Отзыв на повесть В. С. Топилина Семь забытых перев

Анисья Ивановна Искоростинская
      Отзыв на повесть В.С.Топилина «Семь забытых перевалов»

   С годами всё пристальнее всматриваешься в проявления окружающей жизни, ищешь собеседника, в разговоре с которым можно сверить собственные наблюдения, выводы. Нам всем нужны свидетели и соучастники нашей общей жизни, нам интересно, как они, наши современники, воспринимают и понимают её. Нам хочется духовного созвучия. И мы его находим, очень часто – в книгах.
       Мой читательский опыт вполне достаточен для того, чтобы, познакомившись с содержанием нескольких начальных страниц книги, определить, стоит ли тратить на неё время, сможет ли автор привнести в мою душу новые впечатления, переживания, сделает ли меня своим единомышленником…
       Первой книгой Владимира Степановича Топилина, которую я прочитала, была повесть  «Семь забытых перевалов». Признаюсь, страницу «Представляем писателя» просматривать не стала, оставив «на после». Литература последних лет меня не очень, как теперь говорится, цепляет, но тираж этой книги впечатлил -2000 экземпляров-, и стало понятно, что кто-то очень серьёзно поддержал издание, а деньги люди, в том числе и состоятельные, не спешат выбросить «на ветер». Начала читать. Первая же глава – «Пять минут до смерти»- потрясла до глубины души. Я люблю лес, тайгу, но не люблю охоту, и всё-таки однажды, очень много лет назад, мне довелось подержать настоящее, а не спортивное ружьё. От него шло что-то необъяснимо тяжёлое, пугающее. Но меня торопили, и я выстрелила. Заяц несколько раз перекувыркнулся, на белом снегу остались поразительно яркие красные пятна. Я с трудом разжала пальцы, чтобы отдать ружьё. И, поверьте, до сих пор живу с чувством вины за смерть этого зайца, которая мне совершенно не была нужна: не нужны мне были ни его мясо, ни его шкурка. Сцена убийства маралов ударила в самое сердце. Вот тогда я и перелистнула несколько страниц  назад,  прочитала статью об авторе и подумала, что этот человек не станет писать о тайге, об охоте только потому, что это его любовь, его страсть. Должно быть что-то более глубокое. Прочитала повесть один раз, потом – другой, теперь уже больше внимания обращая на детали. Такого сильного впечатления, как от  повести «Семь  забытых перевалов», у меня от книг давно не было. К тому же автор оказался из тех мест, где в былые времена проживали мои родственники – староверы. Я знаю, что они жили в Джотке, на станции Кошурниково, в Артёмовске. Это тоже взволновало.
   А теперь – конкретно о повести. Сюжет  прост. Действующих лиц немного,но после прочтения понимаешь, что автор рассказал не только о жизни в посёлке Чибижек, он поведал о ней как о воплощении тех социальных, нравственных тенденций, которые в наше время имеют место быть во всей нашей матушке России, которые заставляют задавать себе и другим извечные вопросы: кто виноват? что делать?
    В повести несколько сюжетных линий: жизнь старого охотника Еремея Силантьевича Мешкова и его супруги Акулины Мироновны, бестолковое запойное существование Толика и Надежды Лузгачёвых, их гостя Витьки Косого, Ольги Полыниной, трогательная история любви десятиклассницы Вали Сухановой и Саши Полынина, торговая «деятельность» Машкалейки, травящей «технарём» население Чибижека…  Переплетаясь, эти сюжетные линии создают картину жизни в таёжном посёлке. Отношением к тайге, её богатствам, отношением к людям, живущим рядом, определяется ценность человеческой личности. Автор в событиях не участвует, он их только представляет читателю, но делает это так, что не остаётся сомнений в том, как сам автор относится к героям повести, к тому, что происходит с ними. Отчётливо вырисовывается и его гражданская позиция. Владимир Степанович Топилин выносит на суд читателей тот мир, который сам он принять не может, с которым не способен примириться. Для тех, кто не успел прочитать повесть «Семь забытых перевалов», скажу о сюжете немного подробнее, потому как говорить о произведении вообще нет смысла, если неведомо содержание.
      Старожил посёлка Чибижек Мешков Еремей Силантьевич передал свой охотничий путик Саше Полынину, который вынужден оставить учёбу в школе и пойти работать: мать пьёт, надо кормить младших брата и сестру. Заработок невелик,и Саша ходит потихоньку на промысел в тайгу. Возвращаясь однажды с обхода своего путика, обнаружил на гари, в рябиннике, семью маралов, существование которых очень усложнил большой снег. Саша показал маралов Вале Сухановой, вместе они стали подкармливать животных. В посёлке всё на виду, и многие догадались, что неподалёку стоят маралы. Толик Лузгачёв со своим гостем Витькой Косым убивают маралуху и телёнка, мясо меняют на спирт. Валя узнаёт об этом и, взяв отцовское ружьё, спешит к месту, где ещё остался марал – бык. У Вали есть к Витьке Косому особый счёт: когда Саша в очередной раз уходил в тайгу, то попросил девушку приглядеть за младшими братом и сестрой, а Валя, несмотря на запрет отца, пошла к Лузгачёвым, чтобы привести домой, к детям, пьянствующую там мать Саши – Ольгу. И попала в беду: Витька Косой безжалостно надругался над ней. Но, отправляясь в тайгу с ружьём, Валя думает только о том, чтобы не успели убить марала. Саша догоняет Валю. Толика Лузгачёва уже настигла кара: когда он взобрался на спину безнадёжно загнанного в снег марала, чтобы сделать ему «красный галстук», марал совершил рывок и Толик глазом напоролся на отросток рога. И сразу умер. Витька Косой запаниковал: ему, уголовнику – рецидивисту, это не сулило ничего хорошего. А тут ещё Валя с Сашей. Но Валино ружьё оказалось не заряжено, а Саша напоролся боком на штык, примкнутый к автомату, спрятанному Витькой в снегу. Дальше происходит нечто как будто бы нелогичное, но свидетельствующее о сложности человеческой натуры, о том, что доброе в человеке таится до конца, до исхода и может проявиться в самых невыгодных для человека обстоятельствах. Витька Косой помогает перевязать Сашину рану, связав две лыжи, тащит раненого до покосов, а потом исчезает. Врачи спасают Саше жизнь. Толика Лузгачёва похоронили, жена его продолжает пьянствовать, детей хотят забрать в детдом. Машкалейке выписали штраф – аж три тысячи! Она сказала, что больше не станет торговать спиртом. А мать Саши просит у него прощение, обещает бросить пить. Вот такая история из жизни посёлка Чибижек. Финал счастливым не назову. Остаётся тревога и за Сашу с Валей. Я верю в их трогательную, искреннюю любовь, но между молодыми людьми теперь стоит тайна: Валя не рассказала Саше о том, что сделал с ней Витька Косой. Эта тайна тяготит девушку.  Хорошо, если всё дурное зарастёт в их памяти, как заросла молодыми деревьями изрядно вырубленная, особенно в годы второй мировой войны, тайга.
           Повесть написана в гуманистических традициях русской литературы.  Автор заставляет сожалеть о том, что людям частенько нет дела до окружающих,  до того, как скажутся их поступки на судьбах других людей, даже на судьбах собственных детей. Сидят голодными дети Лузгачёвых, собака на цепи замёрзла: хозяева её не кормили. Пьяная Надежда пытается соблазнить семнадцатилетнего Сашу. Дед Еремей, глядя на Лузгачиху, рассуждает: «Выбило из головы женщины всё святое. Нет для неё детей, людей, животных, чести, правды, достоинства, материнства. Осталось лишь одно: где и как добыть вина. А какими способами, неважно. Бежит ниточка грехопадения… Страшно то, что алкоголики не могут… понять, как утопают в этой грязи… Гораздо проще, быстрее свалить собственные беды, невзгоды на обстоятельства, показать пальцем на других, объясняя, что «не мы такие, а жизнь такая».
           А жизнь, действительно, «такая», что поводов для благодушия надо поискать! Старый Еремей пытается усовестить пьяных Толика Лузгачёва и Витьку Косого: «Не время сейчас зверя в таком снегу уничтожать! Это убийство!» Витёк в ответ: «Вчера на наших глазах три туши в «ГАЗик» погрузили. Что нам остаётся делать? Работы нет, денег нет, жрать нечего. Значит, им можно, а нам нельзя?» Толику вторит Витька: «Если ты такой правильный да умный, иди, тем блатным новым русским правду свою скажи. Знаешь, сколько их там, на шиндинской дороге, на колёсах промышляет?» И не нашёл Еремей, что возразить двум дружкам.  Свою жизнь он прожил в труде, а теперь видит, что  «не тот нынче народ пошёл, ленивый… в былое время, до войны и после неё, каждый день люди в пять часов вставали, чтобы дома всё управить и на предприятие не опоздать. Строго было, не как сейчас: хочешь, вообще не работай, дома сиди, никто наказывать не будет». Толик Лузгачёв был в леспромхозе лучшим вальщиком, пока «в стакане не утонул да с работы не турнули». Теперь он оправдывает своё безделье: «За тыщу? Пусть медведя нанимают». Витька Косой как будто вторит Лузгачёву: «На хорошую работу не берут, на плохой, грузчиком, копейки дают». Но, выводя раненого Сашу из тайги и стараясь отвлечь его посторонними разговорами, Витька откровенен: «Все беды мои от вина! Пристрастился я к водке, как выпью, всё кажется хорошо, прекрасно, а в угаре не понимаю, что нельзя делать того или иного. Нет стоп – планки… И всё водка, шмурдяк…». А кто виноват, что алкоголь стал смыслом жизни? Ведь не спился же отец Вали. Узнаём, что хорошо зарабатывают мужчины на лесозаготовках. Кажется, что ответ исходит из уст мудрой Валиной бабушки: «Не будешь себя в руках держать – никто не поможет». Но утратили пьяницы способность переживать чувство радости от труда. Дед Еремей произносит фразу «семь забытых перевалов». Немало надо потрудиться охотнику, чтобы добыть соболя. Но когда это удаётся,  то словно сил прибывает и забывается усталость, «не помнишь, как с утра ноги выворачивал», как трудно преодолевал за перевалом перевал. Смотрит Еремей Силантьевич на Сашу и переживает: «Выживет парень или опустит руки, будет летать птицей или сложит крылья, поплывёт против течения или утонет, останется в здравом уме или не проснётся с хмельного запоя? Время покажет, кто и что будет стоить». «Перестройка всё перевернула с ног на голову».  Ничто не понятно деду Еремею на старости лет. А как быть в такой неразберихе молодым?
        Размыты нравственные ориентиры. Хорошо, если рядом работящие, любящие, заботливые родители, как у Вали Сухановой, которые худому не научат. А вот мать Валиной подруги Риты, Мария Петровна, прозванная Машкалейкой, торгует спиртом, главное для неё – деньги. И дочь её сильно отличается от Вали. Если для Вали лисица – прежде всего живая душа, то Риту интересует только то, как шкурка зверька будет смотреться у неё на воротнике. Идеал мужчины для Риты уже определился: чтобы был богатым, не рохля, чтобы одет был с иголочки… Хочется вертлявой девушке красивой жизни. В итоге – горький урок: тайно от родителей прерванная беременность. Коля Назаров - виновник её беды - не чувствует никакой ответственности. Это единственный и избалованный сын обеспеченных родителей: отец – замдиректора в леспромхозе, мать – главный бухгалтер. По ночам парень катает в «Тойоте» поселковых девчат, и не просто так катает. Он тоже любитель красивой жизни. Мало надежды, что время изменит этих людей, что они и им подобные возьмут на себя ответственность за судьбу родного края, за судьбу страны. Светлым лучиком обласкал мою душу рассказ Коли, младшего Сашиного брата, о том, что он ходил на лыжах на гору, рябчика подманивал: «Хохолок на голове топорщится, а горлышко чёрное». Мальчик знает: весной рябчиков стрелять нельзя, они вдвоём яйца парят. В манере говорить, держать себя Коля старается подражать старшему брату. И верится, что во всём другом, хорошем, он тоже будет похож на Сашу.
       Автор «Семи забытых перевалов» остаётся за границами повести, но боль его за судьбы людей, за сегодняшнюю их жизнь много раз прорывается на страницы книги не только репликами положительных персонажей. Так, Витька Косой, направляясь через тайгу в Чибижек к своему бывшему армейскому товарищу Анатолию Лузгачёву, вышел на воинскую часть, где у прапорщика за четырёх соболей выменял автомат. Рассказывая об этом Саше Полынину, уголовник – рецидивист с горечью восклицает:
- Эх, Россия… Как на базаре… Всё растащили, продали...
       Готова принять мысль о том, что в этой реплике не столько боли за судьбу России, сколько досады за собственную неуклюжую жизнь, но всё же это протест против того, что имеет место быть.
          Писатель правдив в изображении действительности. Книга его своевременна.  И спасибо Владимиру Степановичу за мужество: писать задним числом о том, что было в стране, куда безопаснее, чем говорить о том, что происходит в данный момент. А писатель сумел, успел увидеть этот «момент» и художественно воссоздать его.
  Кто виноват, что не все живут осмысленно и полезно? Что делать, чтобы жизнь была в радость?  Есть ли в повести ответы на эти вопросы? Я их увидела. Они озвучены действующими лицами повести, пусть не всегда прямо, порой иносказательно. Виноват тот, кто злобен и жаден; не меньше виноват тот, кто ленив и живёт одним часом, уходя от ответственности даже за свою собственную жизнь… Что делать?  Не жалеть себя, не лелеять, не растить в себе чувство потерянности, неприкаянности, а идти, если «надо», хоть за семь, хоть за семьдесят перевалов: не пережив трудностей, не познаешь радости.
        Существует мнение, что произведение, покинув автора, уйдя к читателям, начинает жить независимой от автора жизнью. Читатель может увидеть в книге то, чего автор и не намеревался сказать. Прошу Владимира Степановича не судить меня строго, если я тоже что-то поняла не совсем так, как хотел этого он, автор. Видимо, для этого был повод.
         Повесть «Семь забытых перевалов» - произведение не только художественное, но и познавательное. Помимо рассказа о жителях посёлка Чибижек, в повесть включены рассказы о судьбе пушного промысла в Сибири и о добыче золота, вобравшая в себя народную мораль байка про жадного охотника, который без счёта убивал попавших в снежный плен маралов, делая их приманкой для соболей; рассказывается о том, какие раны нанесла тайге вторая мировая война. Есть в книге и народные поверья, и наставления охотникам, и упоминание о местных обычаях… Книга, как и сама  жизнь, не обошлась без юмора: остры на язык дед Еремей и его супруга, да и соседки не уступают им в умении пошутить.
               В повести немало лирических моментов, передающих не только состояние влюблённых молодых людей. Лиричны картины природы: описание снегопада, зимней тайги, последнего похода старого Еремея  с Сашей и Валей на Осиновый хребет…
Спасибо Владимиру Степановичу Топилину за интересную, умную книгу!  Она обязательно найдёт отклик в душе каждого читателя. Читайте и думайте! А книг у Владимира Степановича уже полтора десятка. Есть у него и собственный сайт.