Сказание о княгине Анне

Ладо Светозаръ
С серой башни над Острогом*
Даже в бурю виснут флаги -
Там ли призрак пани строгой
Тяжбу прежнюю слагает... 

На Страстную не нарочно
Словно тень выходит к храму,
Вдруг привяжется к прохожим
И столкнет кого в канаву.

И по дьявольски хохочет
Над несчастным ротозеем,
Да по трубам водосточным
По ночам гремит в музее.

Уж ее ли не крестили,
И водой не поливали,
Обжигали керосином,
И искали по подвалам?

Каждый год – все та же песня:
К Пасхе выберется в город
И гуляет по подъездам,
Да забав себе находит.

Где свечу не зажигают -
Там в опару и нашкодит:
Соль сыпнет, напустит жару, 
Перекроет дымоходы.

Кто тут дергает за нервы,
Коль она из тех Острожских*,
Что прадедовскую веру
Благородной пнула ножкой.

Ясна пани католичка:
"Отчий прах снести к обедне*,
А схизмацкие* привычки
Сдать за злотые в аренду.

Я ль земель и вод хозяйка,
Мне ли Грыци* не подвластны?
Что мне баб холопских байки -
Мне и праздник их не праздник.

За причастие святое,
За Покров и Воскресенье,
За крестить и упокоить   
И за всё иное - деньги!"*

С арендатором не спорят -
Ясной пани поклонился
И пошел снимать поборы
Да сводить в большие числа.

Даже выборному пану,
И тому житья не стало.
Все до грошика забрали,
Но княжна сказала: «Мало».

И с отцом-иезуитом
Пошептавшись о заветах,
Приказала грозной свите
Запрягать коней в карету.

Рассказать, что было дальше?
В раззолоченной коляске
Повелела, чтобы маршал*
Прокатил её по пасхам.

«Там ведь!…» - слуги закрестились.
Но княжна на все готова.
И исполнена гордыни
По святым хлебам подковой...

Что тут было! Помнят башни
Как хватали люди косы.
Как рейтаров били важных,
Как шинкарь аренду бросил.

Как и в голову, и в спину
Не святых отцов "крестили",
Как Острожская княгиня
Прочь в Варшаву укатила...

С той поры за грех гордыни
Пани Анне* неспокойно:
Спала мягко на перине,
Ела сладко – и довольно.

С ней и Вечный Жид страдает,
Да фальцетом воет жалким
О не выправленной дани
И утраченном фольварке*.

И отцу-иезуиту,
Поминая об Остроге,
Подливает оковитой*,
Дескать, дел то было много.

"Потому и позабылось
Все о нас в седьмом колене*.
Будем, отче, сделай милость…
Память, что ли, взять в аренду?» 


*Острог – город в Ровенской области, Украина, в прежние времена резиденция князей Острожских

*в пору польско-литовского владычества в Украине и постоянного притеснения православия и прочих свобод не польско-литовского населения Речи Посполитой, князья Константин и Василий Острожские занимались просвещением украинского народа и вполне заслуженно считались защитниками православной веры

*наследница рода Острожских – княгиня Анна приняла католичество, вместе с отцами-иезуитами всячески притесняла свой народ, даже окатоличила - перекрестила прах своих предков, а в 1646 году отличилась тем, что во время православной Пасхи в раззолоченной карете, несясь на всем скаку мимо Богоявленского собора, проехалась колесами по корзинкам прихожан с пасками и яйцами, приготовленными для освящения. Тем вызвала народный бунт. Жители Острога уверяют, что после смерти княгиня Анна Острожская была наказана – ее призрак время от времени появляется в стенах замка

*Во времена Речи Посполитой (польско-литовского владычества на землях Беларуси и Украины) довольно часто в аренду и чаще всего лицам неславянского происхождения отдавали все: мосты, имения, мельницы, шинки (трактиры), но также и православные обряды и праздники, что вызывало частые восстания народа против евро-благодетелей образца 17-18 века, само слово аренда до 19 века употреблялось как синоним трактира, разврата, вертепа, непомерного побора, беспринципного хамства

*схизматы – так пренебрежительно в Речи-Посполитой называли православное население

*Грыцями во времена Речи Посполитой польско-литавское панство пренебрежительно называло украинцев

*маршал - кучер

*пани – «госпожа» (укр., бел., польск., чешск., славацк.)

*оковитая – водка, возможно, такое название получила от «аква вита» – «вода жизни» (латынь)   

*семь колен - равно веку семи поколений - 350 лет, по истечении указанного времени потомки тех, кто действительно боролись за свободу своего народа под знаменами гетмана Богдана Хмельницкого, все забыли, напоминать им о прошлом, из которого выщло настоящее и невозможно будущее - бессмысленно, понятие история на постсоветском пространстве давно сведено до уровня литературы, в лучшем случае художественной 

*фольварок - поместье времен Речи Посполитой