Великая красота

Юрий Вигнер
«Великая красота» Соррентино – замечательный фильм. Какой-то критик сказал, что Росселлини показал Рим времен оккупации, Феллини – послевоенный, а Соррентино – «берлускониевский». Но тему можно понимать, конечно, шире. На что и эпиграф из Селина настраивает.
Many great nineteenth-century writers have explored the link between death and the Eternal City, – сказано в одной статье. Вот и у Соррентино о том же. Рим, жизнь и смерть.
Начинается с «черной дыры» (жерла пушки), потом – памятник Гарибальди с девизом «Рим или смерть», затем эпизод у фонтана Аква Паола, когда турист падает замертво.
Можно сказать и так: жизнь, смерть и красота. Необычайно красивый фильм.
Главный персонаж в конце собирается написать роман – второй, после написанного в молодости. И нам вроде бы рассказывают историю о том, как он пришел к идее этого романа. Но рассказанная история и есть то самое произведение, которое он хочет написать – «Великая красота».
Множество кадров, имеющих более или менее явное символическое значение.
Вот бюсты в аллее у памятника Гарибальди – и человек, смотрящий в просвет, проем, «дыру» между мраморной головой и… чем? деревом?
Очень точная интонация, ритм, соотношение реального и нереального и т.д.
Интересно бы узнать, что поют солистка и хор в начале фильма – в эпизоде у фонтана. Из всей музыки узнал только «Вечное движение» Пуленка – в сцене пикника, где Джеп впервые встречается с кардиналом, «великим экзорцистом».
Статья о фильме в русскоязычной Википедии кажется очень поверхностной (как и отзывы российских критиков, приведенные в ней).

ПС. Заголовок в газете, которую читает женщина в одном из начальных эпизодов - Alloro per Tutti. Гугл выдает много ссылок со словами allore и Tutti - и везде речь идет о футболисте Франческо Тутти, физическая форма которого "вызывает беспокойство".