылей парнишка уже не ходок. В коляску сел позже, когда мощное и по-хмелёвски красивое тело стало невозможно удерживать на костылях.               
   Родители Валентины и Анатолия определили главное в отношении к детям: любовь, внимание – да, жалость – нет. С детства ребятишек готовили к     нелёгкому будущему. Деревенская доля  трудна, а тут такое горе. Ребятишки помогали по хозяйству, ухаживали за скотиной – опорой крестьянской жизни. С весны до осени Черничкины и Хмельковы кланялись на огородах  матушке – земле сибирской, чтоб она ответила хорошим урожаем на людские  труды.
  В деревне мужчина – глава семьи, её опора. Ему многое уметь надо. Анатолий косил траву, пас коров, чистил хлев, колол дрова, полол огород. Валюшка рано научилась готовить еду,  стирать, шить. Но ничто ребячье обоим было не чуждо. У девочки – куклы, кино, книжки, у парнишки – рыбалка, охота, хоккей, техника.  Случалось, мальчишка дрался крепким не по годам кулаками и побеждал соперников.  Бывало, лазил вместе с дружками в соседские огороды: чужие огурцы запашистей, а подсолнухи  крупней.
  Детство обычно в мечтах и планах. А тут обрыв. Обидно ребятам, ведь многое задумывать бесполезно.  Что значит случай!
 
        Встретились и не расстались
  Жизненные тропинки Валентины и Анатолия  пересеклись в Новосибирске в училище для инвалидов. Там  и слились в одну дорогу.
  Черноволосой и чернобровой Валентиной  с ладной фигуркой нельзя было не залюбоваться. На русоволосого  голубоглазого  Анатолия  с мощными плечами и сильными руками засматривалась не одна девушка. Валентина предпочла здоровому парню  колясочника.  Теперь  моих героев объединила не только  жизненная дорога, но одна фамилия, крыша и  беда.
  В Кожурле молодожёнов приняли в комплексный приёмный пункт. Валентина стала швеёй, на качество её работы обид не было. Анатолий встретил мастера-золотые руки Александра Чертенкова и  стал таким же.
  Знают Хмелькова  в нашей, Кемеровской,Томской, Омской областях, Алтайском крае. Слава о профессионализме кожурлинского сапожника дошла до Казахстана. А всё они, унты. Ты видел их, читатель. Но изготовленные Анатолием особой красоты и надёжности. Уважающий себя селянин не представляет себя зимой без унтов, а убинец – без хмелёвок. Земляку в них очень даже удобно и тепло. Нога дышит и шагает легко. Надёжно в хмелёвках на рыбалке, охоте. Тепло не только в  трескучий сибирский морозище, но и северный буранище – проверено вахтовиками. Потому и ехали мужики с заказами к  кожурлинским мастерам. И до сих пор люди звонят кто с просьбой, а кто с благодарностью.
  Если ты молод, то не помнишь или не знаешь: твои родители, не имея власти или блата, многое не могли купить за свои денежки. Сколько «не» сразу! Обувь тоже была дефицитом. Только не для  жителей Убинского района. Сапоги, ботинки, туфли кожурлинских сапожников  не раз признавались лучшими на областных выставках.  Мастерам – награды за труд, почёт и уважение, фотографии в местной газете, а людям – обувка.
  Анатолий первым  в районе,  не знаю, может, и в области  сшил кроссовки. Мастер  впервые увидел чудо-обувь, когда её принесли в ремонт. Залюбовался, задумался да сшил кроссовки для Леночки, что лицом в маму, характером в папу. Упорные они, Хмельковы-старшие. Да и дети такие же.
  Хмельковы все  талантливые. Дочь рисует, сын вылепит любую фигурку, мастерит по дереву, экспериментирует на городской даче.  Внучата танцуют, выжигают по металлу, владеют современной техникой. А ещё создают акварельные шедевры для картинной галереи.  Всё  хранится в огромного размера папках.
  Не так давно приехавший  в гости внучок удивил Валентину и Анатолия:
  - Пойду в магазин и куплю подарок самому любимому человеку.
  Пришло оно, первое чувство, подумали Хмельковы. А внук возвращается  и… протягивает деду красивую зажигалку.
  Сын же в своё время  не только родителей удивил.  В армию захотел. Так ведь не положено: отец с матерью инвалиды. Хмельковский характер взял  верх, пришлось Валентине ехать в областной военкомат. Получил парень повестку.
  Хмельковы никакой работы не боятся. Это недавно у них хозяйство поубавилось. Во дворе и в сарайках было всё, что кормит деревенскую семью. Сам понимаешь, это и здоровым нелегко. Надо почистить,  накормить, подоить, накосить, посадить, прополоть, окучить,  напилить, расколоть ,  отремонтировать. Анатолий как мог, усовершенствовал, облегчал свой труд.  Однажды смастерил косарку.
   Деревенские люди в основном добрые. Спрашивают, не нужна ли помощь. Но Хмельковы редко её просят. Зацепит Анатолий флягу с водой на коляску, довезёт до сарайки. А тут Валентина  поможет, в три руки-то оно легче. Дети давно разъехались.  Дрова Анатолий нагрузит на коляску, довезёт до подъезда, а уж соседи тут как тут. Хорошие люди живут рядом.
  Картошку  Анатолий копает на коленях. Её, любимой, сажают не чуток. Дети просят, мол, берегите себя. Куда там! Скотину надо бы всю перевести, так тоже ни в какую – крестьянская закваска. Дети давно разъехались, но приезжают постоянно. Они с детства помощники надёжные.
  Если скажу, что всё и всегда гладко в этой семье, не поверишь. И правильно сделаешь. Да, прошли Хмельковы  экзамен на прочность  семейных отношений. Были и другие испытания. Выдержали, устояли. Вот уж на самом деле встретились Валентина и Анатолий и не расстались.
 
       Мгновения
  Хмельковы ценят жизнь за то, что она  дана. Пусть разная. Хорошая и трудная. Трагичная, потому что конечна. Прекрасная, потому что полна чудесных мгновений. Просто надо их не только чувствовать и ждать, но и  создавать.
  Ты устраиваешь для родных, знакомых или для себя праздник листопада? Нет? Давай поучимся этому у Хмельковых-старших.
   Родители усаживали детей в машину-«инвалидку» и находили лесную полянку за Кожурлой. Берёзы,осины качали потихоньку ветвями, с которых опадали листочки, гонимые осенним ветерком. Ребятишки ловили их. Радовались родительсьские сердца. Остановись, мгновенье, ты прекрасно!            
  Ты бывал на охоте? Если да, тебе известна её прелесть. Хотя это занятие – дело вкуса.
  Праздник у Хмельковых начинается задолго до выезда в лес. Уже с ожидания, с приобретения охотничьего билета и подготовки оружия, которое родители Валентины подарили зятю на свадьбе.
  Заядлых охотников в семье двое. Конечно же, Анатолий и … Валентина. Одному-то невозможно. Застрянет машина – Валентина подложит палку под колесо – отправляются дальше. Есть и техническая трудность: Анатолий   остаётся в кабине. Наконец наступает долгожданная минута и раздаётся выстрел. Прекрасно то мгновенье, когда лесное эхо раскатывает победный залп!               
    Зять, сын, внуки  переняли у дедов охотничью страсть. Валентина смеётся:
  -Есть теперь кому бегать за дичью.
  Катался  ты на лодке и не любовался  перекатывающими явился друг волнами? Не сидел на берегу с удочками? У Хмельковых много любимых мест, где они, заядлые рыбаки, сидят в ожидании клёва. Наконец-то удача. Прекрасно то мгновенье!
  Прекрасно и то мгновенье, когда под аккомпанемент отцовской гитары начинают петь все сидящие за столом. И слышатся тогда слова: « Не надо печалиться…».
  Хотя боль часто вызывает слезу, а силы, кажется, на исходе, Валентина и Анатолий стараются не печалиться: жизнь даётся один раз. Какая бы трудная она ни была, уже не повторится. Повторимся только мы в тех, кому дали жизнь. И так, как этому их научили.
  А всё-таки жизнь прекрасна. Печально, что коротка…