Жизнь на грани фола Первый дворик детства

Сергий Сергеич
                ЖИЗНЬ НА ГРАНИ ФОЛА
               

 ПЕРВЫЙ ДВОРИК ДЕТСТВА

     Семья Сергеевых получила однокомнатную квартиру №36 на четвёртом этаже в пятиэтажном трёхподъездном кирпичном доме №49 по проспекту Ленина города Чебоксары: жильё выделили по месту работы Тамары Алексеевны. Дом был построен в 1961 году. В квартире были небольшие: закуток для душа и отдельно туалетная кабина (по размерам меньше, чем в поездах); маленькая кухня и коридор; зал без балкона.
     Двор находился в замкнутом пространстве: рядом стоял угловой пятиэтажный двухподъездный кирпичный дом, а дворовая площадка граничила с территорией ясли-сада. Первый этаж дома №49 занимали хлебный и овощной магазины, что позволяло родителям отправлять  Серёжу за продуктами в раннем возрасте. Запасные выходы магазинов выходили во двор, где постоянно скапливались горы деревянных ящиков, из которых дети строили скрытые проходы и прятались в них. В советское время велось разумное строительство: рядом с жилыми домами планировались большие по площади дворовые территории предназначенные для отдыха жильцов (не меньше половины большого стандартного футбольного поля).
     Каждое утро, Серёжу водили в ясли-сад, а по мере взросления мальчика, родители не всегда доводили его до воспитателя, оставляя на полдороги, предоставляя возможность ему самому добираться до детсада, тем самым приучая к самостоятельности: происшествий из-за этого не было.
     Серёже запомнилась дорога домой из детсадика с отцом, после чего болячки под ушами долго не проходили. Из-за чего приходилось плакать и за что отец драл за уши в памяти не сохранилось. После выкручивания ушей, чтобы успокоить ребёнка, отец останавливался у дерева, срывал и делал свистульки из «музыкальных стручков», что нравилось Серёже: он успокаивался и по детски тут же забывал о плохом. Иного негатива, связанного с отцом в дошкольном возрасте, память не сохранила, что даёт основания говорить о том, что детство было добрым. Не относить же к плохому капризы во время приёма душа с отцом из-за того, что включалась горячая вода от которой хотелось увернуться, укрыться в углу маленькой душевой кабинки? После такой водной процедуры тело становилось лёгким и закаливалось, но Серёжа старался избегать водные процедуры под душем
с отцом.
     По месту расположения жилой дом №49 по проспекту Ленина, находился недалеко от сквера имени Василия Ивановича Чапаева и парков имени космонавта Андрияна Николаева и «Лакреевский лес», где семья Сергеевых часто отдыхала. На природе любили отдыхать все жители проживающие в построенных рядом пятиэтажных кирпичных домах — «хрущёвках». Летом в тёплые солнечные дни в парке «Лакреевский лес» люди занимали все открытые для солнца полянки, расстилали покрывала и часами загорали. Рядом веселились дети. Всё это было, когда в парке «Лакреевский лес» не было асфальтированных пешеходных тротуаров и были открытые для солнца поляны. Со временем различные карусели заполонили дубовую рощу, появились асфальтированные тротуары и администрация парка с обслуживающим персоналом, загремела музыка из громкоговорителей нарушая тишину, после чего площадь Лакреевского леса, где поселилась "цивилизация" с аттракционами, стала увядать с каждым годом всё больше и больше: дубы сохнуть и вырубаться, исчезли белки и не стало видно снегирей; дикая природа отступала перед людьми.
    «Центральный парк культуры и отдыха «Лакреевский лес» являлся уникальной рекреационной территорией города Чебоксары. Лес был назван в честь помещика Фёдора Андреевича Лакреева-Попова, секретаря Свияжской провинциальной канцелярии. В 1957 году на основе естественной дубравы был создан «городской парк культуры и отдыха им. 40-летия Великого Октября». Вскоре парку вернули прежнее название. В 1978 году парку был дан статус памятника природы.»
     Значение имела дошкольная лыжная прогулка на горку, в глубь парка «Лакреевский лес», с папой — Александром Ивановичем. Этот миг воспроизвёлся и закрепился отчётливо в памяти спустя время, когда Серёжа учился во втором  классе средней школы и совершил первую самостоятельную лыжную прогулку: пришёл из школы, взял лыжи, захлопнул дверь квартиры и вместе с мальчишками из двора отправился в  лес, увлекая за собой детей в сторону памятной горки. Впечатление маленького школьника от самостоятельной лыжной прогулки далеко от дома, без разрешения родителей, было очень сильным: прогулка с отцом и самостоятельная вылазка с детьми слились в одно целое и остались в памяти на всю жизнь, и послужила началом последующих самостоятельных лыжных прогулок с приятелями.
     Во втором классе Серёжа часто стал ходить кататься на лыжах в парк «Лакреевский лес». Родители не запрещали, но и мальчик чутко улавливал момент, когда можно было взять лыжи, захлопнуть дверь квартиры и сбежать в зимний лес. Только один раз, за всё время лыжных прогулок, случилось опасное падение после которого Серёжа чуть не задохнулся. В лесном овраге  когда-то была построена сцена и скамейки для зрителей в виде амфитеатра. Выглядело это так. На спуске к ручью стояли скамейки, через ручей на другую сторону оврага построен мостик упирающийся в сцену, на которой, в праздничные дни, организаторы устраивали выступления артистов. К тому времени, когда Серёжа подрос и стал самостоятельно ходить на лыжах, сцена прогнила, от скамеек остались только столбики, мост разрушился: остались голые без досок
брёвна, по которым было опасно переходить ручей даже летом. Серёжа подъехав на лыжах к разрушенному мостику, решил попробовать проскользить по толстому бревну на котором лежал снег и сделав пару движений упал спиной, с высоты около одного метра, на торчащий столбик от скамейки и несколько секунд не мог вдохнуть легкими воздух. Миг, когда было перебито дыхание и не удавалось сделать вдох, показался вечностью и мальчик почувствовал, что абсолютно беспомощен так, что позвать на помощь кого-то из ребят не получается: лежал, как рыба на берегу с открытым ртом, дёргая головой, делая попытки задышать. Стало очень страшно. Серёжа собрал силы и попытался не вдохнуть воздух, а выдохнуть — кашлянуть и это спасло: после выдоха удалось сделать вдох и отдышаться. С болью в спине еле-еле дошёл до дома.
    Серёжа позже узнал, что один мальчик, при падении спиной на выступающую трубу, придя домой умер из-за разрыва печени.
    С лыжных прогулок Серёжа возвращался, когда на улице было темно, но родителей ещё не было дома, так как они приходили после пяти часов вечера (а темнеть начинало после 16 часов): чаще первой домой приходила мама, а отец сразу после работы посещал занятия в институте.
     В этом дворике детства Серёжа Сергеев дружил с одноклассником Сашей Литвинцевым. Квартира где жил Саша находилась этажом выше и к нему Серёжа был вынужден напрашиваться после лыжных прогулок , из-за отсутствия своего экземпляра ключей от квартиры. Если нельзя было погреться в квартире у соседа, то приходилось сидеть в мокрой одежде на лестничной площадке у батареи рядом с квартирой и дремать от усталости. 
    Саша Литвинцев на лыжные прогулки не ходил, его не пускали родители.
Отец у Саши Литвинцева ушёл на пенсию после службы в морском флоте и Саша с гордостью открывал шкаф, и показывал морскую форму отца с морским кортиком, который разрешал подержать в руках. У Саши были интересные оловянные солдатики и особенно набор «Брестская крепость». Мальчишки делили солдатиков, расставляли свои армии напротив и начинали воевать, расстреливая укрепления из пушек: снарядами из спичек, с грузом из пластилина на одном конце.
     Интерес к солдатикам у Серёжи остался надолго и со временем у него появились свои солдатики и личная армия, что позволяло в ненастную погоду находить напарника, выстраивать солдатиков на полу в своей квартире и часами воевать, используя пустые спичечные коробки в качестве укреплений. Наверное поэтому одной из любимых игр во дворе стала «войнушка», как битва на мечах, выструганных из досок, так и с игрушечными пистолетами и автоматами: бегали и стреляли друг в друга часами.
    (Во взрослой жизни увлечением Саши Литвинцева стал мотоспорт. Затем Александр работал таксистом, увлёкся игрой в карты, имел большие долги, получал угрозы. Родители были вынуждены сменить место жительства и поменять квартиру на другой город. Сашу это, если спасло, то лишь на несколько лет, потому-что он остался рабом своей дурной привычки, много пил и в итоге, после смерти матери, пропил свою долю на квартиру. Об этом Серёже было известно от самого Александра, который иногда приезжал в город Чебоксары и заходил в гости.)
     Каждый вечер, перед очередным новым годом, в квартиру Сергеевых вваливались шумной толпой ряженные - знакомые родителей, чтобы поздравить с праздником и тут же с песнями уходили продолжать веселье на улице, где-нибудь под общественной ёлкой, оставляя после себя в квартире морозный, озорной дух. Зелёную ёлочку на новый год семья Сергеевых ставила ежегодно.
     В роли «деда Мороза» Серёжа выступил летом, когда стал дарить детворе свои рваные книжки и поломанные игрушки, с азартом и призывным криком выбрасывая их через форточку во двор, под одобрительные крики детей с улицы. Благотворительный порыв вовремя остановила мама, вернувшаяся с работы домой. Выброшенные в окно детское имущество возвращать обратно в квартиру не стали, так как оно уже не представляло интереса и относилось к «хламу», который рано или поздно пришлось бы выбросить.
     Взаимоотношения с детьми у Серёжи Сергеева были хорошие.
     Как-то зимой пацаны постарше устроили соревнования по борьбе между детьми младше их. Борьба была по правилам, один на один, до того момента, когда один из участников борьбы должен был положить на лопатки соперника. У Серёжи в паре оказался мальчик чуть выше ростом и сам Серёжа всегда считал что соперник сильнее его физически, хотя и был одногодком. Во время борьбы мальчик оказался поверженным на лопатки и за это очень обиделся на победителя, но без дальнейших последствий во взаимоотношениях. Этой победе удивились даже организаторы соревнования и похвалили Серёжу, а он придя домой с улицы, взахлёб от радости рассказывал в подробностях маме о своей первой силовой победе.
     К дворовой площадке примыкал небольшой парк, где росли деревья, кустарники, трава и поэтому коллективные игры детей переносились из двора в парк.
      (Значительно позже на месте уютного парка и двух двухэтажных жилых многосемеек, был построен большой медкорпус больницы и для парка осталась небольшая территория.)
     Любимыми играми были: футбол, лапта, прятки. В парке было больше возможностей спрятаться за деревьями, в кустах и в высокой траве. Между дворовой территорией и парком находилась большая деревянная горка на которой и вокруг которой постоянно играли в догонялки с мячом или без меча.
     Однажды рядом с деревянной горкой произошла «война» с детворой из соседних домов расположенных с другой стороны парка. Серёжа находился в своём дворе, когда услышал призыв о том, что надо помочь своим друзьям у деревянной горки. Прибежал с остальными мальчишками и вместе с ними стал кидать всё, что попадало под руки: камни, палки. В какой-то момент между воинствующими сторонами , на открытом пространстве, оказалась девочка и Серёжа крикнул ей: «Уходи!», - но девочка замешкалась. Серёжа кинул дощечку от ящика, стараясь перебросить девочку, но до-щечка предательски угодила девочке в голову, от чего появилась кровь и она сильно заплакала, что послужило сигналом враждующим сторонам разбежаться. Серёжа понял свою вину за девочку и от испуга забежал домой. Дома была мама. Как обычно, после улицы, мальчик разделся, стал мыться под душем и в этот момент в квартиру позвонили: пришёл отец девочки, стал ругаться, сказал что дощечка чуть не попала девочке в глаз и у неё рядом с глазом рана. Серёжа оправдывался, что случайно попал дощечкой в девочку. У девочки была физическая травма, а у Серёжи психологическая травма от сильных переживаний за девочку и за себя.
     Ещё одна печальная история в этом дворе случилась весной: маленький мальчик гулял без присмотра родителей и попал в яму с водой, в которой утонул. Серёжа самого факта трагедии не видел, но об этом случае долго вспоминали во дворе. Детям трудно было осознать, что ещё вчера маленький мальчик крутился рядом со всей
 детворой, а теперь его никогда не будет. Никогда, никогда, никогда...
     Водная история не обошла и семью Сергеевых. К моменту происшествия, у Серёжи появился родной младший братик Игорёк. Дело было зимой. В квартире было очень жарко. Александр Иванович решил самостоятельно подкрутить вентиль у батареи находящейся в зале квартиры, чтобы как-то ограничить поступление горячей воды, но вентиль под напором воды стало выбивать и горячая вода брызнула в комнату. Отец пытался заблокировать воду фуфайкой, но вода была настолько горячей и напор воды был таким сильным, что укротить брызги не удалось. Тамара Алексеевна босиком выбежала из квартиры и побежала по снегу в соседний дом за дежурным сантехником. Александр Иванович взял из детской кроватки Игорька, которому было несколько месяцев и закричал Серёже, лежавшему в кровати, чтобы тот бежал к соседям. Последним из квартиры выбегал Серёжа и за собой захлопнул дверь: не поставленный на предохранитель дверной английский замок сработал. Ключи остались в квартире.
В соседних квартирах поднялся переполох и жильцы вышли в подъезд. Пока ждали сантехника, дверной косяк квартиры пришлось подломить в целях устранения аварии, на что ушло несколько минут. Горячей водой были залиты квартиры до первого этажа, находившиеся под квартирой Сергеевых. Квартира Сергеевых стала напоминать парную в бане. Серёжа выбежал к соседям в одной майке без трусов, так как обычно ложился спать снимая трусы и этот вечер не был исключением. Было стыдно. Его посадили на кровать и закрыли одеялом. В соседской семье росли две девочки: одна была ровесницей Серёже (она нравилась мальчику), а её сестрёнка чуть постарше. В ту ночь Серёжа спал у них. (Спустя несколько лет Серёжа случайно узнал, что его соседка-ровесница ходила в баскетбольную секцию и стала очень молодой мамой троих детей.)
     Совершенно не осталось в памяти, в каком состоянии была квартира после аварии и как проходил ремонт, и лишь слышал, что аварию списали на случайный несчастный случай, по причине того, что трубу прорвало из-за сильного напора горячей воды. Бедные советские люди часто решали подобные проблемы с пониманием и терпением друг к другу, прощая и не требуя компенсации за нанесённый ущерб.
     Самую первую осознанную истерику со слезами Серёжа закатил, когда его мама принесла в дом колготки, выпуск которых наладила лёгкая промышленность. Колготки в ясли-саду носили исключительно девочки и они считались, среди мальчиков, одеждой для девочек. Мальчики считали позорным явлением носить «девчачьи» колготки. Серёжа категорически отказался носить колготки и отстоял свой интерес: колготки никогда им не одевались.
     Стадион «Энергия», расположенный в центре города Чебоксары, в шестидесятых годах в девятнадцатом веке, в дни футбольных игр был самым посещаемым и любимым местом отдыха горожан. Раскупались все билеты на футбольные матчи: «яблоку негде было упасть». Рядом со стадионом находился Чебоксарский электроаппаратный завод построенный в годы Великой Отечественной войны. Во время футбольных матчей крыши заводских корпусов  «превращались» в зрительские трибуны. Зрители знали чебоксарских футболистов поименно и очень горячо, эмоционально реагировали на события происходящие на футбольном поле во время игры: рёв зрителей на трибунах слышался во всех концах небольшого по площади, в те годы,  города Чебоксары. Серёжу на футбол брал отец. Спортивный азарт полученный на стадионе во время просмотра
футбольных матчей переносился во дворы, где детвора старалась повторять увиденные футбольные финты.
     Когда Серёже было три года, ездили на родину отца в Воронежскую область деревню Вязковка. Об этой поездке память отчётливо сохранила два эпизода: первый — мавзолей на Красной площади в городе Москва, в котором лежало два человека: Ленин и Сталин; второй — проснулся на сеновале, а рядом никого нет, испугался
и стал кричать: «Мама, я встал! Мама, я встал!»
      В один из весенних дней, когда учёба во втором классе у Серёжи Сергеева подходила к завершению, во время одного из уроков, пришло сообщение через посыльного, о том, что Серёжу родители просят отпустить со школьных занятий по причине переезда на новую квартиру. Сообщила девочка по имени Майя под присмотром которой Серёжа иногда находился во дворе, во время прогулок,  ещё с дошкольного возраста.