Рецензия М. Пекелиса Пластова на книгу Осмысление

Николай Дик
    Осмысление. Стихотворения / Н.Ф. Дик. – Азов: ООО «АзовПечать», 2015. – 144 с.
ISBN 978-5-4382-0242-4

    Поэзия известного азовского поэта, члена Союза писателей России, Николай Дика – это крик души, особенный мир доброты, искренности и человечности. В нём есть место глубокой гражданственности, городской и пейзажной лирике, философии жизни и любви.
    Тринадцатый сборник поэта – это переосмысление прожитого и пережитого, сопоставление прошлого с настоящим и взгляд в будущее. Неординарные литературные приемы и глубина философии чувств позволяют поэзии Николая Дика подняться до уровня известных поэтов современности.
         ****

     ГОЛОС ЧИСТОЙ ДУШИ

     Общие соображения

    Хорошо знаком с жанром предисловий, послесловий и напутствий. Те, кто считает себя мэтрами и властителями дум, похлопывая по плечу начинающих авторов и классиков, ничтоже сумняшися, предлагают нам осваивать новоявленные шедевры. При этом понимание , где автор, где законы созданного им художественного мира, где его лирический герой, или целая толпа порожденных автором лирических героев и типов, остаётся за кадром. Некогда. Проще обозреть тематику: вот стихи о любви, вот о природе, вот о Родине, вот о себе любимом. Замечу сразу, в случае с поэзией Николая Дика такой литературный финт не пройдёт. Почему?
    Потому что это очень и очень самобытный автор, выпадающий из каркаса стандартных критических схем. Прежде всего, как личность. Николай Дик без всякого преувеличения личность ренессансная. Все признаки на лицо. Полипрофессионализм. Колоссальная творческая производительность. Искренность и умение радоваться чужим удачам. Глубокая вера в Бога и божественное провидение. Смирение и стояние за правду. Служение истине и любовь к родному краю. Если бы дело происходило в Германии, то я бы сказал, что Николай Дик - это реинкарнация Иоганна Вольфганга фон Гёте.
    Уважаемый читатель, поверьте, всё вышесказанное не лесть, а прямолинейная констатация фактов. Ибо у этих достоинств есть их естественное продолжение. Какое? Вы скажите: «Недостатки». И не угадаете. Я бы сказал лагуны для дальнейшего творческого роста. Сразу оговорюсь, ни книги афоризмов, ни прозу, ни книги связанные с учительской ипостасью автора, не рассматриваются. Конечно, жаль, но тогда пришлось бы вместо статьи писать том «ЖЗЛ». Речь пойдёт только о поэзии, о стихах Николая Дика.
    Читая стихи Дика, я невольно вспоминал замечательные слова выдающегося ценителя современной поэзии, ныне покойного, Николая Ивановича Хаджиева: «В поэзии что рубль, что пятак - всё едино, главное, чтобы не фальшивый». Категорически не хочу расставлять какие бы то ни было ценники на произведения Николая Дика, тем более, что, на мой взгляд, извините за тавтологию, они, произведения не равноценны. Но сама суть творчества Дика такова, что фальшивыми его стихи быть не могут. Поясню почему.

     Немного о стилистике

    Несколько раз писал об этом, но позволю себе повторить ещё раз: мы живём на переломе литературных эпох не по тому, что идёт кардинальная смена литературных стилей, а прежде всего потому, что мы живём в эру гибели бумаги. Вы никогда не задумывались над тем, что само существование чьей-то книги означает, образно говоря, гибель берёзовой рощи, которую эта книга воспевает? А гигантские тиражи книг в СССР были возможны не из-за неимоверной любви советских людей к чтению, а из-за неимоверных запасов древесины, которую, в то время, не гнали на экспорт миллионами тонн. Задумывались. Но леса – это легкие планеты. А нас на земле всё больше. Так что интернет всех нас спас от удушья.
     Сайт «Стихи. ру», замена народного фольклора, спасибо тебе за возможность поэтической реализации десятков тысяч графоманов и профессионалов поэтического пера. К чему же привело это невольное сектантство поэтической братии? По мне, так, прежде всего, к повсеместному, хорошо пропиаренному торжеству постмодернизма. Любой, считающий, что переводится с русского языка за рубежом, а государство на эту, когда-то мощную отрасль агитпропа, плюнуло с размаху, впрочем, как и на всю русскую литературу современности, может подумать, что неудержимый стёб и фекальная тематика, главный тренд русской мысли, а господин Пелевин её вершина. Исполать ему в этом глубочайшем заблуждении. Слава Богу, нет теперь у нашей литературы магистральных направлений. После похорон социалистического реализма, этой величайшей отрасли социальной фантастики, число литературных стилей и поэтических манифестов просто зашкаливает. От куртуазных маньеристов до концептуальных мета – метафористов. Ешь, не хочу.
     Вот тут-то самое время вернутся к творчеству Николая Дика и поближе подойти к объяснению того, почему он не способен фальшивить. Нет, не в нотах своих поэтических песен, тут сорвать голос может любой, даже самый значительный поэт, а в поэтическом исповедании своего литературного и человеческого кредо. Отчасти, повторяю, отчасти, в связи с тем, что его поэтическая стилистика лежит в русле творчества таких русских поэтов, как Есенин, Твардовский, Смеляков, Соколов, Ваншенкин, Винокуров и несть им числа, проще говоря тех, кто развивал и множил кардинальную реформу русского литературного языка, произведённую светочем русской поэзии Александром Сергеевичем Пушкиным. Я бы, условно, назвал это направление неоклассикой. А одно из главных условий неоклассического направления в поэзии, исповедальность, искренность и обманчивая простота образов, сравнений, метафор, вообще, поэтической строки. Что называется «всё так просто, так наглядно, всё на русском языке».
     Неоклассическая поэзия почти всегда лирическая, практически всегда дневниковая, в основной своей массе являющая летопись судьбы и метаний души на пути к спасению. Душа рвётся к Богу, судьба ей мешает и она тоскует. Вот главный, основной и тайный сценарий неоклассики.

      Возвращение к автору

    Это только кажется, что Николай Дик издал свыше 100 книг. Нет и нет. Всю жизнь он пишет только одну книгу, только одно стихотворение, стихотворение своей души, мечущейся от криков радости и боли, к назиданиям и поучениям нас, нерадивых и глухих, от задушевных бесед о главном к тихим шепотам о сокровенном. С какой целью? Только с одной: докричатся, разбить лёд одиночества, непонимания и сойти, наконец, на грешную землю с тех пустынных вершин, на которые забрасывает жизнь талантливую душу в размышлениях о смерти и жизни, любви и ненависти, чести и бесчестии, скорби и радости.
     Приметы, доказательства моей правоты. Ну, хотя бы эпиграфы к стихам, взятые из творчества малоизвестных товарищей Дика по поэтическому цеху. Пока неизвестных. А может быть и навсегда. А зачем нам эта известность? Зачем нам это сухое и бессмысленное культрегерское бессмертие нашего бренда, окончательно превращающее наше посмертное страдание в бронзовую маску? Ну его в болото. Услышать бы слово человеческого, дружеского участия сейчас, при жизни, Обнять бы любимых и донести до них нашей строкой наши чувства во всем их ничтожестве и великолепии. Вы слышите, Николай Дик. Я прочёл Ваши книги. Я сочувствую Вам. И не устану повторять, ободряя и Ваше и своё перо: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся и нам незнание даётся, как нам дается благодать».
     P.S. Цитации стихов Николая Дика не будет. Сами читайте или не читайте. Дело Ваше. Я прочёл. Не жалею об этом.

Михаил Абрамович Пекелис (Пластов),
поэт, прозаик и драматург, кандидат физико-математических наук,
доктор философии, основатель литературного течения «Новый Ренессанс»,
президент Союза литераторов Европы и Международного наградного Совета по общественным наградам ООН; член Союза писателей России, Союза журналистов России, Президиума Российской академии естественных наук (РАЕН)
и Европейской академии естественных наук (ЕАЕН).
г. Москва