Эдуард Артемьев

Музыкальный Меридиан
Эдуард Николаевич АРТЕМЬЕВ (30 ноября 1937, Новосибирск, РСФСР, СССР – 29 декабря 2022, Москва, Россия) – советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ (1985), народный артист России (1999). Известен, в частности, как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Отец – Артемьев Николай Васильевич (1905-1986). Мать – Артемьева Нина Алексеевна (1915-1997). Супруга – Артемьева Изольда Алексеевна (1936 г. рожд.). Сын – Артемьев Артемий Эдуардович (1966 г. рожд.).

Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-55) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нём тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди –  хорового дирижера Н.И. Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов – Пуччини, Беллини, Доницетти...

В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным –
создателем первого фотоэлектронного многоголосного музыкального синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина.

В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлёк к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление –  направление электронной музыки. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев.
В 1961-63 годах он работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука у Мурзина, по существу стал его учеником в электронике.

Сегодня Э. Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Е. Мурзиным. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нём работать, когда по указанию свыше студия Мурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие.

С первых же дней работы на АНСе Э. Артемьев вёл деятельность, которую без таких понятий, как энтузиазм, самоотдача, охарактеризовать нельзя. Когда же Мурзин при поддержке Шостаковича добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней.

Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Эдуард Артемьев – автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.

Сочинения 1960-х – начала 1970-х годов принадлежат эстетике авангарда.
Уже в ранних партитурах Артемьева отчетливо просматривается направление, в котором шли поиски воплощения оркестровыми средствами новых музыкальных идей –
темброгармонических, сонорных, пространственных – тех, что композитор вскоре так естественно реализует в электронике.

Ещё в начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто «неземным» звучанием озвучивались в основном научно-популярные фильмы «космической» тематики. Таким был, в частности, и первый киномузыкальный опыт Э. Артемьева в фильме «Мечте навстречу» режиссёра Н. Корюкова (1961, совместно с композитором В. Мурадели), документальных лентах «Планета Океан», «Дом в космосе», сюжетах в киножурнале «Хочу всё знать», «Альманахе кинопутешествий». В это же время он создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов «Электроника» в Москве и «Советская космическая техника» в Лондоне (1962). Обе работы были отмечены медалями.

Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967), в которой он приходит к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике. В «Мозаике» тембры - «соноры» становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. Композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную, знакомя западных коллег с деятельностью московской электронной студии.

«Мозаика» для Артемьева – произведение этапное. В ней композитор нашёл свой путь, способ художественного выражения, открыл для себя новые приёмы электронного синтеза, многоканальной записи, раскрыл себя как архитектор и поэт звука.
Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств Артемьев осуществил в композиции «12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр» (1969), которая по уникальности технического замысла отнесена к серьёзным вехам мировой электронной музыки.

В 1967 году Артемьев пишет музыку к фильму режиссера С. Самсонова «Арена» (киностудия «Мосфильм»). С тех пор кинематограф прочно вошёл в жизнь композитора, став для него, по его собственному признанию, «прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов».
Эдуард Артемьев – один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронные звучания в кинофильмах.
Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Неординарные задачи, поставленные режиссёром, требовали новых творческих поисков от композитора. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Сталкер» (1980).

Середина 1970-х годов знаменует начало нового этапа в творчестве Эдуарда Артемьева, его музыка обретает иные черты. Композитор проявляет повышенный интерес к рок-культуре, в которой его привлекла в первую очередь новая эстетика звука, подразумевающая яркую, открытую эмоциональность, повышенный экспрессивный тонус высказывания, его направленность на слушателя.

«Для меня самое сильное «оружие» музыки – её эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать», – считает композитор.
Артемьев видит творческие перспективы в ассимиляции достижений профессиональной академической школы и рок-культуры на базе электронной техники. Главным качеством его музыки становится способность к любым соединениям – жанровым, стилистическим, «техническим», открытость разным музыкальным традициям.
Ярким примером этому служит кантата «Ритуал» (1980, 1987 – новая редакция под названием «Ода доброму вестнику») на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, написанная для торжественного открытия Олимпийских игр в Москве (1980) и представляющая собой, по словам автора, «синтез всех известных техник». Другие сочинения этого периода - симфония «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы (1974); электронная рок-композиция «Мираж» (1974); поэма для рок-ансамбля и фонограммы «Человек у огня» (1977); симфония «Пилигримы» (1982); вокально-инструментальный цикл «Тепло земли» (1985, оперная версия – 1988), многие киномузыкальные работы («Сибириада», «Охота на лис», «Лунная радуга», «Конец вечности», и др.).

Примерно с конца 1980-х годов в произведениях Артемьева появляется новое качество. Унаследованные от стиля 1970-х годов демократические устремления, не связанные столь непосредственно с рок-эстетикой, смыкаются с идеями авангарда и поставангарда, рациональное – с интуитивным.

В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Вызывая ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создаёт образ поэтического мира режиссёра.
Альбом с записью этого произведения Э. Артемьева был выпущен голландской фирмой Boudisque в 1990 году, объявленном ЮНЕСКО годом Тарковского.

Композиция Артемьева «Три взгляда на революцию», созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года. «Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, – писала газета Diario de Lisboa. – Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии».

Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В 1990 году российская компания «Электрошок Рекордз» выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе.

Композиция I would like to return («Я хотел бы вернуться», 1993) являет собой чистый образец компьютерной музыки и во многом автобиографична. В структурном плане произведение отражает этапы эволюции технологии электронной музыки от её зарождения до наших дней.

Тенденция к синтезу стилей и жанров воплотилась в произведении Артемьева «Здесь и там» (1996): терцет для тенора, сопрано и рок-певца с симфоническим оркестром на стихи Ю. Ряшенцева объединил традиции академического оперного ансамбля и пения в стиле рок.

В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева), начатой им ещё в 1977 году. Первоначально задумывая свое произведение в жанре рок-оперы, композитор постепенно пришел к полистилистике, наряду с рок-группой используя симфонический оркестр, русские народные инструменты и все те средства, которыми располагает современная электронно-акустическая технология.

Эдуард Артемьев – один из ведущих мастеров отечественной киномузыки. Более 150 «озвученных» им отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач.

Помимо А. Тарковского композитор работал с режиссёрами Н. Михалковым, А. Кончаловским, В. Абдрашитовым, С. Самсоновым, А. Орловым, А. Хамидовым и многими другими.
С Никитой Михалковым сделаны все картины («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»).

По словам Н. Михалкова, Артемьев обладает «поразительными способностями стилиста». Традиции лирико-драматических симфоний XIX века слышны в его музыке к «Гобсеку», возвышенный трагизм барокко – в «старинной» музыке для инструментов Страдивари («Визит к Минотавру»), ретро начала XX века – в картине «Раба любви», музыкальная медитация дзэн-буддизма – в «Сталкере»...

«Артемьев великолепно чувствует экран, – отмечает Вадим Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд», – он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра».

Большой популярностью пользовались пластинки с записью его киномузыки, в частности диск-альбомы «Картины-настроения» и «Картины-настроения. II», куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск «Территория любви» с фрагментами из музыки к фильмам Никиты Михалкова.
Киномузыка Артемьева вызывает большой интерес и за рубежом. Во Франции выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала Андрея Кончаловского «Сибириада» (1979), компакт-диски с музыкой к картинам Н. Михалкова «Урга» (1991) и «Утомлённые солнцем» (1995).
В США – «Ближний круг» с музыкой к кинокартине А. Кончаловского (1992).

В 2000 году французская компания Musea переиздала на компакт-диске по лицензии российской компании «Мелодия» вокально-инструментальную композицию «Тепло земли» на стихи Юрия Рытхэу.

Э. Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории, проводит мастер-классы.
С 1964 по 1985 год он работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Э. Н. Артемьев – лауреат четырёх Государственных премий в области литературы и искусства (1988, 1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы «Курьер», «Урга», «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник», двух премий Ника (1995, 2000) за музыку к кинофильмам «Лимита» и «Мама», премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000), премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001).
Член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ.

До последнего времени жил в Москве

Скончался 29 декабря 2022 года на 86-м году жизни от осложнений, вызванных пневмонией.

(По материалам сайта ЛЮДИ. Биографии различных людей)
http://www.peoples.ru/


* * *


Эдуард АРТЕМЬЕВ.  ИЗБРАННОЕ. CD 1

01. Тепло Земли. Рождение Земли
02. Тепло Земли. Кто я? (Ж. Рождественская)
03. Ода доброму вестнику. Интерлюдия
04. ТАСС уполномочен заявить. Увертюра
05. Сибириада. Поход
06. Жаркое лето в Кабуле. Жаркое лето
07. Охота на лис. Охота
08. Раба любви. И ветер унёс её шарф…
09. Автостоп. Дорога
10. Автостоп. Fiat-вальс
11. Раба любви. Пикник
12. Тепло Земли. Прощание
13. Раба любви. Прогулка в авто
14. Тепло Земли. Где ты? (Ж. Рождественская)
15. Родня. В городском парке
16. Тепло Земли. Рэккэны (Ж. Рождественская)
17. Тепло Земли. Надежда (Ж. Рождественская)
18. Свой среди чужих, чужой среди своих. Ограбление поезда /remake/
19. Раба любви. Где же ты мечта? (Е. Камбурова)
20. Раба любви. Поклонники
21. Свой среди чужих, чужой среди своих. Финал

Записи 1975-85 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/klVG_vdGkDGtq

Размер архива: 109,2 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 50 сек.

* * *

Эдуард АРТЕМЬЕВ. ИЗБРАННОЕ. CD 2

01. Девочка и дельфин. Основная тема
02. Девочка и дельфин. Песня о дельфинах (О. Рождественская)
03. Родня. На сельской станции
04. Ода доброму вестнику. Факел
05. Свой среди чужих, чужой среди своих. Три товарища
06. Сибириада. Огонь
07. Свой среди чужих, чужой среди своих. Песня о корабле (А. Градский)
08. Родня. Полёт
09. Неоконченная пьеса для механического пианино. Один день из детства
10. Лунная радуга. Полигон
11. Тепло Земли. Небеса наполнены светом
12. Тепло Земли. Ожидание (Ж. Рождественская)
13. Ода доброму вестнику. Гармония мира
14. Инспектор Гулл. Сон
15. Ночь рождения. Колыбельная
16. Курьер. Катание на скейтборде
17. Курьер. Брейк-данс
18. Курьер. Phalanxes Of Fingers /re-edit/
19. Ода доброму вестнику. Добрый вестник (Г. Трофимов)
20. Тепло Земли. Гимн человеку (Ж. Рождественская)

Записи 1975-86 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/0SQWNUVykDJ7N

Размер архива: 109,2 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 46 сек.