«Ты виноват уж тем...» или скунсомания (фельетон)
Есть среди наших «братьев меньших» такое животное – скунс. Вряд ли можно найти кого-то более омерзительного. Ну разве что он сравним с шакалом. Характерен скунс тем, что в любой момент может выпустить в кого-то, не понравившегося ему, ядовитую струю, после чего «объекту орошения» приходится долго мыться, а, ежели он ещё и одет, то выбросить одежду.
К сожалению, лавры скунсов не дают покоя некоторым представителям отряда хомо-сапиенсов, которые выпускание ядовитых струй превращают в своё ремесло. Эти скунсообразные, пытаясь примерить на себя шкуру волка и выдавая «на гора» девиз «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», начинают выпускать яд на всех, кто когда-либо чем-либо им не угодил. И бывают весьма довольны собой. Но одно НО... Иногда не замечают, как сами при этом садятся в глубокую лужу. Так хозяйка одного скунсообразного сайта однажды высказала своё «фи» по поводу простенького стишка в моём резюме, начинающегося словами: «Человек из дома вышел, не прочтя поУтру Гришу». Дескать, какой Липец неграмотный – в слове «поутру» сделал ударение на второй слог. Вот удивительная манера у некоторых – считать других глупее себя! Тем, у кого извилин хватает, и так ясно, что, раз я выделил ударение капслоком, значит, я ЗНАЮ, каким должно быть правильное ударение. И причины для смещения этого ударения могут быть разные. Но В ДАННОМ СЛУЧАЕ допускается и другое ударение. Давайте обратимся к Владимиру нашему Семёновичу. Песня «Тот, который не стрелял»:
«Я вам мозги не пудрю – уже не тот завод.
В меня стрелял поУтру из ружей целый взвод...» (капслок мой)
Уважаемые читатели! Вы можете допустить, что Высоцкий НЕ ЗНАЛ, как здесь ставить ударение? Да даже если не знал, хватило бы у кого-нибудь наглости пнуть его за это? Сомневаюсь. А, если бы и хватило, Вы догадываетесь, что ответил бы мэтр? Наберитесь терпения – в конце статьи я дам ответ. Ну а выпустить ядовитую струю в Липеца – ну как же без этого?! Реноме критика-скунса надо же поддерживать!
Вернёмся к Высоцкому. Песня «Случай на таможне»:
«А впереди шмонали уругвайца,
который контрабанду провозил»
И чуть ниже:
«Но Христа распятого в половине пятого
не пустили в Буэнос-АйрЕс» (капслок мой)
Вот ведь чудеса! Мало того, что Владимир Семёнович самовольно сместил ударение в названии столицы, так он ещё и страны перепутал! УРУГВАЙЦА у него почему-то не пускают в столицу АРГЕНТИНЫ! Неужели мэтр был столь неграмотен? Ой как сомневаюсь!!! «А ларчик просто открывался». Любая литература, в том числе, и песни, и стихи, допускает ряд УСЛОВНОСТЕЙ. Вот и здесь – не по незнанию, а потому, что ТАК БЫЛО УДОБНЕЕ, я не знаю, почему – возможно, для рифмовки Высоцкий допустил условность или, если хотите, некоторое искажение истины. И опять тот же вопрос: посмел ли бы кто-нибудь ему на это попенять? Ответ, как и обещал, дам в конце статьи.
Точто так же и нам, авторам сайта Стихи.Ру, приходится соблюдать определённые допуски, условности в творчестве. Недавно я начал новый проект под названием «Оливье» (кто не в курсе, может ознакомиться со вступительной статьёй в верхней строке произведений на моей странице; иногда она - вторая сверху). Большинству АДЕКВАТНЫХ авторов даже в голову не пришло считать, соответствует ли количество «компонентов» моего «Оливье» количеству компонентов реального салата. Потому что они понимают, что это – понятие УСЛОВНОЕ, допустимое в творчестве, и что в данном случае название «Оливье» означает только «смесь», «коктейль», не более того – без всякой привязки к количеству. Но не таковы скунсы! Разве они упустят возможность лишний раз выпустить вонючую струю? И вот в некоторых кулуарах (в основном, конечно, не на Стихире, потому что скунсам проще и безопаснее показывать фигу в кармане) пошли вот эти «бухгалтерские подсчёты» компонентов моего «салата». Приправленные изрядной порцией яда, как и положено у скунсов, изображающих себя волками. Вот «хочется им кушать» - и всё тут! Да и ладно бы! Но нормальный процесс пищеварения предполагает, что любые млекопитающие сначала кушают, а потом, простите, какают. У этих – всё наоборот: сначала выпустить... это самое, а потом потирать потные лапки: «Как я его съел(а)!» Только напрасно они думают, что их скунсячья возня где-либо, кроме Стихиры, может мне доставить какие-то неудобства. Ну а на Стихире их струя будет работать по закону бумеранга. И пусть они не думают, что моя статья появилась потому, что меня трогают их струи. Но... народ должен знать – если не своих «героев» (правила сайта не позволяют), то хотя бы, что они существуют. И проводить какую-то профилактику – чтобы их не достала скунсячья струя.
А теперь обещанный ответ на вопрос, который я же сам и задал. Итак: если бы Владимир Семёнович получил упрёк за «некорректное» ударение в слове «поутру» или за то, что проклятые таможенники (кстати, в одном из куплетов той же песни Высоцкий допустил «страшное кощунство» обрезав это слово до «таможника» - видимо, чтобы вместить в размер) не пустили уругвайца в столицу Аргентины – что бы он ответил? А ответил бы он, я думаю, словами другой (не его) популярной песни:
«Если есть у Бени мать,
значит, есть, куда послать»
Вот и я там, где касается скунсов, думаю, должен последовать предполагаемому ответу великого поэта.
Спасибо за внимание.