Вокзал Орсэ -музей импрессионистов

Галина Рогалёва
 Начало:"Моё открытие Франции" http://www.stihi.ru/2010/12/15/5428

В воскресенье, 20 июня, мы отправились на левый берег Сены - в уникальный музей, расположенный в бывшем здании вокзала железнодорожной станции Орсэ. Он находится в центре Парижа, между бульваром Сен-Жермен и Сеной, а точнее на ее набережной. Неподалёку Тюильрийский сад и Лувр. Целый квартал занимают здесь многочисленные государственные учреждения и министерства. Мы прошли от Дома Инвалидов до набережной Сены - совсем рядом  находится еще одно замечательное сооружение - мост Александра Третьего, но о нём отдельный рассказ...
День был ветреный, холодный, тем не менее, возле музея стояла длинная-предлинная очередь. Кого в ней только не было! Запомнилась крошечная японка в каком-то немыслимом наряде - коротеньком платьице, легкой курточке и в кедах. За нами стояли респектабельные, хорошо одетые американцы - он белый, она - черная... Все благочинно, соблюдая дистанцию, ждали своей очереди в кассу, а затем около 30-40 минут - в музей. И это стоило того!
Вокзал Орсэ был открыт в 1900 году и просуществовал до 1939 года. Он чудом спасся в период гитлеровской оккупации и послевоенной разрухи. Только в 70-е годы прошлого века началось преобразование вокзальных залов, и в 1986 году Орсэ был торжественно открыт как музей.
Здесь собраны богатейшие коллекции живописи, скульптуры, декоративного искусства, фотографии  и архитектуры второй половины 19-го - начала 20-го веков. «Флейтист» и «Олимпия», Мане и Моне, импрессионисты и символисты, пастели и акварели, миниатюры и монументальные полотна привлекают как специалистов-художников, так и любителей со всего света.
Итак, мы открываем для себя художественные экспозиции музея. Они начинаются уже перед входом в музей - с чугунных женских фигур, олицетворяющих шесть континентов. Скульптуры заполняют весь центральный зал и террасы по двум сторонам здания. Сам зал вызывает восхищение уже тем, что в нем сохранилось функциональное назначение вокзала.Но сегодня здесь дружески соседствуют скульптуры Дюбуа и Домье, Дега и Гогена, Бартоломе и Родена…  В то же время под высокими сводами нетрудно представить гул поездов и суету пассажиров.Большие вокзальные часы усиливают наши домыслы.
Постепенно переходим в зальчики поменьше и перед взором возникают в оригинале знакомые по многочисленным репродукциям шедевры Делакруа, Сезанна, Ренуара... Ценность коллекций музея в том, что они показывают самые разные тенденции в художественном творчестве от импрессионизма и реализма, до символизма и модерна… Но импрессио – настроение, впечатление – обволакивает тебя со всех сторон, независимо от классификаций, движений и направлений…
А вот и открытие! Во всяком случае, для меня: в одном из залов застываю перед портретом красивой молодой женщины в светлом платье, с длинной распущенной косой, которую она придерживает правой рукой. Это госпожа Римская-Корсакова. Изобразил её художник Франц-Кзовье Винтерхольтер(1806-1873). Портрет передан в дар музею  самой госпожой Р.-К. и её сыновьями…

Периодически я открываю приобретённый в Орсэ путеводитель (на русском языке!), подготовленный главным хранителем музея Каролиной Матье. И вновь, как пять лет назад, благодаря прекрасным иллюстрациям (почти 300 стр.) с замиранием сердца бреду по залам Орсэ…

Фоторепродукция: Ф.-К.Винтерхольтер. Портрет госпожи Римской-Корсаковой, 1864. Масло, холст.117х90см.

Продолжение:    http://www.stihi.ru/2015/11/19/7765