Из цикла - Детский дом номер 13-

Роза Воеводина
               
                ИНГА

Проснулась, приоткрываю один глаз, ни единого проблеска света. Заря  ещё нежится в постели.  А мне  не спится. Лежу в позе эмбриона. Мягко , тепло, уютно. И  возникает в памяти,  как мама меня ещё маленькую укладывала днём спать. Я, конечно же,  сопротивлялась,  Мама   ложилась рядом, мурлыкая,  одну из  своих  нескончаемых песенок, подпихивала меня к  своему мягкому,  тёплому животу, охватывала   рукой,  и не было никакой возможности вырваться из этих объятий. Незаметно я засыпала.            
 Главное теперь моё богатство – память. Сколько всего она хранит.
Но  в  минуты блаженства всегда  вспоминаю маму.
Какое  тёплое слово и  у всех народов , на разных языках звучит  мягко, нежно.
  «Мама, мама пришла»!- слышу я из   очень  далёкого  прошлого.
 Мне было всего 16, 5 лет , не сразу поняла , что это касается  меня. Всего несколько дней, как я начала работать в детском доме  и вот в один из дней,  когда входила  в  огромные ворота  детдома,  с криком  налетела на меня Инга - воспитанница , уцепилась за мой подол.
-Ты будешь моей мамой, пожалуйста,больше никому не обещай.   
Я уже знала , что двух мальчиков  и  семилетнюю   Ингу,  отстающих в развитии от своих сверстников ,  перевели из дошкольного детского дома, чтоб они до начала учебного года  смогли  адаптироваться. Но было решено отдать в школу их  на следующий год.
Инга упорно называла меня мамой. Я смущалась и не знала, как быть?
У меня не было никакого опыта работы с детьми.Воспитательница младшей группы предупредила меня ,что первые  годы жизни   у девочки были не  радостные. Молодая мамаша Ингы любила погулять и увлекалась спиртным. Вскоре  её  лишили родительских прав и Инга попала в Дом малютки.    
  В детский дом меня рекомендовали от райкома комсомола.Я  несколько лет была председателем совета дружины в школе и бессменным комсоргом в классе. Как в известном фильме -  «комсомолка,  спортсменка, отличница».
  Завуч Елена Владимировна просмотрела  мои документы, усмехнулась, как мне показалось недружелюбно,  спросила:
-  В  аттестате всего три четвёрки , что ж в институт не поступала?
  - Не прошла по конкурсу,- честно призналась я.
 Был уже конец августа ,  бывшая вожатая  уволилась,  желающих на место не было ( зарплата мизер, хлопот с детьми много ,  бесконечные проверки).
  -Под вашу ответственность,- сказала  инструктору райкома  Елена Владимировна и забрала  моё  заявление.
 Думаю,  она нисколько не надеялась , что я справлюсь  с обязанностями, но, по крайней мере,  буду помогать воспитателям  сопровождать детей в школу и обратно после занятий.
   Самое время описать этот процесс. Детский дом располагался в курортном посёлке в 2 часах езды от центра  города Баку,  на берегу Каспийского моря.
 В те времена ходили туда электрички по расписанию, изредка автобусы . Посёлок был старинный,   улочки извилистые, узкие рассчитанные  на проезд одной  арбы. Тротуаров вообще не было. Вдоль этих улиц ,  с  частными  домами  и огромными  садами  местных жителей,   надо было вести детей    в школу. Ходьбы  всего - минут 15, но в шестидесятые годы уже было  много   не только грузовых , но  и частных машин.  Богатея  от продажи фруктов , цветов и зелени, многие местные жители приобретали легковушки.  Азербайджанские парни – народ темпераментный. Какой-нибудь лихач,  не сбавляя скорость  на  поворотах , с шумом пролетал мимо ошарашенных   детей.  Наш длиннющий строй  судорожно прижимался  к каменному забору.
Тут я впервые поняла смысл слова « стресс» и  как может болеть   сердце.
   
Так вот , Инга не отходила от меня ни на шаг, мало того не  подпускала ко мне никого из младших детей, могла и поцарапать. Любые попытки уговорить её, вызывали сильную агрессию.   Так и ходила со мной повсюду , уцепившись за палец.  Уговорить её,  не называть меня мамой, было невозможно, начиналась истерика.видимо , в чужом коллективе девочка искала себе опору. Давал о себе страх,бесознательно  зародившийся в ней ещё тогда, когда неожиданно исчезла из её жизни мать. 
 
 Выручила меня  Тамара Вартановна - воспитательница, которая была ответственная за   порядок , чистоту, за  режим  питания,  занятий и отдыха.    Завуч так и называла её - всесоюзная староста.  Работала она на  две ставки , поэтому почти жила в детдоме.  Она была одинокой , дома её никто не ждал Детский дом и был её родным домом.
 Инга, - сказала она, - пойдём в  пионерскую  комнату. Здесь будет  кабинет товарищ  Риты,  если ты  хочешь , чтоб она тебя любила , следи  за порядком, чистотой. Я тебя назначаю  ответственной за пионерскую комнату.   
-Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало - так ведь ?
 Девочка   всё поняла   буквально и на полном  серьёзе стала выполнять свои обязанности. Даже неспокойные мальчишки вели себя  при ней тихо.  Инга не допускала озорства.  Теперь я могла заниматься работой. 
 
 В пионерской комнате играли шашки , просматривали газеты , читали книги и всё это происходило под зорким  наблюдением  Инги. Теперь  она  спокойно оставалась в пионерской комнате на правах  хозяйки.
 
 Она выпросила у  кладовщицы  веник , ведро  и тряпку. Мы с ней провели генеральную уборку. Теперь ежедневно перед дверьми лежала мокрая тряпка.    Никто не смел,  входить в пионерскую комнату не вытерев обувь.  Инга  из пионерской комнаты   выходила только при условии,  что дверь закроет на ключ. Ключ она  носила,  как кулон на верёвочке и  доверяла его только мне.
Она же стала  моей   рассыльной. Отделаться от неё,  если даже . очень постараться было невозможно. Даже те , кто не  хотел являться по моему вызову, вынуждены были идти, лишь бы отстала девчонка.   Мгновенно собирался и совет дружины,  и редколлегия , и участники самодеятельности . 
Пионерская комната была огромная. Несколько столов стояли буквой  «Т»
 Как и положено  в красном углу -  знамя, горн , барабан , на столах подшивки газет , журналы,  вдоль стены стояли  шкафы, забитые книгами. В мою обязанность также  входило  выдавать книги. Инга  важно прохаживалась из конца в конец комнаты с влажной тряпкой , протирала невидимую пыль.  Её не интересовали ни карандаши,  ни картинки в журналах,  учиться  читать и  писать она не хотела.  Книги, которые возвращали дети после прочтения, она тщательно протирала, проверяла внешний вид и только потом отдавала мне, чтоб я поставила на место.
Когда ей вернули книгу без меня, я схитрила.
 Инга,- спросила  я ,- ту ли книгу вернула Надя? Ты ведь  не можешь читать, откуда ты знаешь, что записано  у ней на карточке?   
Инга застыла с тряпкой в руке, долго думала, и неожиданно  попросила:
-Научи  меня читать.
 Мне было странно , почему её причислили к  отстающая в развитии. Она   быстро освоила азбуку и стала  принимать  книги по первой заглавной букве. Тогда я стала ей подкладывать книги с одинаковой первой буквой. Ей пришлось читать слоги. Вот так, с трудом , но   стала читать по слогам.  Очень ей хотелось  быть библиотекарем. Однако, влажная  тряпочка всегда была у неё  под рукой.
 
В конце месяца я выпускала очередной номер стенгазеты.
  Старшеклассники -  отрядные вожатые , они же редколлегия,  собрали сведения об отличниках и хорошистах и о первых двойках.   
 Мы решили  написать  стихами о каждом,  газету готовили  секретно.  Наши  поэты  ходили с глубокомысленным, таинственным видом.
Стали поступать  "опусы" , нашлись и   художники.
Склеили два ватмана. Газета получилась большой,  рисунки крупные, цветные.  Дети узнавали себя,  читали стихи, смеялись, кто-то обиделся. Я  не забыла про Ингу, написала и про неё стишок, похвалила , что она учит азбуку и какая она хорошая хозяйка.
 Всю  неделю около газеты толпились и дети,  и воспитатели.  Инга  всех заставляла читать   вслух стихи про неё и, в конце концов,   заучила стишок  наизусть. 
И вот сюрприз -  однажды я  застала её за рисованием . Инга спрятала листок за спину:
 -Не смотри .
 А что ты рисуешь?
- Тебя.
 А когда покажешь?
- Когда дорисую.
 Была  изорвана пачка   бумаги , сломан не один  карандаш, и, конечно, слёзы. 
И вот труд закончен.  Мой портрет  Инга   повесила   на самом видном  месте.   Видимо, художница нисколько не сомневалась,  что это и есть  шедевр изобразительного искусства.
Увидев этот «шедевр»,  Елена Владимировна  подозвала Ингу:
 «Ну что ж, художница, я , наверное,  отдам тебя в школу, дозрела».
  К моему удивлению , она притянула к себе Ингу , обняла и  засмеялась .
 А я то  думала,  что она не просто строгая,  но и злая и,  надо признаться, боялась её.
  -Объявите конкур на лучший рисунок, - обратилась она ко мне,- устроим выставку, я распоряжусь, чтоб закупили краски и ватман,  выделю призы.
Шофёр сделал нам стенд, его установили в огромном актовом зале,  всем разъяснили условия конкурса.
Вот где пригодились мои занятия в рисовальном  кружке при  Доме пионеров. Права была мама, когда нас поучала,  повторяя:
  «Всё , чему  научишься в молодости , всё пригодится, ничего не пропадёт».
    Мне пришлось  помогать детям , потом я договорилась со своей подружкой, которая после школы поступила в художественное училище, уговорила её  приехать в воскресенье в детский  дом и провести «мастер класс», как теперь это называют. 
 
Подходили праздники, мы готовились к смотру художественной самодеятельности. Коронный номер -  матросский танец. Четверо мальчиков    этот танец уже танцевали раньше , надо было  отшлифовать  технику.  Старшие девочки выстирали и  отутюжили  костюмы. Несколько дней   шли репетиции. Из Дома пионеров пригласили  на полставки  баяниста.
  Учили стихи, песни,  весь детдом «стоял на ушах». Каждая группа со своей воспитательницей    готовила  свою программу, но были и общие номера. 
   И вот   перед самым смотром случилось непредвиденное. Неожиданно,   в детдоме   появилась   мама  Гриши – десятилетнего мальчика.  При мне это был единственный случай посещения.   Обычно,  никто детей не посещал и не забирал в гости.   Слух об этом грянул , как гром среди ясного неба.  Воспитательницы не смогли удержать детей в группах.  Все  собрались перед кабинетом  директора.    Из кабинета  вышел весь красный и сияющий Гриша с матерью. Повисла  тишина.  Гриша не  сказал, а  заорал во весь голос, что его забирают домой и,  что он   будет теперь жить с  мамой.
  Толпа ахнула, кто-то вскрикнул, у кого-то вырвался стон и снова глухая тишина.
 Воспитательница собрала Гришины вещи , портфель с учебниками,   повариха принесла какие-то продукты.
 Гриша  попрощался  и почти потащил мать к воротам. Вся толпа двинулась за ними. И вот ворота закрылись.   В этот день никто не занимался и не репетировал.   Все были подавлены,  завидовали Грише, ведь каждый из детей  в тайне надеялся на чудо -  вот также придут и  заберут его  домой.
  Однако,  жизнь продолжалась.  Всё шло по режиму,  как обычно, только разговоры про Гришино счастье постоянно возобновлялись . Прошла неделя.
   
   У меня  выходные были по  понедельникам , так как вся пионерская работа приходилась на субботу и воскресенье.
 Во вторник, придя на работу, я  не могла ни  достучаться, ни дозвониться.    К воротам никто не подходил.   Обычно,  мы стучали  молоточком,   приделанным на высоте роста  к  огромным  старинным  воротам.
 Удивительно,  ни сторожа, ни дежурного, за воротами - странная тишина, как  вымерли.
Наконец , прибежал ответственный дежурный .
 - У  нас неприятность, все  наверху, в спальном корпусе.
У меня обмерло сердце:
- Что там случилось ?
- Гришку вернули, он  воет, уже второй день.
 Я  помчалась в  спальню, пробралась сквозь толпу детей.
 Гриша лежал ничком  на  своей кровати,  на тумбочке лежал портфель, рядом на полу  авоська.

Гриша не плакал , не кричал, не стонал, он выл , как воет , наверное, загнанный охрипший зверёк.
  Вокруг хлопотали:  медсестра,  завуч, ночная нянечка, Гришина воспитательница. Она  мне сказала , что он не ест, ни пьёт,  всю ночь  орал, вызывали скорую,  врач  сделала  ему укол, теперь   перестал кричать ,но  воет.
 -Не знаем, что  с ним  делать? 
 Мать его обманула,  привезла в воскресенье , сказала дежурной , что  её сожитель не хочет , чтоб Гриша с ними жил.  А Грише наобещала , что  заберёт вечером. Да только ,  не пришла.
  Поднялась с подносом повариха – грузная,  уже немолодая азербайджанка, коверкая русские слова,  стала уговаривать Гришу поесть:
  -Ай, балам, совсем худой стал, вот кушай горячий пекла  оладушка и   варенья  есть- анжир  сладкий,  сладкий, кушай,   а то совсем биледный стал.
 Всё  бесполезно.
  Я стояла потерянная,  не могла осознать  состояние Гриши. Не  представляла,  что мама может вот так отказаться от своего ребёнка. 

 Прибежала  Инга ,  бледная , судорожно уцепилась за мой палец. 
 Воспитательницы  с помощью старших ребят  увели  малышей  вниз.
 Наступило время обеда , потом повели  детей в школу во вторую смену.
Инга  категорически отказалась отпустить меня , она  который раз спрашивала:
  - А ты не уйдёшь «на - совсем»?
 Пришлось взять её  с собой  сопровождать детей в школу.
Когда мы вернулись , Гриша  лежал всё в той же позе. Отказывался от еды.
Никто  из работников не уходил  домой. Сидели рядом с Гришей . У   Елены Владимировны глаза были красные, припухшие , а Тамара Вартановна плакала  и причитала что-то  на своём армянском. 
 К нам поднялись мальчики, сообщили,  что уже  пришёл баянист , и надо начинать репетицию.
   Назавтра должны были  приехать в детский дом гости, представители других детских домов,   будет  смотр художественной самодеятельности. 
Гриша всегда  присутствовал на репетициях, мечтал танцевать  с старшими детьми,  он даже  пытался танцевать,  но на танец были подобраны ребята одного  роста из  шестых и седьмых  классов. Гриша учился  ещё только   в третьем. Коренастый, полный,  неуклюжий он старательно «выбивал коленца» в сторонке, на это было  смешно смотреть.
 Вдруг,  Инга  дёрнула меня за палец и громко сказала:
   - Пусть Гриша  тоже  танцует, тогда   он перестанет плакать.
 Вой  на минуту прекратился.  Гриша даже приподнял голову.
 Мы стали вслух  рассуждать. Во-первых  для Гриши не сшили костюм,  во-вторых,  не готовился , к тому же он на две головы ниже мальчиков. Пока мы размышляли,    опять в спальню  поднялась  наша повариха  с подносом , принесла Грише котлеты , но он  отказался есть.
 Вдруг, меня осенило:
 -Пусть Гриша выйдет  в костюме  кока и позовёт матросов   на обед  в камбуз.   
На корабле так , кажется , называется кухня.
 - Точно, - подхватила повариха,-  у меня   фартук,  шапочка  совсем новый есть.  Очень быстро  маленький сделаю. Как раз голова  Грише  будет. 
   -Ты ,  Гриша, возьми  половник с собой , маши  и зови ребят на обед ,когда они закончат танцевать,  будет очень весело. И присядку  не забудь ,-  подсказывала  Тамара Вартановна
 И случилось чудо Гриша сел на кровати, размазывая слёзы и сопли  кулаком, спросил:
  -А ребята меня пустят?
 Пустим , пустим ,  давай ешь и пойдём тренироваться,- заверили мальчишки. 
Все радостно вздохнули и повели Гришу умываться .
 Праздник прошёл хорошо, концерт понравился,  вызывали на  –« бис»,  больше всех хлопали Грише.
Мы думали, что  Гриша  забыл о своём горе. Но, когда  прошёл праздничный ужин , он  заявил Инге :
 - Когда  вырасту,  стану моряком , приеду и убью мамкиного мужика. А её к себе на корабль  заберу жить.
- Правильно, -  ответила ему Инга, -  я  тебе помогу, я драться умею.
Мы, молча,  переглянулись и осторожно промолчали.   С тех пор они сдружились.  Гриша стал часто заглядывать в пионерскую комнату к  Инге  , звал её на площадку поиграть.   
Я облегчённо вздохнула, наконец-то,   Инга  оставила в покое  тряпку, стала более общительная и понемногу  привыкала  к детям.