Русские евреи

Илья Хосид
   


  О русских евреях - Борис Гулько
   
 "Русский еврей":
 опыт самоанализа Борис Гулько, Нью-Джерси
 Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного
народа. Это тысяча – максимум полторы тысячи лет. К концу своего
существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других
народах. Евреи – исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в
мистические причины, должна иметь естественный механизм. Сам этот
механизм может иметь мистические причины.

 Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных
народов, последовательно перетекающих один в другой. Некоторые
свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны.
Постоянны – общие предки и основы веры. Отличны – язык, территория и
среда обитания, культура и определяемые всем этим национальный
характер и внешний облик.

 Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и
наш выход на свободу меж застывших родовых вод. Языками возникшего
народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит.
Территорией обитания – Синайская пустыня. Характер – вынесенные из
Египта рабская пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого
народа – 40 лет.


 В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит.
Характер – активный и крайне воинственный. Следующие 15 веков наша
история – это история могучего народа с великими царями Давидом и
Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа,
создавшего Библию – основу духовности человечества.

 За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру. После завоевания
ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен
Израилевых. После разрушения Первого иерусалимского Храма
Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев. В разные
моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская.
Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских
общинах Аравии. Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному
Мухаммеду определённо напели евреи. В античном Риме, сообщает Иосиф
Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах. Возникли общины и
на Иберийском полуострове. Всё это множество имело общие
генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения.
Но всё остальное – стиль жизни, традиции, повседневные языки – были
различны. У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился
характер отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.

 В 1-2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была
разрушена. Закончилась история народа, жившего там. Когда в 1267 году
Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 

 Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит
немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев. По
другой версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима.
Группа родоначальников была мала – генетики утверждают, что все
ашкеназы произошли от четырёх женщин. Языком нового народа стал
диалект немецкого – идиш. Примерно полтора столетия назад на
территории России из ашкеназов родился ещё один народ: русские евреи.

 Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории
еврейских народов. Впервые со времени расступления Красного моря
возникла в основном секулярная еврейская общность. Вернее –
секулярной она стала вскоре после появления. В 1906 году в Москве
открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части
возникшего народа уже стал марксизм. Половина российского еврейства в
те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и
марксизм. Нынешний кандидат в Президенты США Берни Сандерс как бы
перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад в России
еврейской социалистической партии Бунд.

 Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом.
Возможно, проявлялись гены сикариев – «кинжальщиков», сыгравших
значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства. В
России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров,
анархистов, меньшевиков и большевиков.

 С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование
русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой,
Достоевский. Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века
дали российской словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона
и Афанасия Фета.

 Надсон безрадостно признался: «Я к вам таю любовь сыновью, /И в час
уныний, в час скорбей /Я чувствую, что я еврей!» Фет, к счастью,
ничего о евреях не написал. Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока
на склоне дней не узнал, что его мать – еврейка.

 Лучшие русские поэты ХХ века – в основном евреи. Двое из самых
знаменитых – Пастернак и Бродский – получили Нобелевские премии, а
третий – Мандельштам – вместо неё получил ГУЛАГ. И самые читаемые
сегодняшние российские поэты – И.Губерман, И.Иртеньев и Д.Быков – все
трое евреи. Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское
слово. Лучший русский роман ХХ века написал В.Гроссман. Популярные
писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов,
Войнович имели матерей-евреек. При этом еврейская тема почти
отсутствует в творчестве всех названных.

 Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а
образ города – белорусского Витебска – М.Шагал. Русские евреи стали
лучшими музыкантами и шахматистами века. Замечательно
самореализовывались мы также в науке и в математике.

 Но всё это роскошество продолжалось всего 2-3 поколения. Редкий
народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как
русское еврейство. Появившись как бунтари-марксисты, бакунинцы,
нечаевцы, после 1917 года – убеждённые коммунисты – политически
активные евреи дожили лишь до 1937 года. А после «борьбы с
космополитами» конца 40-х – начала 50 – не отвергли коммунистической
идеологии только самые замшелые евреи. В 60-е годы мы уже стали
диссидентами. И эти метаморфозы – на протяжении всего двух поколений!
Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а его сын
Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии,
вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937 года
командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним
из создателей диссидентского движения.

 После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти
страстное стремление исчезнуть, уехать из России. К середине 90-х
годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление,
разделившись на два основных рукава: американский и израильский. В
России осталось менее 200 000 тысяч евреев – 6-7% от нашей
численности до прорыва.

 У российских и американских нерелигиозных русских евреев – общая
судьба. Это – ассимиляция. Даже срок в два поколения для этого звучит
излишне оптимистичным. Я слышал от израильского раввина,
проработавшего какое-то время в московской иешиве: ученики с
еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а
ученики с русскими фамилиями – галахическими евреями. Это означает,
что почти все они были из смешанных семей. У американских
неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в
последние годы 80%.

 Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи. А
евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в
Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян. В Америке
секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как
евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они
берут из неевреев. В России потомкам евреев, таким, как Михаил
Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни, хотя, как в
случае миллиардера, имеющего только одного дедушку-еврея и ничего
еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным
российским антисемитизмом.

 Важна судьба русских евреев в Израиле. Они принесли в народ, в
который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения
русского еврейства. Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал
в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний
израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР,
которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых
инженеров». Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью
отвержение химеры социализма, которая как тяжёлая болезнь томит
многих евреев Израиля и США. В результате алии из России израильское
общество в целом сдвинулось вправо.

 Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в
Израиле к иудаизму. Но, судя по дискуссиям на русскоязычных
израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и
интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами, вызывают
галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр,
соблюдение шаббата и кашрута.

 Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики
евреев. 18-28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней
религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие
народы, жившие на разных континентах – с разными языками, разными
традициями, но с одной верой. Тысячелетия спустя все эти народы, как
и было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один, то
ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли
новый, но с теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив
не бывший в употреблении всё это время иврит. Каждый еврейский народ,
отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех,
старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл
за века рассеяния.

 Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в
воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из
России – толстовство, марксизм в его меньшевистской версии,
активность и воинственность Трумпельдора и Жаботинского, а потом, с
волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых – духовные достижения
советского периода – стремление к образованию и высокую культуру.

 Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической
истории умерло, чтобы вновь явиться и стать важной компонентой
возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма
космического масштаба?