Пришла беда - отворяй ворота

Зинаида Попова
    
(ПОСВЯЩАЮ ПАМЯТИ МОЕГО БРАТА)

1ЧАСТЬ.  ПОВЕРИЛ!
 
     Многие с содроганием вспоминают 90 годы, когда никто ничем и никем не управлял, когда развалили целенаправленно Советский Союз, когда Горбачёв предал и народ, и партию. Не помог и референдум. Зачем считаться с мнением народа? Верхи всё решили за него. Вот тогда и появилась бритоголовая братва с бандитским уклоном, держащая в страхе целые города, предприятия и предпринимателей. Их появилось так много, как тараканов.
     Обстановка в стране оставалась крайне напряжённой: отпущенные цены, рост инфляции, спад производства, обнищание народа, увеличение преступности. Каждый творил, что мог. И разборки были не на жизнь, а насмерть. Именно в это время появилось много жуликов, готовых поживиться на доверии и доброте людей. Открылось множество финансовых фирм и банков, которые заманивали людей высокими процентами. А через год-два все растворялись, исчезали с деньгами или становились банкротами. Так произошло и с банком «Фермер Черноземья».
     Позарился на большие проценты и Анатолий Иванович, мой брат.  Он вложил все деньги в этот банк. Всю жизнь они проработали с женой в магазине «Культтовары». Он был завмагом. А его жена, Рая, продавцом. Работали честно, никогда у них не было недостачи. Правда, детей у них не было, и они страдали от этого. Но тогда медицина была слаба, чтобы появился человек из пробирки. Жили экономно, своим хозяйством: у них была корова, телёнок, поросёнок, куры. Собирались купить дом-пятистенок да машину. Копили деньги. Но когда их банк обанкротился, все надежды их рухнули. Если сказать, что Анатолий расстроился, - это ничего не сказать. Он решил поехать в райцентр и потребовать свои деньги. Но в банке сидела только одна женщина, отвечающая всем, что банк разорился. Денег нет. Анатолий Иванович не понимал этого:
- Да как же так можно?! Люди вам доверили, а вы их кинули.
- Езжайте в Воронеж, разбирайтесь там,- был ответ.
  Анатолий поехал на другой день в область. Но банк был на замке. Ни до кого не достучавшись, он вернулся домой. С ним стало плохо: гипертония давала о себе знать. Давление зашкаливало. Вызвали «Скорую», сняли гипертонический криз. Стало легче, но думы о пропавших деньгах ему не давали покоя. Что делать? Ведь всю жизнь копили, во многом себе отказывали. Только и  успели купить дом и обустроить его. Анатолий  очень переживал, что все деньги вложил в этот банк. Совсем потеряв покой и сон, он стал нервным, раздражительным. Ночами думал, как вернуть свои  деньги.
      И придумал. С риском для жизни. Анатолий встал рано, только взошло солнышко. Жена тоже пробудилась.
-Ты куда так рано? На рыбалку? (Рыбалка была его любимым занятием).
-Да-да, спи, ещё рано.
И поцеловал её. Рая рассмеялась.
- Что с тобой? Ты будто прощаешься со мной.
- Может быть. Вдруг, какая Русалка меня утащит в реку.
Он надел лучшую рубашку, свои любимые брюки. С вечера налил бачок бензина, взял спички, зажигалку и поехал в райцентр. Подъехал к банку. Машин не было. А раньше их стояло множество. В банке сидела знакомая женщина, которая оформляла его сбережения. А техничка мыла пол. Анатолий Иванович спросил: «Где мои деньги? Я бы хотел их получить». На что оператор ответила: «Денег нет. Банк обанкротился».
У Анатолия так ломило в висках, видно, поднялось сильно давление. Он знал, что ему волноваться никак нельзя. В нём всё внутри бушевало от возмущения. Он приготовился к худшему. «Как нет денег? А куда же они делись? Кому залетели в карман?»- уже кричал он.
Молчание. Тогда он берёт бачок с бензином, открывает крышку (у самого руки трясутся, в глазах потемнело). «Я сейчас оболью всё бензином и подожгу. Мне терять нечего: детей у меня нет. Одна жена. Сгорим все вместе. Всем стоять и не двигаться. Не нажимать  «тревожную кнопку». Голос его дрожал, пот заливал глаза. Рубашка, вся мокрая, прилипла к спине. Его всего трясло. Женщины испугались, замерли. А Анатолий на самом деле не шутил. Он готов был исполнить всё, что сказал. Одна из женщин пыталась его как-то успокоить: «Анатолий Иванович, да Вы успокойтесь. Всё будет хорошо. Банк вернёт Вам деньги». Бак с бензином был переполнен, и бензин пролился на его туфли и пол. Анатолий зажёг спичку и приготовил зажигалку: «Немедленно звоните своей администрации! Я жду. Терпение моё не безгранично». Женщина позвонила. Ей ответили: «Ждите. Сейчас привезём деньги». Анатолий ждал полтора часа, которые ему показались годом. Наконец, в дверь позвонили: «Открывайте, привезли деньги». Вошли высокие, накаченные, холёные молодые люди. Выдали ему деньги, но не все.  «Однако, отчаянный ты, браток, нашёл слабое место».- «Я вам не браток,- уже не владея собой, кричал Анатолий.- Зачем вы народ обманываете? Ведь вы собрали огромную сумму денег. Люди «клюнули» на ваши большие проценты. Несли вам последние крохи, которые, может быть, копили на свои похороны!!! Люди видели, как вы машинами вывозили деньги.»
       После него получили свои сбережения 2-3 человека и всё.
Вот почему у народа нет доверия к власти и банкам. Государство обманывало уже не один раз. Анатолий Иванович оказался очередной жертвой страшных 90 годов.
            
 2 ЧАСТЬ.   Им всё дозволено…

     Анатолий вернулся домой. Давление опять за 200. Напряжение в банке  бросало его то в жар, то в холод. Жена перепугалась, не понимая, в чём дело. «Скорая» приехала быстро, его вынесли на носилках. В больнице  «откололи» уколами и капельницами.
    А к вечеру прошёл хороший летний дождик с грозой. Мужики высыпали на улицу подышать  озоном,  уселись на лавочку. Кто покуривал, а кто анекдоты травил. Анатолию Ивановичу стало легче, и он спустился со второго этажа, хотя врачи ему запретили. И только он спустился, потерял сознание. Врачи констатировали: инсульт правой стороны тела.  В больнице Анатолий провалялся долго. Дома ему пришлось заново учиться ходить, нога не слушалась. Речь постепенно начала восстанавливаться. Правая сторона труднее приходит в норму. Его вывели на группу.
    А в августе приехала в отпуск я и привезла книгу о лечебных свойствах глины. Анатолий Иванович с готовностью  «заряжал» эту красную глину на солнышке, и Раиса Егоровна обмазывала ему голову глиной на час. После таких процедур ему вроде бы становилось легче. Это его вдохновило: появилась маленькая надежда на выздоровление. Анатолий привык быть на людях, он не мыслил себе жизни без общения, рыбалки. Сидеть дома и ничего не делать он совсем не мог. И не рад был уже этим чёртовым деньгам.
     Просидев около года дома, он всё-таки вышел на работу, невзирая ни на ворчание жены, ни на просьбы матери. С палочкой ходил на работу, иногда его кто-то подвозил. Казалось, Анатолий  ожил: у него появился блеск в глазах, улыбка и хорошее настроение. «Пусть я с палочкой, но я в строю»,- думал он.
    Осенью в Воронеже темнеет быстро. Возвращаясь с работы домой, он шёл по обочине дороги. Ему навстречу мчалась на большой скорости машина. Свернуть Анатолию было некуда, да он и не ожидал, что машина не отвернёт. Но она мчалась прямо на него. Очнулся он уже на бампере машины. Это новоявленные бизнесмены ехали с охоты. За рулём сидел пьяный сын владельца кафе «Лесное». Они доставили потерпевшего в больницу, а сами быстро уехали. Когда приехала милиция, они стали утверждать, что за рулём был сам отец. Экспертиза показала, что он был трезв. «А сына с нами не было»,- сказал он. Но кто будет доказывать?
     У Анатолия Ивановича были переломы обеих ног и сильный ушиб головы. Его увезли в село Садовое в травматологическое отделение. Ногу сложили, но неправильно, снова ломали. Рая от него не отходила, спала с ним на стуле в палате. Они очень любили друг друга. В больнице Анатолий пролежал долгое время. К нему  сюда приезжал этот владелец кафе. Пытался откупиться деньгами, предлагал крупную сумму денег. На что Анатолий сказал: «Не нужны мне Ваши деньги. Они  не вернут мне здоровье. Они пахнут кровью. Ваш сын должен сидеть в тюрьме. Это он меня так изувечил». И швырнул эти деньги так, что они веером рассыпались возле кровати. На суде Анатолий так и ничего не доказал. Все были подкуплены. Те властители, которые имеют много денег, чувствуют эту безнаказанность. Они уверены, что им-то всё позволено. И распоряжаться судьбами людей, и калечить. Перед деньгами редко, кто может устоять. Со временем совесть перестаёт в человеке звучать.
    Выписавшись из больницы практически калекой, он не представлял себе жизни без работы. Но главное - не было здоровья. Как-то за ужином Анатолий бросил: «Так жить я не хочу. Я что- нибудь сделаю с собой». Он очень переживал, чувствуя свою неполноценность и неспособность помогать по хозяйству. Рая уходила на работу, а он пил, чтобы забыться хотя бы на время. И сердце не выдержало. Он умер на руках у матери в 52 года.
    Как расценивать его уход из жизни? Как стечение обстоятельств? Или столько отмерено судьбой? Или здесь непосредственная вина  «сильных мира сего»? Скорее всего, это так и есть. Жаль, что эти недочеловеки теряют человеческий облик,  ибо главной ценностью в жизни становятся деньги. А подлость и лицемерие - нормой их жизни.  Только в одном я уверена, что одна беда никогда не приходит.

Ноябрь2015 г.