Валентин Серов. Записки на палитре...

Юрий Кутенин
Пишу для себя, чтобы не забыть...

   Долго меня зовут на выставку Валентина Серова. Полноформатная экспозиция и пр., пр. Три зала. А у меня моя горнолыжная нога разболелась ( сломал то я ее лет пятнадцать назад, а вот напомнила.) Но как говорят: За компанию и гид повесится.
Пошел я. В 15.30 были уже в зале. Как войдешь, сразу встречает тебя "Девушка с персиками" и пахнет весной и свежестью. Дальше...

  Дальше я увидел много засохших букетов, которые парами и в одиночку кружились по залу между портретами, о чем то шурша.
  Нога опять дала знать о себе и ... я присел на длинную скамейку, на другом конце которой сидели две женщины. Видимо они были чуть глуховаты, потому что говорили громко, хотя и о своем сокровенном. Они давно не видели друг друга и спешили сообщить, что они съели за это время и как какали. Сначала одна рассказывал, а вторая: Сливу надо было есть сливу. Потом вторая. А первая - А ты бы свеклу отварила. Вот тогда...

   Мне показалось, что Выставка Живописи Валентина Серова и сокровенная беседа дам мало совпадали,
но познакомившись с представленными работами я понял, что сильно ошибался.
Слабительная слива была бы к месту.
  Обойдя три раза залы и составив свое впечатление, я перекинулся парой слов с профессионалами и любителями этого действа. Оказалось, что мое мнение их обрадовало и вызвало живейший интерес. Потому и записываю его.

  В любой встрече я стараюсь найти нечто общее, делающее понятным движение души художника.

   Восторг вызвали деревенские сцены с трудягами-лошадками и скаковыми в главных ролях.
Боюсь, что В.Серову далеко до тонкости пострафаэлитов в изображении и красках, но меня и намек на образ лошадок взволновал. Вспомнились свои более чем запоминающиеся отношения с носителями черных грив и горячих сердец - так мне запомнились мои лошадки.

   Судя по всему, Валентин Серов любил лошадей больше, чем людей.
Все дамы на портретах выглядят старше своих лет и скорее манекенами, чем существами из плоти и души.
  Брошенный взгляд на мужские портреты напомнил мне мою теорию о том, что никто из художников не копирует фотографически пропорции, а то увеличивает, например РУКИ, если жаждет симпатии и любви от образа. Или обрезает. Как Валентин Серов, который всех мужчин изображал с коротенькими ручонками. Когда у него такой фокус не прошел с певцом-гигантом Федором Шаляпиным, то Валентин засунул его кулачища в карманы. Так ему легче...

  Рассказав мое наблюдение профессионалу живописи, я получил подтверждение.
Оказывается В.Серов был хил и робок от рождения. Его часто обижали и просто били мужчины, вот он им "РУКИ и УКОРОТИЛ".

Пока всё. Кто-то в дверь звонит.
До встреч!!!