Свей-1972-73

Ник Кл
Немного лирики

Приступая к заключительной части своего повествования, хочу сказать о феномене ВИА Свей. Как ребятам без музыкального образования (во всяком случае, без полноценного) удалось достичь таких успехов - два года подряд быть первыми на "Зимней эстраде" Казани?
Думаю, что сказался природный талант двух солистов. Это соло-гитара Николай Пузанов и соло-вокал Володя Дятчин. А главное - дружба в коллективе. Многочисленные гастрольные поездки и совместное проживание в общежитии большинства участников сплотили группу. Можно даже сказать - сроднили.

Приведу аргументы - на юбилее Г. В.Торупы (60 лет) состоялся разговор с Дятчиным. Он тогда сказал, что с ужасом представляет, если, не приведи Господь,  узнает, что кто-то из нас умер. Подошедший Локай разрядил обстановку шуткой: "Умер Коля? А какой - Клыков, Пузанов, Локай? А может это, вообще, Шурик."  Посмеялись и продолжили веселиться.
 
Ужас довелось пережить нам - Володя первым ушел "туда, где песен нет", как сказал Николай Пузанов в реквиеме "Пульс"(https://yadi.sk/d/2EUDrr8Ti5C6E). Ушел безвременно и в одночасье. "И жизнь ты проскакал на розовом коне..." - отдаваясь в полную силу своему делу, не жалея ни себя, ни "коня".

И еще - когда я просил взять на бас кого-нибудь из молодых талантливых (а были такие, например, Костя Мамаков), чтобы заняться только пением, Дятчин категорически отказывал. Теперь понимаю , чтобы не разрушить сложившуюся атмосферу дружбы. Ребята мирились с тем, что когда я пел, то басовая партия проваливалась. (Трудно синхронизировать бас и голос. Это, как "за двумя зайцами...").

А петь я хотел всегда. Но, видимо, Бог чего-то недодал. Помню, в школьном хоре наш учитель музыки еле отбивался от моего желания запевать. Потом Г.В. Торлупа, занимаясь с Дятчиным, меня игнорировал, хотя многим нравился мой мягкий тембр. Об этом моя жена строго спросила Гену уже лет через 25, когда мы вместе с МЛМщиками брали у него условно-платные уроки постановки голоса. "Закомплексован был сильно" - ответил тот.
Ладно, хватит лирики. Я адекватно оцениваю свои возможности и очень благодарен судьбе, что свела меня с такими талантливыми людьми, настоящими энтузиастами.

Procol Harum – Simple Sister

Итак, осень 1971-го прошла в подготовке к новым студенческим фестивалям, как институтского, так и городского масштаба. Разучивались новые номера, дорабатывались аранжировки старых. Вот тут-то проявились пристрастия и способности Коли Локая - разучили произведение английской рок-группы Procol Harum "Simple Sister".

С этого периода репертуар ВИА Свей обретает черты настоящего рока. Песни превращаются в композиции, когда вместо привычного припева делаются пространные инструментовки. Примером этому может служить композиция "Город на Волге", заимствованная с фестиваля "Серебряные струны 71".  Непривычный гармонический ход сопровождался импровизацией соло-гитары с использованием ро'ковых тембров. Надо заметить, что и звуковая аппаратура требовала доработок.

"Дядя Ваня"

Сепкулов с группой помощников сутками не вылезали из радио-мастерской в 5-й общаге, создавая различные примочки и новые усилители.  Когда только успевали учиться, не представляю! Кстати, Измаил вспоминает случай в Горьком:

"В гостинице Пузанов начал репетировать на соло с использованием спецэффектов. К нам в комнату зашел Градский и спросил – какой фирмы у нас ФУС, а узнав что самопал сказал - классный ФУС!".

Видимо, в это время был "доведен до ума" микшерский пульт с ревербератором на магнитной ленте - легендарный "Дядя Ваня" (не побоюсь написать с заглавной буквы).
 
Измаил, как талантливый инженер и мудрый организатор, предвидя свой уход по окончании института, готовил себе замену. Был приглашен Андрей Петров в качестве звукооператора на концертах. Да и перед концертами Андрюша был очень полезен в виду того, что его комплекция соответствовала габаритам "Дяди Вани". Одним словом, Измаил старался обеспечить нам беззаботную жизнь на все последующее время.
 
Тизряк киль, иркем

Были учтены промахи наши в Казахстане - отшлифовали инструментовку "Казан сели" и разучили новую вещь на татарском. Измаил принес песню по совету своего брата Фарида Сепкулова - дирижера оперного театра Казани. Пришлось Дятчину освоить татарский язык:

"Тизряк киль, иркем,
 Мин сине кетам.
 Син — бэхэтем,
 Син — рэхэтем.
 Син минем мэхэббэтем."

("Дорогая, приходи скорей... Ты моя любовь..." - в переводе на русский. Да простит меня автор,- слова по-памяти и на слух записал.)
Для пущей важности Володя взял в руки флейту. Смотрелось великолепно! Ну, просто, Ian Anderson from Jethro Tull. Жаль, не хватало опыта флейтиста.
Узнал ли Фарид Якупович произведение? - не знаю . Обработка имела характер тяжелого рока и на "Зимней эстраде 72" произвела сильный эффект на зрителей. Кстати, концерт транслировался в прямом эфире Казанского телевидения.

МАИ

Перед "Зимней эстрадой 72" на каникулах была поездка в Москву. В МАИ проводился смотр агитбригад авиационных вузов. Свей достойно представил свой родной институт. Не обошлось и без курьезов. Вспоминает Шурик:

"На фестивале в МАИ была вечеринка, типа джем-сейшн, с танцами в кафе студгородка.
Участники играли по очереди. Аппаратура была хозяев – Маевская. Меня поразила их ударная установка. Она была отечественная и обтянута кожей. Когда мы купили первые барабаны производства фабрики г. Энгельс Саратовской обл., то сразу же заменили кожу на астралон. Во время нашего выступления, видимо с непривычки, я порвал кожу на рабочем барабане. Местные тут же поставили новую. А исполняли мы довольно зажигательную композицию «Down On The Corner» группы Creedence Clearwater Revival".

Лето 1972 года

В тот год КАИ отмечал 40-летие образования института. Наряду с другими юбилейными мероприятиями был дан большой концерт студенческой самодеятельности, в которой принимал участие  и Свей. Еще раз прозвучала литературно-музыкальная композиция "Муса Джалиль", но чтец уже был свой.

Тем же летом нас приглашали играть в международный лагерь "Волга" развлекать иностранцев.

Измаил уехал в армию по распределению, возложив свою роль на Андрея Петрова. А Саша Смирнов, хоть уже и не студент, всегда был с нами, отпрашиваясь с работы на Казанском заводе ЭВМ. Кстати, хочу отметить и его таланты - кроме обеспечения четкого ритма и выразительных импровизаций на ударной установке он еще считался свеевским поэтом. Будучи тоже Александром Сергеевичем, сочинял тексты и переводы для наших песен не хуже своего великого тезки.

Осенью 1972-го была поездка на КАМАЗ, о которой я уже упоминал. Много забавных эпизодов всплывает в памяти в связи с этой поездкой. И зритель, отобравший ритм-гитару у Валеры на сцене - очень хотел нам помочь с песней, и Андрей Петров - наш молодой звукооператор удивлял нас после концерта своими фокусами, и т.д. и т.п.

"Зимняя эстрада 73"

К "Зимней эстраде 73" Свей подготовился основательно . Сделана была композиция на 15 минут  "In-A-Gadda-Da-Vida" Iron Butterfly. Исполнялось с двумя ударниками. Зав. клубом КАИ Владимир Чуркин, вспомнив молодость, помогал на бонгах добивать зрителей. А Шурику после концерта даже предлагали работу в профессиональном коллективе.

Расширился и наш вокал - Дятчину удалось переманить с 3-го факультета солиста Гену Мирошниченко. Его уникальный чистый и высокий голос удачно дополнял энергичные рулады Володи. С ним были сделаны композиции "Саласпилс" и "Дрозды". Последнюю я считаю вершиной нашего творчества, как вокально-инструментального ансамбля. Задействованы были все и не только в голосах. Даже Колпакову пришлась вести вторую партию соло-гитары на проигрыше.

 Кстати, два слова о Валере - ему легче было держать беквокал, подыгрывая себе на ритм-гитаре, к моей тихой зависти. И, вообще, жилось Валере как-то спокойней. Когда мы с Пузановым ввязывались в очередные творческие споры с Дятчиным, то Валера мудро находил компромисс, переводя аргументы сторон на понятный им язык. Балансировка системы, однако.

Таким образом, благодаря дружному и сбалансированному коллективу, плюс немного таланта,- ребята из ВИА Свей стали опять первыми. "Зимняя эстрада" снова была наша!

Окончание следует.