2015 - 4 конкурс. Итоги. Николай Калиниченко

Золотой Пегас
Друзья, спасибо за ваши стихи! Вы очень смелые люди. Сам я не выношу критики и в конкурсах стараюсь не участвовать. Но раз уж меня попросили написать свое мнение, то кривить душой не стану. Поэтому прошу зла на меня не держать. :) В творчестве все мы непрерывно совершенствуемся и на этом пути выявленные ошибки -  наши помощники.
В целом по текстам хочу сказать, что меня порадовал приличный уровень технического исполнения. И если бы вас можно было бы судить, как фигуристов, то здесь несомненно почти у всех 6.0!  Есть, конечно, и огорчительные моменты, но о них вы прочтете в комментариях к произведениям.

С уважением,
Николай Калиниченко.
http://www.youtube.com/watch?v=MW2SWvbr6-M

1 место
1. Осень четырнадцатого

Старый скрипач, почему ты все время молчишь,
медленно водишь смычком по разбитой дороге?
Дом твой зачах, в палисаднике вызрела тишь.
Пес у калитки лежит сиротливо – убогий.
Вместе с дождем над поникшей твоей головой
ветви антоновки стынут, и катится в бездну
до удивления маленький шар кочевой, -
чтобы исчезнуть, конечно же, чтобы исчезнуть.

Вроде бы рядом, да, впрочем, совсем  ни к чему
шепчут луга, но безжизненна чуткая скрипка.
Где ж это было? – не ветер хлестал немчуру,
а голосистые травы до боли, до вскрика,
до бугорка, нареченного словом «земля».
Помнишь, его ты считал непокорной Отчизной?
Что же теперь? – Остается последнее «ля»…
Падают, падают, падают яблоки…
                близко.

Изображение выстраивается и это очень хорошо.  Настроение «последнего «ля» транслируется четко. «Вызревание тишины», «Кочевой шар» - интересные образы. Яблоки в качестве «занавеса» – здорово, кинематографично!
Технически стихотворение можно было бы выполнить лучше. Некоторые образы спорны либо нечетки. «Голосистые травы», «Ветер хлестал немчуру» - о чем это? 
Тот же вопрос к названию. Очевидно, автор имел ввиду какое-то, на его (автора) взгляд, общеизвестное историческое событие? Первая мировая война? Она началась летом. Значит, какое-то конкретное событие во время войны? Какое? Или речь про 1814? А может, про 2014? В тексте ни одного намека нет. Даже если речь идет о чем-то действительно знаменательном, хотя бы небольшой штрих должен быть.

2 место
11. Солдатики

Поиграем в войну словно в детстве – без крови -
Из коробки одной и соратник и враг,
Командиры лихие  - с мизинцами вровень,
Все солдаты встают после шквальных атак.

У солдатиков нет матерей оловянных,
Женщин в темных платках не положено тут,
И крестов – не наград, а простых,  деревянных,
Отчего-то в наборы с игрой не кладут.

Впрочем, их для солдат раздобыть не проблема,
Если хочешь, две спички крест-накрест свяжи…
Всё как будто взаправду, но лишь - без измены,
Без холодного зверства, без пакостной лжи.

Так давай же играть, выводить батальоны
Ряд за рядом -  соседнему миру назло,
Где повестки несут по домам  почтальоны,
Сообщая, что детство навеки ушло.

Тот случай, когда метафорический рисунок выстроен понятно и добротно. Крепкая гражданская лирика, доступная большинству читателей. Задача, которую поэт поставил перед собой, выполнена. В рамках избранного направления этого вполне достаточно.
Стихотворению недостает яркости и глубины. Какого-то западающего в душу образа. За техникой хочется увидеть космос, а его нет. Я уже написал, что автор свою задачу выполнил, но можно ведь из добротного произведения сделать и выдающееся. Подняться над собой.
«Ряд за рядом -  соседнему миру назло» - строчка не ко двору. В чем логика? Какому соседнему миру?  И кому конкретно хочет причинить зло лирический герой? Офицерам, политикам, сотрудникам военкомата? Зачем в ненасильственную патетику вводить агрессивную нотку? Вероятно, эта строчка введена для успешной рифмовки с последней – вполне достойной и оправданной строчкой. Так делать не стоит.

3 место
10. Будь родная страна осторожнее

Будь, родная страна, осторожнее:
в этих дебрях тропинка узка,
за равниной с травой придорожною
скользкий склон и урочище скал.
Ты босая – в полях славно ходится,
здесь же камни острее серпа.
Впереди замелькала околица –
не порезаться бы, не упасть.
Ты простая, но слишком беспечная,
телом крепкая, глазом зорка.
Знаешь: здесь, в примыкающей вечности
многих с карты слизнули века.
И околица рядом:  да вот она –
там, где ёжатся крыши кошар.
Хлеб достала хозяюшка с противня –
запах манит и ноги спешат.
Но обманчива близость селения –
острым скалам не видно конца.
То ли сгустки с другими вселенными,
то ли сны мельтешат у лица.
Путь окончен обрывом над пропастью:
крыльев нет, чтоб свободно лететь.
Нет ужасней преграды  на глобусе,
и в округе, наверное, нет.
А напротив, на сельской околице,
за коровами вышел пастух.
Над страной у обрыва проносится 
свежей сдобы дурманящий дух.

Стихотворение выстроено ладно. Аллегории избыточны, но красивы. Эдакая ненавязчивая некрасовщина. То есть декорации удались. А где же актеры? И каково либретто?  На эти вопросы ответа нет.

4 место
4. Берта и Миша

Берта и Миша не очень ещё и старые:
какой это возраст - всего-то по семьдесят четыре.
Трапезничают на кухне вместе дружной парою,
а потом разбредаются по квартире.

В квартире красивый ковёр и миленькие обои,
светло и чисто, нигде никакой пыли.

Так случилось, что с разницей в год инсульт подкосил обоих,
теперь получше, но двигаться трудно и много чего забыли.

Утром их посещает сиделка Алла,
убирает, ходит на рынок, потом затевает печиво.
Берта смотрит по телеку сериалы,
Миша - футбол.
Вторая сиделка, Катя, приходит вечером.

Дни похожи, как близнецы, но каждый - жизнь, попробуй вырви-ка,
поэтому надо, хочешь-не хочешь, вставать с кровати.
Берте и Мише нравятся нежные сырники,
особенно, если их приготовит Катя.

Большой фотоснимок на стенке у Берты в спаленке,
там на природе Миша с цветами, а Берта босая.
На фото они молодые, и дети маленькие,
а нынче выросли, живут отдельно, но родителей не бросают.

Соня, дочка, в Штатах, раз в месяц примерно звонит по скайпу,
Саша, сын, иногда заходит, занят по горло и выше.
Дети хорошие, очень любят маму и папу,
то есть маму Берту и папу Мишу.

Саша пишет докторскую диссертацию,
у него семья и большая зарплата.
Но рвётся в Женеву, и родители не просят его остаться,
иначе им будет казаться, что виноваты.

Так и живут, незаметные, в доме многоэтажном,
Берта засыпает у телевизора, а Миша весёлый, смеётся, шутит.
Конечно, одним в стране им будет немного страшно,
но это никак не меняет сути.

Это небольшой рассказ. История из жизни пожилой четы. Все здорово. Рассказ хороший. Вопроса собственно два. О какой неизменной сути идет речь в финале?  Кроме бытописания в стихотворении больше ничего нет. Второй и главный момент – почему в стихах? Эту задачу давно и успешно решает проза. Текст здесь не совсем на своем месте. Ведь конкурс все-таки поэтический.

5 место
5. Другое время, другие нравы?

Другое время и другие нравы?
Быстрее темпы. Больше геморрой.
Все ярче ткани, но стежок корявый.
В фасоне новом виден прежний крой.

Венчают на престолы супостатов.
Сулят в конце туннеля яркий свет.
Плюют на то, что раньше было свято.
И верят в то, чего в помине нет.

Любой стручок косит под перца чили.
Амбиций пруд. В мозгах большая брешь.
Рога вперед. Как будто не учили:
Семь раз отмерь и, лишь потом отрежь.

Раздолье для убийц, дельцов, и выжиг
Людская масса из папье-маше.
Нужны "стальные яйца", чтобы выжить,
Чтоб жить не хило – яйца Фаберже.

Другое время и другие нравы?
Названье сменят, внешний вид и гимн.
А суть все та же, по рецептам старым,
Но, разве что, под соусом другим.

Еще одно стихотворение о неизменности сути. На сей раз - гражданская лирика, поданная в форме протеста, а точнее традиционной для советских кухонь глухой жалобы. Автор проявляет находчивость в сатирических и несколько грубоватых сравнениях («Любой стручок косит под перца чили», «Нужны стальные яйца, чтобы выжить, Чтоб жить нехило – яйца Фаберже»).
Претензия та же, что и к «Солдатикам». Только здесь еще добавляется нарочитая незамысловатость и грубость. Кроме того, подобные протестные произведения достаточно распространены и однообразны. Скучновато.
 
6 место
12. «Внук – несмышлёныш, бабка - стара, как грех…»

Внук – несмышлёныш, бабка - стара, как грех,
рыжая псина – левая дочь бульдога,
в старой лесной развалюхе, вдали от всех,
жили себе - поживали, других не трогая.
Бабка парнишку холила, как могла -
мыла, кормила, старалась беречь от лиха,
а ввечеру внуку сказки свои плела,
сны зазывая под крышу словами тихими.
Ласково гладила мальчика по спине,
дула украдкой в белеющую макушку
 и темнота зависала у них в окне,
бабкины бредни от нечего делать слушая,
о Чуде-Юде, Кощеевом сундуке,
о Василисе-красе в золотом наряде...
внук бормотал, прижимаясь щекой к руке:
- Ба, я хочу навсегда жить с тобою рядышком!

Вырос малец, больше носа не кажет в дверь,
в красном углу на стене телефонный номер…
Баба Яга коротает свой срок теперь
 с чёрным котом вместо псины, от чумки помершей.
 
Есть несколько технических огрехов. Рифмы гуляют, финал смазан. Но в целом картинка складывается. Стихотворение представляется недоработанным. Сыроватым. Его можно было бы сделать лучше и глубже. В таком виде, как сейчас, оно банально.

7 место
2. «Рассол налит в стакан…»

Рассол налит в стакан, а в горле сухо,
И муторно который день подряд.
Ты смотришь преданно в глаза, как сука,
Которой надо накормить щенят.

Что прошлое? Его не станем хаять,
Оно ушло, и мы давно не те.
Угрюмых мыслей изморозь скупая
Проступит новой строчкой на листе.

Безлюдье. И дымится сигарета.
Вздыхают сонно рощи и поля.
В моих руках синицы больше нету,
Но нет, увы, и в небе журавля.

Раздумья наползают и терзают,
И ты, устав растерянно грустить,
Такими смотришь на меня глазами,
Что глаз от них никак не отвести.

Финал хороший. Что-то в нем из романсов. Над остальным нужно работать. История пока не получилась, но может получиться.

8 место
3. «Дыхание осени»

У июля и у августа
Мягкость тёплая в названии.
Поцелуями ласкай уста,
Невесомыми касаньями

Донеси до сердца осени
Дымку неугасшей нежности.
От лазурной неба просини
До дождливой неизбежности

Только шаг. От ветра ёжится
Тёплых дней очарование.
И на яблок яркой кожице
Ранней осени дыхание.

А сентябрь звенит уключиной.
Лодка с озером прощается.
Под минорные трезвучия
Ничего не обещается.

Только заморозки ранние
Над бескрылыми рассветами
Отрезвляют ожидания,
Бредят песнями допетыми.
 
Грусть светла. Пейзаж художника
В рамке, золочёной листьями,
Отвергает невозможное,
Отразив земные истины.

Редкий поэт не ощущал это дыхание. Некоторые по три-четыре раза. И конечно, со временем дыхание стало несколько несвежим. Давать на конкурс стихотворение про осень может либо очень мужественный, либо крайне самоуверенный человек. А если в стихотворении есть еще и спорные моменты,  вроде «ежащегося очарования», «звенящих уключин» и загадочных «трезвучий», то шансы на успех становятся зыбкими, как неба просинь перед дождливой неизбежностью.

9 место
6. «Кое-как»

Накрыли небо чёрным кое-как,
нашлась луна потерянным опалом.
Обшарпанной извёсткой - облака,
которая местами не отпала.
А мне так было пло..., что всех бы на...
шла тишина по рельсам вагонеткой,
стреляла память в тире сердца метко...
безусых у(с)покоила война -
приказы сверху выполняли или
спешили умирать, не постарев...
стыл красноватый свет от фонарей,
как-будто кровь неаккуратно смыли...

Да-да. И у меня были моменты щенячьего восторга, когда начала получаться хорошая рифма. Можно было гнать гигабайты текста. Очень красиво и абсолютно бессмысленно. Но зато какой кайф! Автору хочется сказать следующее: у Вас все здорово, не останавливайтесь на достигнутом. Теперь нужно погрузить в эту красивость суть. И тогда получится стихотворение. А пока – кое-как.

10 место
9.  Есенину

Когда сойдутся солнце и луна
На алом лоскуте небесной кожи
И то ли чёрт с глазами цвета льна,
То ль старший ангел выдохнет:«Серёжа…»
Тогда кленовый лист, как пятерню,
Сожмёшь до хруста в онемевших пальцах,
"Ну, как тебе порядки там - в раю?
Поэт нигде не может отоспаться".
Он выбрал путь из тысячи дорог
Сквозь Вавилон союзов и наречий,
Когда до невозможности продрог
От теплоты и ласки человечьей.
На шпульки века жизни намотав,
Катился  шарик – яблоком раздора,
От слова отступала немота….
«Танцуй со мной сегодня, Изадора».

И  встанет верховая на дыбы
На огненном кругу твоих наитий.
Два полюса разомкнутой судьбы.
Осталось только их соединить и…

Скроено наспех. Шатко. Торчат нитки, режет глаз рифма «раю – пятерню». Смысл ускользает. Образы существуют просто так. Никак не увязаны.
Посвящение, а это ведь посвящение, должно раскрывать взгляд автора на описываемую личность. Это сложно и требует глубокого знания предмета, а также высокой техники стихосложения.

11 место
8. Когда-нибудь

Когда-нибудь выпадет повод редкий
шершавой древесной коры коснуться
и в мыслях врасти в сердцевину веткой,
подставившей солнцу листочки-блюдца,

в которые льются тугие струи
живительной влаги, тепла и света,
шуметь и качаться, не помня всуе,
случайных касаний соседних веток,

раздать своё тело на капилляры,
несущие вверх молодые соки,
и чувствовать – жизнь не проходит даром,
пока существую в живом потоке

безу;держной силы, идущей снизу
от мощных корней, прорубивших почву,
пока холодам посылают вызов
набухшие плотью моею почки,

и даже когда разлетятся листья,
ветрами осенними вдаль гонимы –
душа вслед за ними метнётся чистой
от мыслей, что жизнь пролетела мимо.

Очевидно, духовный соратник автора стихотворения «Кое-как». И беды те же. Быть может я не понял тонкой духовной настройки автора, но я прочел стихотворение несколько раз, и оно мне представляется бессмысленным потоком сознания. Бог весть, может сейчас это как раз то, что нужно. Но уж простите ретрограда. На мой взгляд - это плохо.

12 место
7. Пьедестал

Подмётки рвал я – лез на пьедестал,
царапая гранит по вертикали,
рассёк ладони, вены набухали,
сворачивалась кровь...
Но влез и встал!

Усталым взглядом посмотрел вокруг –
и не заметил ни костров, ни трупов,
и не орал никто над ухом в рупор,
и места не просил:
– Подвинься, друг!

Оглохнув будто, не услышал звон –
когда кувалдой кто-то выбил клинья.
Сорвался вниз... и, проскользив по глине,
уткнулся в грязь…
И жалок, и смешон.

 Суть стихотворения выражается двустишьем: Я взошел на пьедестал, потоптался и упал. Не знаю, сколько лет автору стихотворения, но это пока даже не набросок. Это школьная проба пера. Нужно работать над собой.