Ходики

Тамара Панферова
Стекло моих часов
Настенных. Вдруг треснуло.
Кто времени пощечину влепил?

Пытаюсь писать доклад. Часы тикают, мешают сосредоточиться. Снимаю их со стены и уношу в спальню, пусть полежат до вечера. Вспоминаю забавную историю про часы и другую «спальню».
Летом в конце 70-х прошлого века после окончания 4 курса института у нас, студентов 2 Меда, была фельдшерская практика в Козельской больнице. Всех расселили в "частном секторе". Мне в компании восьми девочек пришлось жить у бабы Кати, так звали бойкую старушенцию, каждый год промышлявшую сдачей жилья практикантам. В большой комнате бабКатиной избы поставили рядами раскладушки. Удобства "типа сортир" находились во дворе. Из нашей «спальни» пустой дверной проем вел в маленькую проходную комнатку, далее шел коридорчик, а из него -  дверь на улицу. В проходной комнатушке висели ходики с крупными гирьками.
Девчонки после коротких разговоров о прожитом дне, спокойно засыпали, а я не могла - ходики мешали. У психоаналитиков есть много объяснений этому, вплоть до того... короче, вы и сами знаете чем Фрейд объясняет все проблемы.
Поворочавшись на неудобной скрипучей раскладушке с серым (больничным!)  бельем, я решилась на самоуправство и, осторожно ступая между раскладушками, добралась до источника шума. Оказалось, что часики очень легко останавливаются, нужно было просто придержать гирьки.
Осчастливленная блаженной тишиной, я мгновенно уснула. Проснулась я раньше всех и по дороге к удобствам незаметно для всех запустила ходики, установив время по своим часам. Пять рабочих дней я повторяла свои манипуляции и никто ничего не замечал.  Тайна была раскрыта в воскресенье. Нас разбудил истошный голос бабы Кати: «Ходики остановились! Кто-то к нам заходил!»  Нет, она не боялась воров и хулиганов, мне кажется, что входная дверь даже не запиралась на замок, все в этом поселке знали друг друга, а дом бабы Кати стоял почти на территории больницы. Ее волновали другие вопросы: «Кто и, главное, зачем это сделал?»
Ее волнение было столь велико, что я заподозрила глубинную экзистенциальную связь непрерывности перемещения цепочки с благополучием судьбы хозяйки дома. Я не стала тянуть с признанием.
 
- Баба Катя, это я остановила.
 - Зачем?
 - Спать мешали.
 - ???
 - Да честно, они же так громко тикают!

Мне кажется, бабка не поверила. Разрешила ли бы она останавливать мне ходики на ночь и дальше, не знаю, скорее всего -  нет, но четыре девушки (и я в том числе) через пару дней переехали к другим хозяевам. К моему счастью часы не стене там не водились.

Много лет спустя я рассказала эту историю в небольшой компании.
Один уважаемый человек улыбнулся и рассказал свою. Он учился в институте, а по ночам работал электриком. В те времена на улицах городов время показывали большие круглые часы, которые крепились к фонарным столбам. Если смотреть на эти часы не отрываясь,  можно было увидеть скачки минутной стрелки. Механизм, который дарил движение всем часам в районе, находился в его дежурке. Нужно было следить за тем, чтобы все работало, или просто спать. В ту ночь рассказчик никак не мог уснуть, наверное, сильно устал и сенситивность организма возросла (впрочем, всегда можно придумать и что-то по Фрейду). Механизм издавал особенно громкие ритмичные звуки и мешал спать нервному студенту. И он тоже решился на самоуправство – придержал гирьку и блаженно уснул в наступившей тишине. А ночное время целого района большого города остановилось на несколько часов. Утром легким движением рубильника городские "ходики" были запущены."Баба Катя" в тот раз ничего не заметила, как, впрочем, и все простые жители города.