Головоломка... или головостройка?

Галина Лежнина
Психология нынче в моде. То, от чего отмахивались наши родители, как от буржуазной выдумки, вошло в нашу жизнь прочно и бесповоротно. Уже никто не спорит, что это работает и помогает понять себя и строить свою жизнь. Хотя ещё слышны слабые голоса о том, что всё это от безделья. Вот и наши дети, наконец-то, доросли до понимания психологических процессов. В мультфильме обыгрывается одна из аксиом психологии: игнорирование отдельных эмоций, какими бы негативными или бесполезными они ни казались, ведёт к стрессу или депрессии.

"Головоломка",пожалуй, единственный мультфильм для детей, который рассказывает о взрослении ребёнка с точки зрения психологии. Как ведут себя наши эмоции, когда мы становимся старше и испытываем стресс, как относиться к таким «некрасивым» эмоциям, как гнев, страх и брезгливость? Ведь мы все где-то в глубине души считаем, что только радость заслуживает того, чтобы стоять у пульта нашей жизни, только она ведёт человека к счастью и полному удовлетворению.

Авторы мультика выбрали для повествования всего пять основных эмоций, управляющих нашим поведением: радость, печаль, страх, брезгливость и гнев. Конечно, это не соответствует истине, эмоций мы испытываем гораздо больше, но зато это дало возможность ярче и полнее выписать характеры героев. К примеру, среди эмоций отсутствует интерес, хотя он и является, безусловно, важным в эмоциональной палитре. Всё потому, что каждый персонаж «завязан» на определённый психологический «островок» в сознании Райли. Там, в мозгу, оказывается, вообще много различных конструкций и построений. Я думаю, что авторам пришлось всё предельно упростить, чтобы вместить в картинку. И Радость, например, впитала в себя такие эмоции, как гордость и доверие.
 

Почему я написала Радость с большой буквы? А потому что это имя девочки-эмоции, которая «живёт» в голове у Райли, героини мультфильма. Она «отвечает» за счастье своей хозяйки и за пультом управления эмоциями всё раннее детство находится именно она, почти не допуская к нему всех остальных друзей. Только изредка Печаль успевает дотронуться до шара воспоминаний, и тогда он из золотистого становится голубым…

Радость изо всех сил пытается предотвратить «порчу» очередного шара. Из-за чего и попадает в переделку вместе с Печалью. Итак, они выпадают из мозгового центра и попадают в долговременную память. Так начинается странное и увлекательное путешествие базовых эмоций: они должны вернуться в мозговой центр во что бы то ни стало, иначе Райли впадёт в апатию и в структуре её личности начнутся необратимые изменения. Они и начинаются, что осложняет процесс возвращения для Радости и Печали.

Но путешествие эмоций — это как бы параллельное, зеркальное путешествие. Путь самой Райли из Миннесоты в Сан-Франциско, а ещё точнее — путь из детства в отрочество, вот самое главное путешествие героини. Именно переезд родителей в другой город и расставание с привычной обстановкой, совпавший по времени с началом переходного возраста у Райли (девочке в мультике 11 лет), разрушает привычный мир ребёнка и заставляет испытывать не одну только радость.

Воспоминания о Миннесоте всё чаще окрашиваются в голубые цвета и в таком виде отправляются в «хранилище». Девочке всё чаще хочется плакать и грустить. Но она боится выражать такие эмоции — её научили всегда радоваться, её поведение в раннем детстве отличалось стойкостью и оптимизмом. В конце фильма она даже просит прощения за то, что не может поддержать родителей и сказать, что всё хорошо. Для неё в этот момент всё плохо…

Ох, как часто мы, взрослые, вместо того, чтобы выслушать своего ребёнка, посочувствовать ему и пожалеть, попытаться вникнуть и понять его горе, начинаем стыдить своё чадо или угугукать, напоминая о радостных моментах— типа, не всё так плохо, взбодрись! А всё, что нам надо сделать в этой ситуации, это тихонько посидеть рядом, выслушать и обнять, как это сделала Печаль с Бинго-Бонго.

Вообще, Печаль в мультике — это тоже одна из главных героинь. Именно право Райли на грусть отстаивает она тихо и незаметно, вступая в противостояние со своей подругой — Радостью. Интересно, как тонко и правдиво выписан этот персонаж: Печаль немного ленива и апатична, медлительна и умна, она знает все правила, а потому очень осторожна. Но при этом мы проникаемся к ней сочувствием задолго до того, как Радость поймёт, наконец, что и Печаль нужна Райли так же остро, как все остальные чувства.
 


INSIDE OUT

Не буду пересказывать сюжет. Вы наверняка уже давно посмотрели этот мультфильм, а если не смотрели, то тем интереснее вам будет посмотреть его без моих спойлеров. Отмечу только некоторые моменты, которые меня искренне восхитили.

Совершенно гениально в своей наглядности показано абстрактное мышление — что там происходит у нас в мозгу? Фрагментация? Так вот же она — на картинах абстракционистов!

А как трогательно показан процесс забывания! Когда Бинго-Бонго жертвует собой и тает в Пропасти Забвения, все (и маленькие, и большие) плачут. И это светлые слёзы по нашим воображаемым друзьям детства. Кажется, мы так и не сумели их оплакать до сих пор.

Очень смешной момент — паника эмоций в голове мальчишки-подростка в момент, когда к нему обращается девочка.

А эта вот навязчивая мелодия, которая то и дело прорывается в нашем сознании, — кто её не знает?

А эпизод с коробочкой фактов? Когда они рассыпаются, Радость теряется: как их сложить теперь в том порядке, как надо? Печаль спокойно отвечает: клади, как придётся, их всё равно всё время путают! Вообще вот такие тонкие смешные моменты рассыпаны по всему мультфильму (прошу прощения за невольный каламбур). И приятно, что юмор этот не плоский, как частенько сейчас бывает, а очень приятный и интеллигентный, я бы сказала.

Но больше всего мне (и не только мне — я уже обсуждала этот момент с друзьями) понравилось, как шары воспоминаний в финале становятся из однотонных разноцветными. Смешивание эмоций — первый признак взросления, и показано это так красиво!

Мультфильм вообще очень красочно сделан. А ещё он добрый и по-настоящему семейный. Не в смысле слёзовыжимания и сентиментальности. Он учит и детей, и их родителей правилам выживания в сложных ситуациях. И учит ненавязчиво и деликатно.


Я слышала много нареканий на перевод названия мультфильма в нашем прокате. «Причём тут «Головоломка»? Inside Out! Шиворот-навыворот!» — возмущаются некоторые знатоки иностранных языков. А я понимаю, почему название мультфильма так перевели: в голове Райли действительно намечается поломка в связи с исчезновением Радости и Печали. Но в конечном итоге эта поломка оказывается лишь частью грандиозной — я бы сказала — стройки.

Стройки, которая происходит у каждого из нас в голове в период взросления. Стройки, которая ведёт к развитию личности, которая не заканчивается у нас всю жизнь. И которая очень и очень часто выражается нами отчаянным: «Нет слов, одни эмоции!» Этот слоган мультфильма очень верно отражает суть процесса, когда человек не управляет своими эмоциями, а они управляют им. Научиться «дружить» со своими чувствами, научиться жить в согласии ними и строить своё особенное личное счастье — вот такую высокую задачу ставит перед нами этот мультик. И поэтому я очень советую посмотреть его всей семьёй. Это действительно очень полезный для каждого из нас опыт: взглянуть на наши эмоции со стороны (кстати, не спешите выключать фильм на титрах, там будут смешные «довески» в виде мозговых центров самых неожиданных персонажей).
 
статья из интернета