Бас-гитара

Ник Кл
За все время игры в студенческом ансамбле "Свей" было у меня три гитары. Не считая самой первой, которую я сделал сам.
Начну из далека, когда "Свея", как такового, еще не было, поэтому все имена в этой истории вымышлены.

На "юга"

После второго курса почти вся наша 10-я группа двинулась на юга. Нашлись организаторы поездки. Они еще зимой списались с руководством винодельческого совхоза в Николаевской области (это на Черном море), договорились о полевых работах на виноградниках. Нам предоставлялась жилье и питание, и еще какая-то зарплата. Жили мы то ли в школе, то ли в клубе. Главное, там был зал, где мы устраивали танцы для местной молодежи, ну и для себя, конечно.

Beat music

В те времена было повальное увлечение Битом, то есть музыкальными группами с электрогитарами. Купить настоящую электрогитару было сложно и многие делали самопалы. В нашей группе был умелец - Володя с такой гитарой. Сам он не играл, но очень любил музыку. Первый в жизни стереозвук я услышал на его самодельном магнитофоне через стерео-наушники, сделанные его же руками. Качество, я вам скажу, было отменное для того времени! "Led Zeppelin" в объеме завораживал и уводил своей "Лестницей в небо".

Володина электрогитара тоже не уступала "фирм'е". Красного цвета, отполирована до блеска, с блестящими ручками регулировок и переключателей тембра. И даже с вибратором!
Мы подключали ее через какой-то усилитель и в сопровождении простой акустической гитары играли на танцах. Вместо ударной установки, думаю, были кастрюли или стулья. Что это за ансамбль был - сами понимаете, но живой звук всегда ценнее "фанеры". Ребятам нравилось очень. Настроение было великолепное еще и потому, что вино там лилось рекой. Благо, совхоз - винодельческий. Это было очень недорого.

"Разминка"

Кстати, о вине - еще по дороге в Николаев у нас была пересадка в Москве. До отправления поезда оказался целый день на "разграбление" столицы. Кто куда, а наша троица "гитаристов" - Юра, Олег и я двинули на ВДНХ. Олег - обаятельный и общительный парень повел нас в павильон дегустации вин. Там можно было попробовать все бесплатно. Хорошенько надегустировавшись, мы купили кубинские сигары в ущерб обеду, накурились этого термоядерного табаку, как буржуи после доброго застолья. В поезде меня тошнило, и как доехали до места - не помню. Это была только разминка, а в вин-совхозе довелось попробовать настоящие вина. Блаженство неописуемое!

Вин-совхоз

Как я уже говорил, потанцевать приходила и местная молодежь. Контингент там был не совсем обычный. В эти края ссылали после войны "западенцев", то есть неблагонадежных из Западной Украины. Познакомился ближе с ними я благодаря Шурику. В него влюбилась девушка из местных, и мы вместе вошли в их компанию. За стаканом вина вели "политические споры":
 -Почему вы не учите украинский?
 - А зачем? Мы и так понимаем друг друга.
Но, в общем-то, жили мирно. Я не помню каких-либо конфликтов на протяжении месяца нашего пребывания там.  А вот, когда я оказался один - группа уехала в Казань утром, а мой поезд на Кубань был позже,- ребята проявили свою сущность. Выпивали на прощание, закусывая сырыми яйцами и салом (надо сказать очень вкусно!). Один пошутил: "Вот грохнем тебя тут, и никто не узнает!".

Со мной моя гитара

Не помню уж, как оказался в поезде до Джанкоя, но труханул я изрядно. Почему такие подробности? Да со мной была та самая электрогитара! За нее я беспокоился больше всего. И зачем я упросил оставить гитару мне? Сейчас не представляю. Наверно, похвалиться хотел перед своими - ехал я домой к родителям догуливать летние каникулы.
Хорошее время молодость! Сколько событий, сколько приключений. Я мог бы долго рассказывать, как работали на подвязке виноградника, как ездили в выходные на экскурсию в заповедник "Аскания-Нова", на раскопки древней "Ольвии", в Одессу, Николаев. О наших ребятах - каждый интересен по своему. Но это уже будет не в тему.

Протрезвел окончательно и пришел в себя я только тогда, когда вдохнул свежий морской воздух Керченского пролива. Наш поезд загнали на паром, разбив по несколько вагонов. Вот здесь, оглядывая морские просторы, я ощутил себя дома.

Гитару я вернул Володе в Казани осенью, заразившись мечтой сделать такую же самому. А Володя приступил к изготовлению новой гитары. Бас-полуакустика, под скрипку, коричневого цвета (как у Пола Маккартни) послужил мне первые полтора года во время игры в "Свее". И совершенно бесплатно - спасибо Володе!

Потом мы купили гитару "Musima" у В. Васильева перед поездкой в строй-отряд на Север. То ли Володя побоялся отпустить свое детище в столь дальнее путешествие, то ли у "Свея" появились деньги. Не помню. Последняя бас-гитара "Орфей" была куплена в Казахстане на средства ВЦСПС.

Трансформация

А вот самая-самая первая - это была переделанная под бас моя самопальная шести-струнка, которую сварганил будучи потом в академке. Она очень уступала по качеству Володиным произведениям (не побоюсь этого слова), и не было жалко курочить - экспериментировать.

Переделать шести-струнку под бас оказалось несложно - просто заменили струны на более толстые. Благо, в красном уголке общежития стоял старенький рояль, а струн у него, сами понимаете, очень много. Сняли всего-то 4 подходящих по толщине, поставили на гитару. Как она строила, сейчас сказать не могу. Но, видимо, не очень, и через короткое время Володя любезно предложил поиграть на своем новом басу-скрипке. На ранних фотографиях можно видеть ее оригинальные формы.