2015 - 4 конкурс. Итоги. Анна Маркина

Золотой Пегас
Подводя итоги поле прочтения всех стихов, хочется сказать, что их уровень в целом показался чуть ниже уровня моря. В том смысле, что все стихотворения недостаточны, зачастую предсказуемы по стилистическим приемам и интонации. К сожалению, не выявлено ни одного стихотворения, которое претендовало бы на серьезную  литературную значимость.

1 место
4. Берта и Миша
 
Берта и Миша не очень ещё и старые:
какой это возраст - всего-то по семьдесят четыре.
Трапезничают на кухне вместе дружной парою,
а потом разбредаются по квартире.

В квартире красивый ковёр и миленькие обои,
светло и чисто, нигде никакой пыли.

Так случилось, что с разницей в год инсульт подкосил обоих,
теперь получше, но двигаться трудно и много чего забыли.

Утром их посещает сиделка Алла,
убирает, ходит на рынок, потом затевает печиво.
Берта смотрит по телеку сериалы,
Миша - футбол.
Вторая сиделка, Катя, приходит вечером.

Дни похожи, как близнецы, но каждый - жизнь, попробуй вырви-ка,
поэтому надо, хочешь-не хочешь, вставать с кровати.
Берте и Мише нравятся нежные сырники,
особенно, если их приготовит Катя.

Большой фотоснимок на стенке у Берты в спаленке,
там на природе Миша с цветами, а Берта босая.
На фото они молодые, и дети маленькие,
а нынче выросли, живут отдельно, но родителей не бросают.

Соня, дочка, в Штатах, раз в месяц примерно звонит по скайпу,
Саша, сын, иногда заходит, занят по горло и выше.
Дети хорошие, очень любят маму и папу,
то есть маму Берту и папу Мишу.

Саша пишет докторскую диссертацию,
у него семья и большая зарплата.
Но рвётся в Женеву, и родители не просят его остаться,
иначе им будет казаться, что виноваты.

Так и живут, незаметные, в доме многоэтажном,
Берта засыпает у телевизора, а Миша весёлый, смеётся, шутит.
Конечно, одним в стране им будет немного страшно,
но это никак не меняет сути.

Видела этот стих на другом конкурсе, где посчитала его лучшим в подборке. В нем сосредоточен серьезный жизненный опыт, внимательное отношение к жизни и правильное отношение к слову. Оно трогательное, в чем-то сентиментальное, но не надоедливо меладраматичное. Тем не менее, отношение к языку заимствованное. Стилистика, к сожалению, соответствует многократно испробованному письму многих современны авторов. В том числе, вышедших из среды живого журнала и прочих интернет-площадок. У автора есть все – вкус к слову, душа, умение подмечать детали, нет одного – своей языковой интонации. Остается только пожелать ее обрести.

2 место
6. кое-как

Накрыли небо чёрным кое-как,
нашлась луна потерянным опалом.
Обшарпанной извёсткой - облака,
которая местами не отпала.
А мне так было пло..., что всех бы на...
шла тишина по рельсам вагонеткой,
стреляла память в тире сердца метко...
безусых у(с)покоила война -
приказы сверху выполняли или
спешили умирать, не постарев...
стыл красноватый свет от фонарей,
как-будто кровь неаккуратно смыли...

Казалось бы зарисовка. Но зарисовка в данной ситуации претендующая на лидерство. Единственное замечание  автору по тексту – вторая строка. «нашлась луна потерянным опалом» - и опал в смысле луны уже был, и само синтаксическое построение достаточно корявое: «найтись чем-то потерянным» - это не совсем гуд с точки зрения языка. Также отталкивает некоторая отстраненность. Нет ощущения, что когда автор пишет про войну, он всерьез имеет представление о такого рода переживании. Но в целом, устроено  все неплохо.

3 место
12. ***

Внук – несмышлёныш, бабка - стара, как грех,
рыжая псина – левая дочь бульдога,
в старой лесной развалюхе, вдали от всех,
жили себе - поживали, других не трогая.
Бабка парнишку холила, как могла -
мыла, кормила, старалась беречь от лиха,
а ввечеру внуку сказки свои плела,
сны зазывая под крышу словами тихими.
Ласково гладила мальчика по спине,
дула украдкой в белеющую макушку
 и темнота зависала у них в окне,
бабкины бредни от нечего делать слушая,
о Чуде-Юде, Кощеевом сундуке,
о Василисе-красе в золотом наряде...
внук бормотал, прижимаясь щекой к руке:
- Ба, я хочу навсегда жить с тобою рядышком!

Вырос малец, больше носа не кажет в дверь,
в красном углу на стене телефонный номер…
Баба Яга коротает свой срок теперь
с чёрным котом вместо псины, от чумки помершей.

Стих неплохо написан. Без бросающихся в глаза языковых погрешностей. Достаточно трогателен. Одно главное но: он зубодробительно предсказуем. Уважаемому автору не хватило тонкости, чтобы вывести тему к некоему сугубо своему, никем не рассмотренному решению. Заранее понятно, что эгоистичный внук бросит одинокую бабушку и отчалит в город (али куда еще) в поисках лучшей жизни. Но все это многократно бывавшее, слышанное, набившее оскомину. Возможно, следовало остановиться чуть раньше, вместо последнего катрена сделать более тонкую концовку с намеком на будущий отъезд внука. С намеком! Но не более. Нечего бить читателя в глаз, он и так не дурак, все поймет.

4 место
11. ***

Поиграем в войну словно в детстве – без крови -
Из коробки одной и соратник и враг,
Командиры лихие  - с мизинцами вровень,
Все солдаты встают после шквальных атак.

У солдатиков нет матерей оловянных,
Женщин в темных платках не положено тут,
И крестов – не наград, а простых,  деревянных,
Отчего-то в наборы с игрой не кладут.

Впрочем, их для солдат раздобыть не проблема,
Если хочешь, две спички крест-накрест свяжи…
Всё как будто взаправду, но лишь - без измены,
Без холодного зверства, без пакостной лжи.

Так давай же играть, выводить батальоны
Ряд за рядом -  соседнему миру назло,
Где повестки несут по домам  почтальоны,
Сообщая, что детство навеки ушло.

Ритмика, конечно, заимствованная, не своя. Да и в самой интонации чувствуется вторичность и некоторая поверхностность. Обобщение, не обагренное кровью близких, так и останется конкурсным раздумьем по поводу. Не более того.

5 место
1. Осень четырнадцатого

Старый скрипач, почему ты все время молчишь,
медленно водишь смычком по разбитой дороге?
Дом твой зачах, в палисаднике вызрела тишь.
Пес у калитки лежит сиротливо – убогий.
Вместе с дождем над поникшей твоей головой
ветви антоновки стынут, и катится в бездну
до удивления маленький шар кочевой, -
чтобы исчезнуть, конечно же, чтобы исчезнуть.

Вроде бы рядом, да, впрочем, совсем  ни к чему
шепчут луга, но безжизненна чуткая скрипка.
Где ж это было? – не ветер хлестал немчуру,
а голосистые травы до боли, до вскрика,
до бугорка, нареченного словом «земля».
Помнишь, его ты считал непокорной Отчизной?
Что же теперь? – Остается последнее «ля»…
Падают, падают, падают яблоки…
                близко.

Дорогой автор, у вас были все шансы написать неплохое стихотворение. И первая строфа вышла вполне законченной и ровной. Но вторую вы умудрились запоганить, вплести не пойми откуда выдернутую немчуру, «голосистые травы», песенное «до боли, до вскрика», Отчизну и т.д. И вторая строфа, к сожалению, оказалась проваленной.
 
6 место
10. Будь, родная страна, осторожнее...

Будь, родная страна, осторожнее:
в этих дебрях тропинка узка,
за равниной с травой придорожною
скользкий склон и урочище скал.
Ты босая – в полях славно ходится,
здесь же камни острее серпа.
Впереди замелькала околица –
не порезаться бы, не упасть.
Ты простая, но слишком беспечная,
телом крепкая, глазом зорка.
Знаешь: здесь, в примыкающей вечности
многих с карты слизнули века.
И околица рядом:  да вот она –
там, где ёжатся крыши кошар.
Хлеб достала хозяюшка с противня –
запах манит и ноги спешат.
Но обманчива близость селения –
острым скалам не видно конца.
То ли сгустки с другими вселенными,
то ли сны мельтешат у лица.
Путь окончен обрывом над пропастью:
крыльев нет, чтоб свободно лететь.
Нет ужасней преграды  на глобусе,
и в округе, наверное, нет.
А напротив, на сельской околице,
за коровами вышел пастух.
Над страной у обрыва проносится 
свежей сдобы дурманящий дух.

Все бы хорошо, если бы поэтика и сам взгляд, и сам лежащий в основании прием олицетворения…  не были стары как мир и не проистекали по сути своей из поэтики вековой давности. Есть нечто Блоковское в подобной интонации. Но в данном случае сие не похвала. Будьте, пожалуйста, самобытнее.

7 место
2. ***

Рассол налит в стакан, а в горле сухо,
И муторно который день подряд.
Ты смотришь преданно в глаза, как сука,
Которой надо накормить щенят.

Что прошлое? Его не станем хаять,
Оно ушло, и мы давно не те.
Угрюмых мыслей изморозь скупая
Проступит новой строчкой на листе.

Безлюдье. И дымится сигарета.
Вздыхают сонно рощи и поля.
В моих руках синицы больше нету,
Но нет, увы, и в небе журавля.

Раздумья наползают и терзают,
И ты, устав растерянно грустить,
Такими смотришь на меня глазами,
Что глаз от них никак не отвести.

Первый катрен хороший и последние две строчки. Остальное – в мусор.

8 место
8. Когда-нибудь

Когда-нибудь выпадет повод редкий
шершавой древесной коры коснуться
и в мыслях врасти в сердцевину веткой,
подставившей солнцу листочки-блюдца,

в которые льются тугие струи
живительной влаги, тепла и света,
шуметь и качаться, не помня всуе,
случайных касаний соседних веток,

раздать своё тело на капилляры,
несущие вверх молодые соки,
и чувствовать – жизнь не проходит даром,
пока существую в живом потоке

безудержной силы, идущей снизу
от мощных корней, прорубивших почву,
пока холодам посылают вызов
набухшие плотью моею почки,

и даже когда разлетятся листья,
ветрами осенними вдаль гонимы –
душа вслед за ними метнётся чистой
от мыслей, что жизнь пролетела мимо.

На фоне почти всех стихов финалистов технически этот стих один из самых ровных, не возмущающих вкуса. Но! Он слишком уж напоминает отдаленное рассуждение на тему. Слишком мало вложено настоящего жизненного опыта, реального переживания, жизни. Хотелось бы пожелать автору выдать в следующий раз не письмо ради письма, а письмо на тему, которую не возможно преодолеть, не решив на бумаге.

9 место
9. Есенину

Когда сойдутся солнце и луна
На алом лоскуте небесной кожи
И то ли чёрт с глазами цвета льна,
То ль старший ангел выдохнет:«Серёжа…»
Тогда кленовый лист, как пятерню,
Сожмёшь до хруста в онемевших пальцах,
"Ну, как тебе порядки там - в раю?
Поэт нигде не может отоспаться".
Он выбрал путь из тысячи дорог
Сквозь Вавилон союзов и наречий,
Когда до невозможности продрог
От теплоты и ласки человечьей.
На шпульки века жизни намотав,
Катился  шарик – яблоком раздора,
От слова отступала немота….
«Танцуй со мной сегодня, Изадора».

И  встанет верховая на дыбы
На огненном кругу твоих наитий.
Два полюса разомкнутой судьбы.
Осталось только их соединить и…

Лучше бы не касаться имен классиков, пока не наберется, по крайней мере, высоких технических умений. Пока этого, к сожалению, нет.

10 место
7. Пьедестал

Подмётки рвал я – лез на пьедестал,
царапая гранит по вертикали,
рассёк ладони, вены набухали,
сворачивалась кровь...
Но влез и встал!

Усталым взглядом посмотрел вокруг –
и не заметил ни костров, ни трупов,
и не орал никто над ухом в рупор,
и места не просил:
– Подвинься, друг!

Оглохнув будто, не услышал звон –
когда кувалдой кто-то выбил клинья.
Сорвался вниз... и, проскользив по глине,
уткнулся в грязь…
И жалок, и смешон.

Идея хорошая. Воплощение плохое. «Рассеченные ладони», «набухшие вены» и пр. – это все сюжет какого-то хоррора. Но, надо сказать, мировоззренческий взгляд у автора есть, в отличии от многих других участников. Осталось поднабраться технических умений.

11 место
3. Дыхание осени

У июля и у августа
Мягкость тёплая в названии.
Поцелуями ласкай уста,
Невесомыми касаньями

Донеси до сердца осени
Дымку неугасшей нежности.
От лазурной неба просини
До дождливой неизбежности

Только шаг. От ветра ёжится
Тёплых дней очарование.
И на яблок яркой кожице
Ранней осени дыхание.

А сентябрь звенит уключиной.
Лодка с озером прощается.
Под минорные трезвучия
Ничего не обещается.

Только заморозки ранние
Над бескрылыми рассветами
Отрезвляют ожидания,
Бредят песнями допетыми.
 
Грусть светла. Пейзаж художника
В рамке, золочёной листьями,
Отвергает невозможное,
Отразив земные истины.

Настолько все банально и прилизано, что напоминает первый курс заочки ЛитИнститута. Вы даже «осень»-«просинь» умудрились срифмовать. Единственная счастливая строка: «а сентябрь звенит уключиной» - просто, но метко.

12 место
5. Другое время, другие нравы?

Другое время и другие нравы?
Быстрее темпы. Больше геморрой.
Все ярче ткани, но стежок корявый.
В фасоне новом виден прежний крой.

Венчают на престолы супостатов.
Сулят в конце туннеля яркий свет.
Плюют на то, что раньше было свято.
И верят в то, чего в помине нет.

Любой стручок косит под перца чили.
Амбиций пруд. В мозгах большая брешь.
Рога вперед. Как будто не учили:
Семь раз отмерь и, лишь потом отрежь.

Раздолье для убийц, дельцов, и выжиг
Людская масса из папье-маше.
Нужны "стальные яйца", чтобы выжить,
Чтоб жить не хило – яйца Фаберже.

Другое время и другие нравы?
Названье сменят, внешний вид и гимн.
А суть все та же, по рецептам старым,
Но, разве что, под соусом другим.

О темпора, о херес! Настолько это мировозренчески примитивно, что даже жутко, что сие проходит в финал конкурса.

© Анна Маркина,
http://www.stihi.ru/avtor/pegaska