Лингам или лингва. 15. Лирическое отступление

Светлана Каплун
На каком языке разговаривали фараоны?

Понятно, что на древнеегипетском! Ближайшая родня ему – коптский. Какие вопросы?

Есть вопросы. Вот, например, перевод одного из имён фараона Небка: Санахт — «Хор — Защищающий силой» . Википедия предлагает ещё варианты: Хор Санахт «Защитник - победитель» и Хор Са «Защитник - победитель».

Понятно, что это в честь Гора, сына Исиды и Осириса, сразившегося с убийцей своего отца – Сетом. Но на каком языке это сказано?

Египетское Си – сын. Сравните с немецким Sohn (зон) – сын. А вторая часть имени: Ахт? Сравните с Achtung (ахтунг) – 1. Внимание! Осторожно! 2. Уважение, почёт. Получается, что и с немецкого это можно перевести как Уважаемый Сын или Сын-Победитель. Потому как вырос мальчишка и такой "ахтунг" устроил!

Между прочим, сходство в словах вполне закономерно. Ведь фараон Тутанхамон, правивший примерно  в 1332—1323 годах до н. э.,  принадлежал к гаплогруппе R1b1a2. А у современных немцев выявлены:  R1b (44,5%),  R1a1 (14,5%) – индоевропейские,  E1b1b1 (5,5%) и J2 (4,5%)… Последние две откуда? Кстати, по ним и у русских примерно схожие показатели.

Для J2 преобладающими носителями являются арабы и евреи. E1b1b — наиболее распространена среди жителей Эфиопии, Сомали, Эритреи и североафриканских берберов и арабов. Необычно высокую для Европы (41 %) концентрацию E1b1b1 имеет субэтнос пасьего (Кантабрия). Логично предположить, что к индоевропейцам эти гаплогруппы попали именно на Ближнем Востоке.


А вот у шумеров был бог Син (Зуэн), по совместительству Луна. Это я к тому клоню, что в "сыне" буковка "н" изначально была. Вот и санскрит: сын - суну.


Итак, у немцев есть Sohn и Achtung. У русских есть «Сын», а вот с «ахтунгом» - не ахти. Да и с «Ахти» - не ахти.

Ух ты! – есть. Это выражение восторга и восхищения.

Ох ты! – есть. Это выражение жалости и сочувствия: ох ты и бедолага…

Ах ты! – выражение возмущения: ах ты шельма!

Есть ещё «не ахти» в смысле «не очень». Значит, в смысле «очень» должно быть «ахти». Смотрю словарь: Ахти, междометие (устарелое и областное). То же, что «ах!». В общем, от немецкого ахтунга-победителя у нас только междометие и осталось с оттенком «чересчур».

Для полноты картины нужно и англичан приплюсовать: сын – son и «успех, удача, удар» - hit.


Сюда же: Ахтиа,  Ахт - в иранской  мифологии -  злой волшебник, который грозился погубить Иран, если никто не сумеет ответить на его вопросы…

Сюда же: Ахат. Казахская форма арабского имени Ахад "единственный" (а вот это может быть и Хад-дад). Вот и на фарси: хода - бог (но "хадд" - граница).

Рахат. Арабское имя "отдых, покой». Очевидно, от имени египетского бога Ра, удалившегося на небо.

А теперь новая интрига. Имя другого египетского фараона. Сетнахт (букв. «Сет Победоносный») правил  примерно в 1200/1184-1198/1182 годах до н. э. И теперь мы понимаем, что под «победоносным» у египтян выступает, вроде бы, «нахт».

Сравните: нем.  nicht - не, нет, отказ; nein, keine – не, никакие, никто. Англичане: не, нет – no, not. Русские: отрицание - не, нет.

Ну и кому индоевропейцы сказали «нет»?

Давайте сравним: Тутанхамон (1332—1323 гг. до н.э.) – индоевропеец, а Сетнахт (1200/1184-1198/1182 гг. до н. э.) кто?

Известно, что Рамсес I ( приблизительно 1292 — 1290 гг до н. э.) -  основатель XIX династии (Рамессиды). А вот у Рамсеса III, сына Сетнахта и царицы Тейе Меренисит, обнаружена гаплогруппа E1b1a. Семит?

Сета почитали гиксосы. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.


Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила. Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис, где стали править их династии.

Окончательную победу над гиксосами одержал первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э. К этой же династии принадлежали Эхнатон и Тутанхамон.

Рамсес I происходил из знатной семьи из Нижнего Египта, возможно, даже из Авариса, бывшей столицы гиксосов. В пользу этой догадки свидетельствует распространение среди представителей XIX династии семейное почитание Сета, египетского бога зла, пустыни и войны, которого особо чтили гиксосские завоеватели, отождествляя его со своими божествами, а также особое расположение этих фараонов к местности окружающей разрушенный Аварис.

Интересно, о какой эре Возрождения говорил Херихор - фараон  и верховный жрец Амона в Фивах? А было это в 19-й год правления Рамсеса XI (ок. 1091 до н. э.)… Но не удалось.

Немецкое keine (кайне)… Нет?  Или Каин? Или кайне (смесь)? Или «коэн»?

Коэны, кохены — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме из рода потомков Аарона. Кстати, кохання – укр. – любовь. Белорусский - каханне. Польский - кохач. Кохены – «возлюбленные», но на каком? Кстати, эстонский - любовь - armastus (от Армазда?). Эстонское имя Urmas от германского "сильный мужчина". Финский - любовь - rakkaus (от сирийской Ракки? Или Аркаим?).


Вычитала об арабских лошадках-кохейланах, что они от «Кехайла» (черноглазая), вот и на бенгали «глаза» Cоkha, а на арабском почему-то euyun… Предположу, что название лошадей произошло от имени берберской царицы Дакии аль-Кахины.

У арабов есть только Кьагьир (Кахир) "неодолимый, побеждающий", эпитет Аллаха. Это когда в 704 году арабы таки разбили войска Кахины и отрубили её голову. 

Персы: Къагьи, Кахи - "царственная".  Къагьриман, Кахриман - тюрк., перс. - "повелитель, герой". Это я из сайта с лезгинскими именами извлекла. И вот ещё. Фарси: кейхан – космос. Получается, из индоиранских это языков?

У евреев Космос - halаl (Хейлель; утренняя звезда, сын зари?). Уважение, честь – kavod (конечно, опять волосатые). И коэны – это «коаним»,  на иврите  просто «жрец». И никакой не «возлюбленный». Кстати, три J2 найдено на месте захоронения Меровингов. Так что с «Волосатыми» опять накладочка вышла. Ведь не может быть случайностью: Гер — в иудаизме - человек, который принял гиюр (гиюр — обряд обращения нееврея в иудаизм) и Герр (нем. Herr) — обращение «господин» в немецком языке. (Правда, русские и здесь отличились.)

Сравните: Ке-хайла и hal-аl, и гл-аза... А ещё "кохання" (любовь, укр.), хахаль («обманщик, мошенник, франт, любовник, насмешник», новгор., яросл. (Волоцкий), вологодск. (Даль)) и др.-чеш. chochаnie (любовь), укр. хоха «кокетка» и хахарь «содержатель, сожитель» - новгородское (Даль), ну и ха-ха!(в смысле весело). А вот "обманщик"-то при чём? Потому что Хейлель? Так ведь Астар, сын Асирату, не сам упал, сбросили его...

А вот что значит "хохма"? Происходит от идиш khokhme «шутка», далее от переносного значения слова др.-евр. khkhmh «мудрость». А как же "ханде хох!" (руки вверх)? Сравните с нем. H;he (хюэ) -  возвышенность, холм, высота, высь, вышина, верх. Разве Хейлель здесь не при чём?

Напомню, что всё началось с простого сравнения имён Санахт и Сетнахт. А ведь немцы не только «нет» (nicht) могли сказать. А вдруг они сказали Nacht – ночь? Тогда Са-нахт будет «Сын Ночи». Англичане: ночь - night (найт). А это напоминает о Нейт.

Нейт — египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте. Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Супруг – Хнум или Нун. Дети: Себек, Апоп, Ра.

Хнум – бог-демиург с головой барана, гончар. Нун (др.-егип. «nwn» [Naun] — «вода», «водный») — в древнеегипетской мифологии — существовавший в начале времён первозданный океан. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги. А русские что говорят? Ну нет! Потому что была ещё и Мут…

Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Считалась эпитетом вод Наунет, женской пары первоначального океана Нун в городе Гермополе.

Разве так? Придётся повториться:

"Огдоада — восемь изначальных богов города Гермополя (Хемену). В Огдоаду входили четыре пары космических божеств, из которых возник мир. Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов»: Нун и Наунет (водная стихия), Хух и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (мрак), Амон и Амаунет (сокрытое). Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в Огдоаду фиванскими жрецами..."

Так что Амон и Му (Ям и Ями, санскрит) - это Нево и Навка. Но это точно тайна, покрытая мраком... Хотя, близнецы Яма и Ями на поколение младше: Ям представляется сыном Вивасвата (или Вивасванта), т. е. рассветающего (дня), и Саранью, то есть убегающей (ночи).

Как там немцы говорят? Муттер? А как у русских коровы мычат? Мууу?

И у нас тоже есть Ночь (очи), а у греков персонификация ночной темноты – Нюкта (Никта). Прорицалища Нюкты были в Мегарах и в Дельфах.

Санскрит:  ночь – ниша, Ачарьям - Учитель, ачха - чистый (очей очарованье?), ачала - осторожно, ачарам - не движущийся.

Баски: Особое место в мифологии басков занимал эче  — дом, отчасти одушевлёная отчизна человека, заботящаяся о своих обителях, и в то же время являющаяся центром мироздания для них. Это представление было связано с культом предков, очень почитаемым в стране басков.

А у китайцев есть Нюйва.

Нюйва — одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона, создательница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака. И был у Нюйвы брат и муж по имени Фу Си.

Фу Си представлялся существом с телом змеи или луной, но с человеческой головой.  Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман (Хоммо?), державший в руках циркуль, который Фу Си изобрёл. Резиденция Фу Си находилась в Чэнчжоу в Хэнани, в городе который существует поныне.

Как отец у англичан? Father... Фа-зе?

Просто для сравнения: отец - арабы - al'ab (Алаб (алабор, хозяин), но у них должно быть от Аб-зу); эстонский - isa и финский - иса (кто у арабов Иса?); турецкий - баба; грузинский - мама ("мужчина" - мамакаци и "мама" - дэда); санскрит - питар, баба, тата; белорусский - бацька (теперь понятно, откуда "Бац!"); датский - фа; норвежский - фарь (тогда что такое "фарси"?); китайский - фучин; мальтийский - missier (Египет на арабском - Миср); маратхи - Vadila (вожак, значит); немецкий - Vater; монголский - aav (Авва Отче! - арамейское)...

Фарси: отец - педар (санскрит - патер). Да и Хоммо, что по-грузински "мама"... Индуизм: души умерших предков - питри, питары. Поэтому, если мы, славяне, никаким местом не ахейцы, то должны применять родные слова в их правильном смысле. Кстати, и кельтский бог Сукелл тоже не на пустом месте возник.

Вот и малайцы говорят, что suka - это "любовь". Македонский - сакам. Вообще "сука" - праславянское слово, означавшее и самку собаки, и гулящую женщину. А вот "суккуб":

От лат. succuba – любовница; succub(аre) – «лежать под» от sub- – под, ниже + cubаre – лежать, покоиться. Сравните с русским: кубарь - юла или волчок. Кто прав? Кубарем катиться - это как? Лежать-покоиться?

В средневековых легендах — демонесса похоти и разврата, посещающая ночью молодых мужчин и вызывающая у них сладострастные сны. Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологамислово succuba использовалось крайне редко; для именования этого класса существ использовалось слово succubus, которое относится к мужскому роду. Догадались, почему?

Вот и русский язык подтверждает.

Суффикс -ар [древний, сейчас в русском непродуктивный] и его сложная разновидность -ар-ь [продуктивный]:

1. Для названий профессий лиц мужского пола: бондарь, гончар, знахарь, мытарь (сборщик податей); для лиц женского пола, наверное, использовался сложный суффикс -ар-иц- или -ар-к-;

2. Для характеристик лиц мужского пола: тихарь (отсюда наречие - втихаря).

Получается, что слово "сука" в русском языке преобразуется по мужскому полу...

Церковь видела в суккубах слуг дьявола или даже самого сатану, принявшего женский облик. Вот как кельтский Сукелл ей поперёк горла стал!


"Педар"-отец (фарси). Логично, что и "педагог" будет учителем. Но здесь интересная ситуация. Педагог от др.-греч. paidagogоs «воспитатель, наставник; букв. раб,ведущий мальчиков», из др.-греч. pais (paidion) «дитя, мальчик» + agogоs «ведущий, тот, кто ведёт», из аgo «веду» (восходит к праиндоевр. *ag-). В большинстве европейских языков слово заимств. через лат. paedagogus.

Сравните: фарси - пэй - след, му - волосы, казахский aq - белый (столица Акмола), писар - таджикский - сын. Писарь? Слово праславянского происхождения. Недаром говорят: ученье - свет...

Агогэ («увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. То есть это дорийское слово.

Нужно понимать, что греческий язык - это койне, смесь совершенно разных диалектов. Поэтому утверждение, что "слово произошло из древнегреческого" - это полный абсурд. Такого языка не было!

Вопрос: кем были дорийцы? Кстати, "агогэ" - это от Игиг?

Кстати, высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин - герусия. Одна из высших военных должностей - наварх.

Да, у иранцев интересная ситуация. Даже с богинями. Правда, египетская Нейт гораздо старше, что следует учесть. Итак…

 Аредви Сура Анахита — божество воды, плодородия, медицины и мудрости в индоиранской космологии на авестийском языке. Она соответствует Ардвишур Анахид или НАИД на среднеперсидском и современном персидском языках, а также Анаит на армянском языке. Поклонение богине Аредви Сура Анахите началось в IV в. до н.э.

Анаит (Анахит) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Культ персидской богини Ардвисуры Анахиты распространился в Армении в I веке до н. э. — III н. э. в период распространения в Армении зороастризма. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать».

В земледельческой стране, какой являлась Армения, почитание богинь плодородия наряду с поклонением умирающему и воскресающему богу уходит в глубокую древность. В VI—IV вв. до н. э. таким божеством считался Ара Прекрасный, богиней плодородия — Астгик. В III—I вв. до н. э. среди богинь на первое место выдвинулась «иранская (бактрийская) Анаита, покровительница вод».

В храмах Анаит стояли эллинистические статуи Артемиды (т.е. египетской Нейт), которые воспринимались как изображение армянской богини плодородия. В одних источниках отмечается, что культ Анаит в Армении связан с водой, а праздник Вардавар, когда обливают друг друга водой, связан с Анаит. Другие исследователи отмечают отсутствие свзяи с водой Анаит, несмотря на то, что Анаит была богиней плодородия. Интересно, богиня плодородия Анаит – это угаритская дева Анату или мать Астара – Асирату?

Близким к Асирату будет санскритский корень в имени Сарасвати.

Сарасвати (санскр. «богатая водами», букв. перевод — «текущая река») — в индуизме богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной.

Венгры: любовь - szeretni (сэрэтний). А что такое Сераль?

От персидского Serai — «большой дом, дворец», перешедшего в тур. saray. Женская половина такого дворца, гарем. Султанский дворец в Стамбуле.

Стамбул. Константинополь. Царьград. Византий.

Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы) — их колонией стал Халкедон, ныне район города Кадыкёй. Непосредственно сам город Византий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры. Это те самые дорийцы, которые сикулов с Панталики сбивали...

А на Балканах что? Там есть Сараево - столица Боснии и Герцеговины. Термин «Сарай-оваси» впервые упоминается в документе 1455 года, и может означать поле, расположенное к западу от дворца: от турецкого saraj — «дворец» и ovasi — «поле». Санскрит: ава - направление, луч. Кто прав?

Согласно одной из версий, Сараево было основано на месте средневекового города Врхбосна (термин впервые упоминается в 1415 году — «верхнее течение реки» или «гора над Босной»: от сербского врх — «вершина, гора» и Босна — река, вблизи которой расположился город. (Опять знакомый корень Вер...)

Босняки называли город «Шехер-Сараево» (опять "сахера"-ведьма?), а турки — «Новый Дамаск».

Вот подумалось, праздник воды Вардавар — это от Варуны?

Варуна — в Ведах — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод. Старший из братьев-Адитьев. Наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют «вседержителями».

В послеведийский период Варуна утратил своё ведущее положение в пантеоне, однако его продолжают считать владыкой вод и включают в число Локапал. Большое значение этому «падению» придавал Н. С. Трубецкой, который считал, что «Факт победы Индры над Варуной недостаточно оценивается исследователями истории религии Индии. Между тем этот факт был чреват последствиями и предопределил всё дальнейшее развитие индийской религиозной мысли».

Этимология имени Варуны, очевидно, происходит от санскритского слова ВАР («var»), что означает «Вода», а также «защитник». Тем не менее, некоторые исследователи считают, что несколько других корней продолжают оспаривать честь быть его родоначальниками. Среди них: «покрывать», «объявлять», «выбирать» (прим. авт. - русские слова "вождь, вожак, важный"), которые, получив признак одушевленности, персонифицировались для обозначения божества. Некоторыми исследователями (Ж. Дюмезиль и др.) фонетически отождествляется с греческим богом Ураном.

Кстати, Веретрагна Победоносный (авест. «разбивающий препятствие»), Варахрам, Бахром  — бог войны и победы в иранской мифологии. Язат в зороастризме. Его имя представляет собой иранский вариант эпитета ведийского Индры — Вритрахан «убийца Вритры».

Вритра — в индуизме змееморфный демон хаоса. В его распоряжении гром, молния, град, туман. Вритра скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. Его мать — Дану. Убит Индрой. Из черепа Вритры Индра сделал себе чашу.

Поэтому понятно, кем является русский Индрик-зверь. А вот Варуна и Вритра — явно однокоренные слова. Возможно, такие же однокоренные как «nwn» и Ниау... Или это одно и то же?

Имя Варуны во многих случаях встречается вместе с Митрой, который, по мнению Дюмезиля, представляет правовую сторону власти или союз между людьми, в то время как Варуна представляет отношения между человеком и Богом: «Связи человека на земле отданы Митре, потому что Варуна, как известно, обосновался на небе». Вместе с Митрой они умножают и хранят всемирный закон (Rta) (РВ 1.2, 1.23, 6.51). В ряде гимнов их называют асурами. Они поддерживают землю и небо (РВ, 5.62), способны проливать дождь (РВ, 5.63, 5.62, 7.64).

В честь Митры в Иране отмечается праздник  Ялда (День Рождения Митры), первоначально отмечавшийся самой длинной ночью года, то есть накануне зимнего солнцестояния. О том, как эта дата связана с католическим рждеством, можно прочесть здесь - http://www.stihi.ru/2015/01/12/5907.

Ялда... Альдога (Нево) - нынешняя Ладога? Как видно, у русских с индуистами пути давненько разошлись. К скифам-то поближе получается! Да и Солнце у нас - Ярило.

Кстати, Рекех-вер (Большой пожар) — в древнеегипетском календаре название самого холодного месяца в году, когда требовался обогрев жилища топкой печи.

Начиная с эпохи додинастического Египта и вплоть до окончания периода Среднего царства рекех-вер являлся седьмым месяцем лунного календаря Сотис и включал в себя время с начала декабря до начала января. Был самым дождливым месяцем Древнего Египта. Молнии и дождь... Это от Вритры.

И совсем экзотика:

АХСОННУТЛИ — Эстсанатлеи («женщина перемен»), в мифологии навахо (Северная Америка) женское верховное божество, сотворившее дневной свет и небесный свод. Родившись от слияния земли и неба, А. предстала перед первыми людьми в виде  капли бирюзы, возникшей на вершине одной из священных гор страны навахо. Позже А. — покровительница первых людей — соединилась с носителем солнца и родила от него двух близнецов — богов-воинов, ставших культурными героями в мифологии навахо.
А. ассоциируется с лёгким тихим дождём (в отличие от грозового ливня, посылаемого иными богами) и именуется «бирюзовой женщиной»; иногда она действует вместе со своей сестрой — «женщиной белой раковины».

А вот на санскрите я хочу остановиться подробней.

Си-нива-ли — одна из второстепенных ведийских богинь, упоминаемая в двух гимнах Ригведы, как сестра богов, глава семьи. К ней обращаются с просьбами о даровании потомства. Одно из имён Дурги.

Дурга («труднодоступная» или «непобедимая»). По одной из версий, выступает как супруга Шивы в одной из её грозных форм. Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований.

Супругой Шивы была и Ума.

Ума —  имя дочери Химавата, находящейся в супружестве с Шивой и получающей в более поздние эпохи индийской мифологии многочисленные другие прозвища. Имя Ума — самое древнее и появляется впервые, как имя супруги бога Рудры, прототипа Шивы, уже введийских текстах (Тайттирия-араньяка и Кена-упанишада). В Ригведе  ещё не встречается.

А вот посредником между богами и людьми считался Агни. Его эпитет Анала (похоже на Нил?), да и его вахана (ездовое животное) – баран. Случайность? А как же ещё один эпитет:

Та-нуна-пат ( толкуется обыкновенно «сын самого себя»; мне больше напоминает "темный океан отец") — в ведийской мифологии эпитет бога огня Агни.  В сборнике ведийских глосс Найгхантука название Танунапат встречается в качестве самостоятельного имени, не синонима Агни. В самой Ригведе оно встречается всего восемь раз и всегда, за исключением двух случаев, в так называемых гимнах Апри, представляющих собой литургические воззвания перед началом животного жертвоприношения, в которых под разными именами и формами призывается огонь.

Кстати, «анил» на санскрите — это сине-чёрный. Похоже на Нил?  Нилакантха («синегорлый») — это Шива. А вот «анила» на санскрите — это «ветер»…

Но почему бы не вспомнить ещё об одной великой богине?

Хатхор, или Хатор/Гатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви,женственности, красоты, веселья и танцев. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра. Термин Хатор — греческий, египетское имя этой богини — Херу. Иногда упоминается под именем Атор. Теперь понятна связь с хранительницей семьи гречанкой Герой?

В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Теперь непонятна ситуация с Ра…

Но главное, что в имени Хат-Хор я слышу английское heart (хат) — сердце, душа, центр, суть, сердцевина, ядро. Как будет египетское имя этой богини? Херу? Сравните с нем. «сердце» — Herz.

А у нас как? Герой? Но это ведь из древнегреческого iros - «богатырь, витязь; полубог». (О древнегреческом см. выше).

Что говорят про Херувима? Происходит из др.-греч. от  др.-еврейск. kerub; вероятно, из аккадск. karubu «милосердный, милостивый». Предлагаю учесть, что аккадцы ума-разума набирались у шумеров-несемитов. Кстати, фарси: марасем — обряд.

В русском языке есть слово «короб». Оно и в латыни — corbis — «корзина». Ещё у русских есть "корова". А кто такие корибанты?

Корибанты  — название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. По сакральному мифу, корибанты убили своего третьего брата и принесли на медном щите к подножью Олимпа: из его крови вырос сельдерей. По другой версии два брата, взяв корзину с фаллосом Диониса, доставили её в Этрурию и поселились там. К одному из корибантов, «двусущему», превращенному по воле Део-Деметры в змея, обращен XXXIX орфический гимн.

А что такое Курбан-байрам?

Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака).

Арабское название праздника Ид аль-Адха (сравните с исп. hidalgo от hijo de algo — букв. «сын чего-то») , переводится как «праздник жертвы».

Баски - sorgin, венгры - босоркаань; фр. - sorciеre (сохсьер); греки - mаgissa; япон. Majo (мажё). Всё это "ведьма". А ещё Алгуль. Из арабского названия созвездия Персея: хамил ра'c ал-гул - "несущий голову ведьмы (Горгоны). А там, где голова - звезда Алголь. Ну и чей это сын? А ещё ведь есть имена Олег (святой, священный; сканд.) и Ольга (священная, святая (сканд.) - имя от льга "свобода, свободная, полезная", старосл.). Сравните с "легко" и "льгота".  Русск. льгота,  укр. льгота, вiльгота, белор. iльгота. Из "лёгкий". Вольга - "вольный" (старосл.).


В русском языке закрепилось название курбан-байрам (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Курбан - от арабского  «жертва», вторая часть — общетюркское слово байрам («праздник»).

Вот только что за «короб» такой? Саркофаг? Помните, как Сет убил своего брата Осириса?

Мифы повествуют о коварстве Сета, когда он превратился в крокодила или гиппопотама и захотел напугать на берегах Нила Осириса. Однако Плутарх, греческий писатель, изложил эту историю по-другому:

Сообщники Сета и сам Сет создают красивый сундук по мерке Осириса.

Потом Сет зовет на пир брата, где говорит, что дарит этот сундук ему. Сообщники Сета делают вид, что хотят влезть в сундук, но у них ничего не получается. Тогда Осирис пытается влезть в сундук, у него естественно все получается, заговорщики захлопывают и закрывают сундук, и выбрасывают его в Нил…


А теперь давайте сравним: русский – сердце; армянский - sirt; белор. сэрца; латыш. sirds; фины - сюдан (Судан?); словац srdcovе. А ведь есть ещё Серый и "сирота"... А За-грей?



О чём это говорит? Осирис? Сир? Или Сириус (кстати, сравните с Асирату)— ярчайшая звезда ночного неба из созвездия Большого Пса?

Жители долины реки Нила поклонялись ему ещё в Раннем царстве как богине Сопдет (в греческой передаче Сотис), небесному воплощению Исиды. Сириус часто изображали как Исиду, стоящую в небесной лодке, с пятиконечной звездой над головой, обращённую к стоящему справа Осирису (который, в свою очередь, ассоциировался со звёздами пояса Ориона). Кроме того, с Сириусом также связывалась богиня Хатхор, изображавшаяся в виде коровы, меж рогов которой находился Сириус. По наблюдениям гелиакического восхода Сириуса после его 70-дневного отсутствия на небосклоне египетские жрецы точно предсказывали начало разлива Нила.

А вот при чём здесь северо-американский олень-карибу?

Сравните: итальянский – олень – cervo (черво); валлийский ceirw (кайрву); испанский ciervo (херво); идиш hirsh; венгерский «сарваш»; румынский cerb (черб); французский cerf (сэр)… (Вот здесь отличились молдаване, но мы-то теперь понимаем, что к чему).

Согласитесь, в самоназвании "сербы" та же самая основа.

Славист Павел Шафарик возводил слово "сербы" к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить». Мне ближе знакомо: зробить.

Филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, "серб" - это "человек, член родового союза". Сородич, собрат?

Шустер-Шевц высказал предположение, что слово "сербы" родственно русскому диалектному глаголу "сербать" (хлебать).  Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой "с-р", значение которого "отделять,выделять, выдавливать". В русском почему-то на итальянский манер получилось: черпать. В Ростовской области слышала: не цёрбай! А ещё: шурпа.

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит "резать, разрезать,отделять". В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало "отделять, выделять, выдавливать". (Прим. авт.: вспоминайте историю Осириса). Это значение сохранилось, например, в русском глаголе "черпать", который произошел от того же глагола "сербать". Такого же происхождения и слово "сера". Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Латынь: servus – раб. Римляне "варваров" вообще очень любили! Интересно, а кого они Кернунном называли?


Кернунн (лат. Cernunnos, букв. «рогатый», также встречается написание Цернунн) -  кельтское божество. Наиболее характерные черты иконографии: «буддийская поза» со скрещенными ногами, оленьи рога, ожерелье (торквес) и бараноголовая змея.

"Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова "серб" с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение "сторожить, охранять скот"..." - http://russian7.ru/2014/10/serby-balkanskie-russkie/.

А знаете, кого они сначала сторожили? Олешков северных, таких же как североамериканские карибу (от индейского "ксалибу", что значит "разгребающий снег").

Жаль, для Карибского региона такое толкование неприемлемо.

Гарифуна (гарифона, гарифу, гарибы, гаринагу, карибу, чёрные карибы) — народ на Карибском побережье Центральной Америки и на островах Карибского моря.  Потомки карибов (калипуна), живших на Малых Антильских островах и смешавшихся с коренными жителями-араваками (усвоив их язык), и негров, попавших на остров в 1635 с потерпевших крушение испанских невольничьих кораблей.

Другая часть — т. н. «желтые карибы», которые были больше похожи на индейцев, были оставлены англичанами на о. Сент-Винсент и дожили до наших дней.

В общем, с американскими карибу дело не чисто! Да и с финским мишкой Лалли! Судите сами:

"...Лалли обозначает медведя. Именно обозначает, ведь медведь по-фински karhu (каргу). Поскольку медведя в то время уважали и не поминали по имени, его называли Karvalalli - Волосатый Лалли или просто Лалли. Правда есть гипотеза и о том, что Лалли и Кертту не языческие, а христианстие имена, Лалли от Лаврентия а Кертту от Гертруды..."


У догонов про оленей, вроде бы, ничего не говорится. Но они – потомки пришельцев с Сириуса… Так я и не поняла, на каком языке говорили древние египтяне?

А ещё мне очень интересно, откуда черпали своё вдохновение мастера революционной эпохи?


"...Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.

; Почему он так изменился? ; спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

; Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, ; ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, ; его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!

Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца..."