Аракс

Музыкальный Меридиан
«АРАКС» – московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е годы. Сотрудничала с популярными композиторами – Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.

В 1968 году, на смотре художественной самодеятельности экономического факультета МГУ к Алексею Пантелееву подошёл Эдик Касабов и предложил создать группу.
В 1969 году в ней играли Эдик Касабов (вокал, бас), Алексей Пантелеев (гитара, вокал), Гарик Касабов (ударные) под руководством Вадима Ивановича Маршева.

В 1972 году по инициативе Юрия Шахназарова в «Аракс» приглашают клавишника «Скоморохов» Александра Буйнова. Гарика Касабова за ударной установкой сменяет Борис Багрычёв из группы «Витязи». «Аракс» с успехом выступал в Москве и Подмосковье (особенно часто – на танцах в Люберцах). В первом отделении «Аракс» исполнял песни Led Zeppelin, Deep Purple, Santana, Ten Years After, во втором – песни на русском языке.

В 1973 году Пантелеев уходит из группы, а гитаристом и вокалистом становится пришедший осенью 1971 года из «Скоморохов» Юрий Шахназаров. К этому времени группа уже получила название «Аракс», по словам А. Буйнова, в честь мамы Эдика Касабова Араксы, но называлась группа «Аракс» (а не «Аракса»), как и одноименная река в Закавказье. Касабовы были армянами родом из Азербайджана (Шахназаров – армянин по отцу).

Благодаря обучению на отделении зарубежной политэкономии Эдик Касабов достаточно хорошо владел английским и успешно исполнял кавер-версии западных рок-хитов.

На одном из концертов группу увидел и услышал ставший главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей. С 1973 года «Аракс» вошёл в труппу театра, участвовал в спектаклях «Автоград XXI», «Тиль» (мюзиклы Геннадия Гладкова), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера Алексея Рыбникова).

В «Автограде» ансамбль, одетый в стройотрядовские комбинезоны, лишь время от времени выходил на свою площадку – помост, вознесённый высоко над уровнем сцены, – чтобы спеть свои «зонги» или проаккомпанировать актёрам. В «Тиле» группа, одетая в монашеские рясы с капюшонами, открывала спектакль исполнением негромкого псалма, после чего спускалась в партер, откуда, сидя в первом ряду, аккомпанировала и пела.

В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года):

… музыканты впервые выступили не просто как квалифицированные исполнители, но и как соавторы композитора. Они предложили свою редакцию всех сцен, придумали свой рисунок ударных в аккомпанементе (первоначально Рыбников планировал вообще отказаться от постоянного ритма барабанов, которые должны были лишь разражаться время от времени ритмотембровыми «взрывами» или «вспышками»). Работали над каждым эпизодом совместно, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Вместе искали, вместе экспериментировали. Причём, важно было, чтобы всё это подходило к конкретной акустике Ленкома: скажем, придуман очередной фрагмент, но, будучи перенесённым в зал, становится неярким, перестает «звучать». В результате – новые переделки….

Автор либретто Павел Грушко показал себя «музыкально чутким драматургом», он «добавлял необходимые строки, дописывал целые эпизоды», часто «исходя именно от музыки». «Аракс» также записывает инструментальные фонограммы для некоторых других спектаклей театра.

Почти сразу ушёл в «Весёлые ребята» Буйнов и был заменён Сергеем Рудницким. За ударной установкой Бориса Багрычёва меняют сначала Александр Данилович, затем Александр Полонский (экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята») и наконец – Анатолий Абрамов (экс-«Високосное лето»).

В 1974 году в группу приходит, сменив Касабова (который отошёл от музыки, стал впоследствии кандидатом экономических наук), вокалист и бас-гитарист Александр Лерман (экс-«Ветры перемен», экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята»).
Именно в составе Шахназаров-Лерман-Полонский «Аракс» снялся в фильме Георгия Данелия «Афоня», где исполнил входившую ещё в репертуар «Скоморохов» песню Шахназарова на стихи Валерия Сауткина «Мемуары». Однако вскоре Лерман и Полонский покинули группу.

Пришли из любительской красногорской группы «Мы» вокалист, бас-гитарист и флейтист Сергей Беликов (1974), через год – вокалист Александр Садо, в феврале 1978 года – гитарист Вадим Голутвин (экс-«Добры молодцы», экс-«Весёлые ребята»). После этого состав «Аракса» стабилизировался.

В 1977 году группа выпускает на гибком миньоне журнала «Кругозор» «Мемуары» и песню Буйнова на стихи Сауткина «Трава-мурава», в 1978 году «Аракс» участвует в записи на двойной пластинке рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».
В том же году Юрий Шахназаров становится гитаристом и руководителем аккомпанирующего ансамбля Аллы Пугачёвой. На его место в «Аракс» пришёл приверженец «блэкморовского» стиля гитарист Тимур Мардалейшвили, игравший до этого в разных любительских группах, последней из которых была «Виктория».
Новым руководителем стал Сергей Рудницкий.

В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме «Узнай меня».

В 1979 году Александра Садо меняет пришедший из «Весёлых ребят» вокалист и скрипач Анатолий Алёшин. Как говорит Вадим Голутвин, «многие считают, что тот недолгий период, когда Беликов и Алёшин работали вместе в «Араксе», был самым насыщенным. Может быть! Но при этом они не испытывали особой симпатии друг к другу. У них не было музыкантской дружбы… Понятно, что два таких солиста в ансамбле могли существовать только временно».

В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов.

Ю. Антонов (в те годы): «Это группа музыкантов высокой квалификации. Ведут они запись великолепно. Знают, чего хотят и как этого добиться. Одна из трёх записанных нами композиции длится более шести минут (прим. – скорее всего, речь шла о песне «Я вспоминаю», но она чуть покороче – не более, а почти шесть минут) и рассчитана для звучания в молодёжных дискотеках, которые приобретают всё большую и большую популярность.
Я не считаю, что композитор может полностью выразить себя в стиле «диско» – рамки жанра для этого узковаты, но нельзя на таком основании пренебрегать этим стилем вообще, молодёжь его любит. Нельзя, на мой взгляд, и преувеличивать в современной песне роль аранжировки в ущерб мелодии. Я не побоюсь здесь показаться несовременным. По-моему, главное в песне – мелодия и никакие суперсовременные ухищрения в разработке, никакие технические возможности звукозаписи не помогут. Началом всех начал является мелодия».

Второй миньон выходит в 1980 году, когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах.

В апреле 1980 года музыканты ушли из театра и стали выступать от Московской областной филармонии.

Отвечая на вопрос корреспондента о причинах, побудивших группу уйти из театра, руководитель «Аракса» Сергей Рудницкий сказал:
«Театр имени Ленинского комсомола считали и считаем своим родным домом, которому мы многим обязаны. Он дал нам многое в плане профессионализма, здесь мы многому научились в лоне театра, во время его спектаклей, созрели и наши собственные творческие планы. Их надо было реализовывать. Поэтому мы перешли на концертную деятельность. Но театр остался нашей школой.
В чём мы видим свое творческое кредо? Однажды во время гастролей нам задали вопрос: «Почему вы ничего не поете из репертуара Boney M?» Конечно, у нас в программе есть развлекательные песни – концерт есть концерт, и без этого нельзя. Но это наши собственные, «араксовские» песни. И не они определяют общее настроение программы. Мы хотим, чтобы наши выступления не только развлекали слушателей, но и несли в себе тот заряд информации, те чувства, которые не оставляют зрителей с пустой головой и холодным сердцем.  Вот почему мы строго относимся к подбору репертуара, к средствам музыкального выражения, к чистоте стиля…».

Жизнь молодого современника, его раздумья о мире, тревожном и прекрасном, весна, любовь, радость и грусть – вот о чем рассказывает «Аракс» на своей пластинке.

Дебютный альбом «Колокол тревоги» был записан весной 1980 года, анонсирован в прессе, вышел миньон (1981), однако большую пластинку так и не выпустили. На первой стороне должны были звучать (в исполнении группы) песни Антонова, на второй – песни, сочинённые самими музыкантами. Впервые все песни Антонова, записанные «Араксом» для «Колокола тревоги», вышли на его сборнике «От печали до радости» (1986).

В 1980 году музыканты «Аракса» (Анатолий Алёшин, Вадим Голутвин и сыгравший на бас-гитаре Сергей Рудницкий) приняли участие в записи литературно-музыкальной композиции Евгения Евтушенко и Глеба Мая «Исповедь». (пластинка вышла только в 1983-м).
В год московской Олимпиады (1980) «Аракс» также записал совместно с Аллой Пугачёвой несколько песен для её новой пластинки.

В октябре того же года в «Аракс» приходит Евгений Маргулис, бывший бас-гитарист групп «Машина времени» и «Воскресение». Репертуар «Аракса» пополнили песни Маргулиса на стихи Андрея Макаревича и Алексея Романова. На стихи Романова были также написаны песни Тимуром Мардалейшвили и Сергеем Рудницким.

В 1981 году вышел уже третий миньон Юрия Антонова и «Аракса». Многие песни с этих миньонов прозвучали в фильме «Берегите женщин». Вскоре группу покидает Вадим Голутвин и становится аранжировщиком в студии Максима Дунаевского.

В 1982 году против директора «Аракса» Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело с обвинением в хищении, обращении в свою пользу и в пользу участников ансамбля более 1500 рублей, принадлежавших государству. На дорогую аппаратуру был наложен арест. В октябре вышел указ Министерства культуры СССР, согласно которому группа «Аракс» была официально распущена.

Мардалейшвили, Маргулис и Абрамов организуют группу «Феникс», куда вошли также солист Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелёв. Маргулис вскоре ушёл в аккомпанирующий ансамбль Антонова «Аэробус» и был заменён бас-гитаристом Александром Миньковым. Успеха «Феникс» не добился (во многом из-за того, что музыканты не могли выступать под названием «Аракс») и в следующем году прекратил своё существование.

Сергей Рудницкий был клавишником «Весёлых ребят», а затем, вернувшись в прежний театр, играл в «Рок-Ателье». Туда же пришёл и Анатолий Абрамов.
Когда в 1987 году руководитель этой группы Крис Кельми принимает решение оставить театр, возникает сначала ансамбль «Транс», затем Рудницкий решает возродить «Аракс». В состав, помимо него и Абрамова, вошли вокалист и флейтист Николай Парфенюк (экс-«Сверстники», экс-«Феникс», экс-«Синяя птица»), гитарист Сергей Берёзкин (экс-«Рок-ателье») и бас-гитарист Сергей Рыжов (экс-«Красные маки», экс-«Динамик», экс-«Весёлые ребята»). В студийных записях принимал сессионное участие Тимур Мардалейшвили; компакт-диск «Araks ‘87-90» вышел в 1993 году. Но популярность группы не достигает прежнего уровня.

В 1995 году начинает происходить разделение на два «Аракса» – «классический» и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996).

В 2002 году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы «Юнона и Авось». В нём участвуют музыканты ленкомовского «Аракса» – Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.

В 2004 году сложился состав «классического» «Аракса»: Сергей Рудницкий – клавишные; Анатолий Алёшин – вокал; Вадим Голутвин – гитара; Тимур Мардалейшвили – гитара; Сергей Тимофеев – бас-гитара; Анатолий Абрамов –  ударные. Был записан альбом Raritet!, состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым (компакт-диск вышел через два года). Пока же Алёшин покинул группу, и «Аракс» приостановил концертную деятельность.

В 2006 году эта деятельность возобновилась. Тимофеева заменил Пётр Макиенко, Алёшина – Василий Савченко (экс-«Электроклуб», экс-«Купе»).

В августе 2009 года музыканты расстались с Василием Савченко. Место солиста занял Валерий Каримов, выступавший на рубеже 1980-90-х годов в «Рок-ателье» Криса Кельми, а затем – в «Арсенале» Алексея Козлова.

Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В 2010 году новым бас-гитаристом «классического» «Аракса» стал Ринат Насыров.

В состав ленкомовского «Аракса» в 2011 году входят: Сергей Рудницкий – клавишные; Александр Садо – вокал; Николай Парфенюк – вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов – гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов – ударные.       

(По материалам сайтов ВИКИПЕДИЯ и НАШ НЕФОРМАТ)       


* * *   

«ВСЁ КАК ПРЕЖДЕ». Избранное

1. Всё как прежде (Ю. Антонов – В. Дюнин)
2. Колокол тревоги (Ю. Антонов – И. Кохановский)
3. С чего бы? (Ю. Антонов – В. Дюнин)
4. Снова весна (Ю. Антонов – И. Кохановский)
5. Мир снов и грёз (С. Рудницкий – В. Дюнин)
6. Фортуна (В. Матецкий – В. Сауткин)
7. Один взгляд назад (К. Никольский)
8. Знаю, что ты придёшь (Ясные звёзды) (А. Зацепин – Л. Дербенёв)
9. Без тебя (?)
10. Шумят дожди  (А. Алёшин – О. Жуков)
11. Моё богатство (Ю. Антонов – И. Кохановский)
12. Надо спешить (А. Зацепин – Л. Дербенёв)
13. Инструментал (С. Рудницкий)
14. Шнурок (М. Файбушевич)
15. Селекция (С. Рудницкий – С. Рыжов, Ю. Чернавский)
16. Я больше не буду (Н. Парфенюк, С. Рудницкий – Б. Вишневский)
17. Или – или (Р. Америдис – А. Бутузов)
18. Война (Посвящение В. Цою) (Б. Вишневский)
19. Синева, пустота, тишина (Т. Мардалейшвили, С. Рудницкий – А. Романов)

Вокал: А. Алёшин, С. Беликов, Ю. Антонов, М. Файбушевич, Н. Парфенюк

Записи 1980-90 гг.

СЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/9qkAXbs3kadN8

Размер архива: 109,5 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 30 сек.

* * *
               
Другие известные песни АРАКСА:
Молодость: http://www.stihi.ru/2015/11/01/9795
Земляничная поляна, Радуга: http://www.stihi.ru/2015/11/17/638
Я вспоминаю, Не забывай, Золотая лестница и другие: http://www.stihi.ru/2015/11/19/1079