Ольга Козэль. Обзор по осеннему туру 2015

Литературный Фестиваль Рунета
Стихи, присланные мне для выбора и оценки, еще раз подтвердили   отмеченную уже многими  поэтами и критиками особенность нашего времени: плохих стихов сегодня практически не пишут. Те, кто берется за перо,  чаще всего  создают тексты на очень приличном, почти профессиональном уровне. Этого нельзя не увидеть.  А вот дальше начинаются сложности – поскольку  пресловутое «дальше» всегда зависит от субъективной оценки эксперта. Иными словами, включается наше глубинное, внутреннее восприятие – цепляет или не цепляет.  Ни для кого  не секрет: «цепляют» нас, как правило,  вещи, близкие в чем-то нам самим.  Все присланные тексты были внимательно прочитаны мною – и абсолютно в каждом находились те или иные достоинства, однако, ограниченная регламентом, я вынуждена была остановиться именно на тех текстах, которые  оказались близки именно мне. Поэтому  заранее хочу принести извинения  тем поэтам, чьи стихи  не удалось отметить в данном обзоре. Все они, безусловно, талантливые люди – и, надеюсь, отнесутся  к моему выбору великодушно.

Алексей Ефипов "Минус нуль"
http://www.stihi.ru/2013/06/12/2867

Приходишь: постель не смятая,
осматриваешь квартиру,
покрываешься солнечными пятнами,
пульсируешь.
Перспектива не прорисована,
не настроена резкость;
переглядываясь с парой кроссовок,
от стыда колышется занавеска.
А сам идешь на убыль,
проецируясь на любовь,
механически чистишь зубы,
не дотрагиваясь до зубов.
Играешь "Прощание славянки" на нервах,
заглушая боль,
выходишь во двор – и деревья
расступаются перед тобой.

Стихотворение поэта Алекса Ефипова показалось мне крайне интересным средствами художественной выразительности, которые применяет автор. Он создает настроение – тонко, мастерски, точно играя. Он, словно художник, представивший себе картину этого беспорядочного утра и теперь небрежно и точно набрасывающий штрихи на свою картину-догадку.

Дядя Игорь "Первый снег"
http://www.stihi.ru/2013/10/24/2989

Снег сыпал на город,
Стучался в окошки.
За ним наблюдали
      Внимательно кошки.
      Нахохленный голубь,
      Взлетев на карниз,
Смотрел на снежинки
Летящие  вниз.
      А дворник сказал:
– Нынче снег рановато.
       Ушанку надел
       И пошёл за лопатой.

Это чудесное стихотворение, как нельзя лучше передающее именно красу повседневности, украсило бы собою любой сборник стихов для детей.

Миронова Елена "Часовой"
http://www.stihi.ru/2013/01/10/1769

Ночь. В ней свет — почти прифронтовой,
над твоей встающий головой,
пальцы перепачканы черникой.
Ты, дружок, сегодня часовой,
и увидишь если: кто живой —
издали на скрипочке пиликай.
Дольний космос густо начинён
длинным-длинным перечнем имён —
вот на свет плывёт из перелеска
люд работный, офисный планктон
с яблоком, которое ньютон,
в облаке, которое гандлевский.
Всякого утешь и сохрани,
от ножа и сглаза отжени,
отлепи от хвори и от дури,
отомри от яда и огня…
И сыграй, мой ангел, для меня —
чтоб застряла жизнь во мне
как пуля.

Это стихотворение поражает не только своей мощной концовкой. С первых строк – дремотных, неподвижных, даже немного вялых – в нем ощущается предчувствие движения. Оно все выстроено – на усилении, ускорении, оно достигает своего апогея именно в последней – самой сильной – строфе.

Ольга Суханова "Сырники"
http://www.stihi.ru/2015/07/14/3242

Мамин рецепт – с изюмом,
Медом и курагой.
Как о тебе ни думай -
Ты все равно другой.
В окна порыв норд-веста –
Бешено, по-мужски.
Липнет к ладоням тесто,
Надо еще муки.
Краем стекольным, бритвой
Строчки в письме. Прочти.
Есть за тебя молитва,
Нет за тобой пути.
Ни в кандалах к острогу,
Ни босиком в пургу…
Сырников на дорогу –
Что я еще могу?
Ехать тебе неблизко.
Поезд, вокзал, огни.
С горкою вышла миска.
Боже тебя храни.

Существуют стихи, похожие на окна. Очень трепетное, душевное стихотворение прекрасного поэта Ольги Сухановой выстроено таким образом,  что читатель чувствует себя со-участником действия. Помните, как в детстве мы любили заглядывать в чужие освещенные окна? Вот и здесь: женский образ – очень внятный, очень знакомый – запах сырников – неуемная зябь вокзала. Заглядываешь в чужое окошко – но все это вмиг становится «твоим», пямятным. Таким же образом выстроены многие стихи Ольги Сухановой, последнюю книгу которой мне посчастливилось на днях прочесть.

Палад "Вместе"
http://www.stihi.ru/2012/12/15/1517

Вы прячете, зачем-то вечно прячете
сафьяновой улыбки полутень.
Бульваром скачут солнечные мячики.
А солнечные девочки и мальчики
сквозят, парят и кутаются в лень.
Умерен смог. И полдень вполнакала.
Асфальт грызёт усталая фреза.
Лоскутно небосвода одеяло
лишь чуть – чтоб синь не выела глаза.
О'птичен клён воробьей стайкой сыпкой,
как это часто водится в маю.
Но встречные не жалуют улыбкой.
И Вы привычно прячете свою.
Желание присесть почти спонтанно.
Сто лет в обед скамейке голубой
у мёртвого советского фонтана
с обуглившейся заячьей губой.
Там, будто, парень в кепке-восьмиклинке,
встопорщенной задорно от виска.
Кивает Вам – смешливой прежней Инке,
потешно скалясь фиксой босяка.
Прищурились. Так, вроде бы, виднее.
У ног пасётся голубь, клянча снедь.
Вот парень, улыбаясь и бледнея,
садится рядом – вместе каменеть.

Прекрасное стихотворение – зарисовка с редким многообразием художественных находок. Тут вам и почти северянинское «оптичен клен воробьей стайкой сыпкой», и  «смешливая прежняя Инка»  - что-то из области постсоветской эстетики. И  это – столь неожиданное, милое – «Вот парень, улыбаясь и бледнея,
садится рядом – вместе каменеть» - так к месту здесь, так кстати, хоть и не проливает никакого света, не придает  коннотативного оттенка.

Тео Тео "Сказка"
http://www.stihi.ru/2015/10/15/9287

Слушай же сказку:
в Ином краю,
где не марают в крови ладони,
жил, скажем, Юноша – как в раю –
видел, как в небе неспешно тонет
лодка луны и приходит день,
радостно ветру в оливах вторят
птицы и кружевом вьется тень,
ласковый край, где не знают горя.
В том же приволье жила Она,
в тихой, простой деревне,
знала, как в поле поёт весна,
слышала голос древний
где-то внутри, призывала дождь,
травы рвала да маки...
Им не знакома сухая дрожь,
сумрачный лай собачий,
гул самолётов, дома в огне,
хрипы смотрящих в небо...
Слушай же, мальчик.
В Иной стране,
где никогда ты не был,
пусть эти двое живут любя,
счастье даря и ласки.
Если не можем начать с себя,
просто напишем сказку.

Это стихотворение «зацепило», несмотря на некоторые технические недочеты, которые я бы посоветовала автору исправить. Само по себе стихотворение очень гармоничное, за кажущимся нагроможденьем слов – теплая, легкая и строгая простота, которая столь радует сердце читателя.

Я очень благодарна поэтам, чьи стихи мне довелось прочесть – благодарна за их талант, за их самобытность, за их несомненную доброту и душевность. Хочется пожелать поэтам  счастливой творческой и человеческой судьбы! От всего сердца верю, что мое пожелание сбудется.


..................................
..................................

О нашем эксперте:


ОЛЬГА КОЗЭЛЬ

Поэт, журналист. Руководитель пресс-службы Русского духовного театра «ГЛАС».
Окончила Литературный институт им. Горького и аспирантуру ИМЛИ РАН. В 2006 г. защитила диссертацию по теме «Проза Фазиля Искандера. Мировидение писателя. Поэтика». Изучала немецкую литературу в Кёльнском университете (Германия).
Работала корреспондентом в журнале «Cosmopolitan», в газетах «Труд», «Вечерняя Москва». Член Союза журналистов и Союза писателей Москвы.
http://www.stihi.ru/avtor/olenbork
http://www.koob.ru/kozel/