Палитра красок. Разбираем картину на цвета

Маштаков
  "В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника или художественной школы" - Википедия.

   ЦВЕТОВАЯ ДИАГРАММА

   Диаграмма цветовой системы CIE XY позволяет анализировать палитру цветов тех красок, которыми пользуется художник, создавая своё произведение. По этой же диаграмме можно проследить, как меняются цвета при смешении красок.
   Для того чтобы заняться этим интересным делом нам понадобится иллюстрация картины художника, программа Paint и программа вычисления координат цвета  тона и яркости тона.
   Текст указанной программы приведён в статье "Цвета идеальных красок на CIE XY диаграмме" - http://www.proza.ru/2015/12/07/1717 (вторая программа).

   Но прежде чем приступить к работе, я хочу пояснить, что это за диаграмма такая, если вы не читали предыдущей статьи.
   Диаграмма цвета CIE XY общепринята, как основа определения цвета. Есть и другие цветовые системы, так или иначе связанные с ней.
   Говоря о красках, находящихся на холсте или на палитре, мы будем говорить об их тоне, связанном с такими понятиями, как яркость тона B, и цвет тона -  на цвет указывают координаты X Y на диаграмме цветов. Яркость тона зависит от отражающих способностей красок и от освещения, яркость тона ограничена. Цвет, если его не связывать с конкретными красками, является независимой от яркости величиной, но он тоже ограничен полем диаграммы, сверху - изогнутой линией, называемой локусом, а снизу - прямой, соединяющей красный и фиолетовый цвета.
   На локусе находятся спектральные цвета видимого монохроматического излучения, снизу на прямой - пурпурные цвета, получаемые смешением чисто фиолетового с чисто красным. Белый тон имеет цветовые координаты X=1/3 и Y=1/3 и яркость B=1 (или 100%). Все существующие в природе цвета находятся или на границе диаграммы, или внутри неё.
 
  ПРИРОДА ЦВЕТА И ЯРКОСТИ

   Если тон создаётся смешением света двух разноцветных прожекторов, или свечением пикселей на экране монитора двух разных цветов, то результирующая яркость тона равна сумме яркостей смешиваемых тонов, а результирующий цвет находится на прямой, соединяющей цвета этих тонов на диаграмме XY.
   Яркость, однако, не является аддитивной (складывающейся) величиной при смешении красок. Краски при смешении конкурируют, затеняют друг друга своими частичками, взвешенными в смеси, и, если их не подбирать тщательным образом, то подобная конкуренция при смешении будет затемнять смесь.
   Цвет красок при смешении ведёт себя немного по-разному, в зависимости от того, являются ли краски прозрачными, такими, как ультрамарин или краплак, или непрозрачными, такими как кадмий жёлтый, церелиум или белила.
   При смешении непрозрачных красок  результирующий цвет находится на прямой, соединяющей цвета их тонов. При смешении прозрачной краски с непрозрачной сильно меняется яркость смеси, а цвет только приблизительно соответствует  правилу движения по прямой. Есть такие смеси, в основном это относится к полупрозрачным или коричневым краскам, для которых отступление цвета от прямой между исходными цветами смеси становится заметным. Чаще всего это проявляется в разбелах - при добавлении в смесь белил.

   НАБОР ИДЕАЛЬНЫХ КРАСОК

   На той диаграмме, с которой будем работать мы, можно указать цвета основного набора идеальных красок, это гипотетический набор, краски которого имеют идеальный в художественном отношении спектр - в одних областях длин волн они полностью отражают падающий на них свет, в других - полностью его поглощают, не отражая ничего. Получается такая "полосатая", или, как говорят, "П-образная" спектральная характеристика - или чёрное, или белое, но не везде, а по отдельным областям спектра.
   Таких спектральных областей пять. Они, и цвета, соответствующие их отражающей способности, показаны схематично на маленькой табличке в нижнем левом углу рисунка.
   Теперь взгляните на верхнюю диаграмму. Все цвета наших идеальных красок показаны там квадратиками. Для многих из этих цветов есть близкие аналоги в виде реальных красок, и мы будем их называть.
   Цвета основного набора имеют неодинаковую яркость ( мы же говорили, что краски конкурируют друг с другом).
   Взгляните в центр диаграммы - там, в виде двух квадратиков, белила и лимонно-жёлтая краска (кадмий). Они имеют наиболее яркий тон - B=100% и B=99.8%
   Вверху от белил и слева, марганцево-кадмиевая зелёная и церелиум - B=83.1
   ниже белил, краска светлого сиреневого цвета (кобальт) - B=65.1
   правее и чуть выше от неё, малиновый цвет (краплак) - B=58.5
   ещё правее и выше, на локусе, оранжевый цвет (кадмий) - тоже B=58.5
   выше, краска поярче, тоже кадмий - жёлтый B=93.4
   ещё выше, на локусе - жёлто-зелёный цвет B=76.5
Яркой краски такого цвета я не знаю, но её можно составить, взяв марганцевую зелёную и смешав её с кадмием жёлтым тёмным или, ещё лучше, с охрой золотистой. Она потому и называется золотистой, что имеет в разбеле жёлтый цвет. Попросту, нам нужны для смеси непрозрачная ярко-зелёная и, модулирующая цвет в сторону желтизны, прозрачная жёлтая краска.
   Обратимся теперь к сине зелёным цветам, здесь пошли уже тёмные краски ( с яркостью менее 50%):
   слева от центра диаграммы - берлинская лазурь B=41.6
   ниже её - кобальт синий спектральный тоже B=41.6
   внизу на локусе, на отметке 460нм - ультрамарин (куда же без него?), B=41.6 - ах, какая тёмная краска, но прозрачная, и с пологой спектральной характеристикой, заходящей и в зелёную часть спектра. Для модуляции цвета в синюю сторону ультрамарин хорош. Также как и прозрачная изумрудно зелёная, модулирующая цвет "под себя". В смеси с марганцевой зелёной она сужает спектр яркой краски, создавая насыщенные малахитовые и изумрудные цвета.
   Яркость идеальной изумрудной зелёной по нашей классификации - B=35.0, в действительности она темнее (прозрачная краска). В сочетании с ультрамарином позволяет создавать насыщенные "морские" оттенки. Если ищите сине-зелёный цвет, не обязательно смешивать изумрудно зелёную и ультрамарин сразу с белилами. Про кобальт синий и церелиум не забывайте. И марганцевая зелёная может подойти.

   СМЕШЕНИЕ КРАСОК И МОДУЛЯЦИЯ ЦВЕТА

   ОБЩЕЕ ПРАВИЛО. Чтобы получился насыщенный цвет, и не получилось грязи, не смешивайте далёкие цвета, пользуйтесь в смесях соседями по диаграмме цветности.
   Если вы пойдёте на первую статью под названием "Цвет", то вы увидите там так называемый Граф цветов, играющий в рассуждениях о смешении красок ту же роль, что и диаграмма цветности.

   ПРАВИЛА МОДУЛЯЦИИ ЦВЕТА. Модуляцией цвета называется изменение его оттенка в сторону тёплых или холодных цветов, в сторону большей белильности или большей насыщенности. Рассмотрим пример:
  Возьмём охру красную. Тёмная красно-коричневая краска.
  Какого цвета? На диаграмме цветов она находится пониже линии, соединяющей оранжевый и малиновый цвета. Вон, на верхней диаграмме - овальный значок недалеко от локуса левее отметки 600.
  Тёмная краска, будем для повышения яркости разбеливать её. Куда пойдёт цвет? По прямой, в сторону белил мы его тащим.
   Но в этом движении в сторону белил мы можем тащить наш цвет ещё и в сторону от его траектории, вправо или влево. Оранжевый кадмий несколько позади, его мы использовать не будем, а вот кадмий жёлтый по правую руку, и краплак, совсем близко - по левую руку. Можем модулировать цвет - добавляя в смесь небольшое количество краски ведущий влево, или ведущей вправо, мы можем делать с цветом, что хотим.
   Итак, выбираем краску достаточно насыщенного цвета, "тащим" её путём смешения в сторону более яркого цвета (обычно, в сторону белил), и при этом модулируем цвет, изменяя направление движения цвета.
   В конце, если тон получился слишком яркий, то затемняем его. Добавление персиковой чёрной цвет не меняет. Но не переусердствуйте с чёрной. Можно быть осторожным и добавить не чёрную, а более тёмную краску, подходящего цвета, умбру например.
   

    РАЗБИРАЕМ КАРТИНУ НА ЦВЕТА

   Итак, после всех этих предварительных обсуждений, приступим. Посмотрим, какие краски и какие цвета использует художник, работая на пленэре.
   Этюд художника Анатолия Власова "Белозерье" я взял отсюда -
http://www.stihi.ru/2013/02/14/12196
   Прежде всего полюбуйтесь, как светятся облака. Башня освещена сзади, и тень от неё, и отражение её, идут прямо на нас. Насколько контрастна зелень. На переднем плане не то - растительность, не то - ваза синего стекла с прозрачной водой и букетом цветов в ней. Так мне показалось, это - моё личное восприятие. Хотя, откуда на пленэре ваза? И другим так не кажется - я спросил, и мне сказали, что нет. Но не суть важно. Важны средние и дальние планы и небо.

   Разумеется, фотографирование картины и воспроизведение её на мониторе несколько изменяет цвета, но не настолько, чтобы нельзя было разобраться в цветах, например, тёмных тонов. Иногда эти тона настолько темны, что глаз на экране монитора не очень различает их в контрасте с яркими цветами.
   Между тем цветовой контраст в живописи очень важен, и численно любой цвет, даже очень тёмного тона, мы из фотографии можем извлечь.

   Войдём в программу Paint, слева поместим диаграмму цветов идеальных красок ( её можно взять отсюда https://yadi.sk/i/w98-bB3SktyzH ), а справа поместим фотографию этюда.
   Начертим серым цветом овал и, копируя его, расположим под этюдом ряд таких овалов. Скопируем в них с помощью пипетки и устройства заливки интересующие нас цвета с этюда:
   На иллюстрации, в левом столбце овалов, светлые цвета взяты с неба.
   Последняя светлая - мазок зелени у берега с переднего плана.
   Далее тёмная и более тёмная изумрудная зелень - деревья вдали.
   Последние 2 цвета - порыжелые цвета на башне, центр и левый нижний её угол.
   Второй столбец овалов. Сверху - освещённая жёлтая травка слева от башни.
   Ниже, тёмный тон - кровля башни, по центру в тени.
   Далее идёт голубая палитра воды и синие мазки в левой части этюда.
   Почти чёрный тон - кромка берега у башни над синей водой.
   Далее идут коричнево розовые тона того, что мне показалось цветами.
   Последний тон оттуда же, от очень тёмной листвы.

   Что делаем дальше? Сокращаем окно программы Paint в пол-экрана, а на другой половине экрана запускаем Турбо Бейсик. Окно маленькое, оно целиком помещается. В Турбо Бейсике запускаем программу CIE3 - расчёт координат цвета на цветовой диаграмме. Программа печатает знак вопроса и предлагает ввести координаты цвета B G R, которые мы узнаём от программы Paint.
   Берём последовательно пипеткой цвета из каждого овала, переходим в режим Палитра - Изменить палитру - Определить цвет, и узнаём значения B G R каждого цвета. Их через пробел и вводим.
   Например, для голубенького неба (второй сверху тон) узнаём B=227 G=247 R=194,
вводим строку 227 247 194 и получаем X=.310 Y=.348 B=91.3 то есть, те координаты цвета и значение яркости тона, которые я привёл около голубенького овала.
   Нанесём значок этого цвета на диаграмму, по его координатам XY, в виде маленького серого овала. Видите этот овал на диаграмме - левее белил на пути к цвету целелиума? Смешением этих цветов, белил и церелиума, голубенький наш цвет и получается. Ну, может быть, тон и затемнён чуть, всё же 91%, а не 98%, как у белил - самое яркое место на этюде.

   И так мы поступим со всеми цветами. Только тёмные цвета, яркость которых менее 50%, мы будем наносить на диаграмму не серыми овалами, а чёрными.
   Верхняя жёлтая травка из второго столбца попала посередине между белилами и лимонным кадмием. Так, смешивая эти краски, цвет жёлтенькой травки можно получить.
   Посмотрим на рыжие тона на башне - два тона в овалах снизу первого столбца. Тёмный тон - охра красная, мы о ней уже говорили. Второй тон, менее тёмный, сдвинут относительно цвета первого не в строну белил, а в сторону кадмиев лимонного и жёлтого, как раз где-то здесь цвет обыкновенной охры лежит. Может быть, это она и есть. Но с помощью кадмиев можно сделать тон и поярче.
   Посмотрим теперь на коричнево-разовые цвета того, что мне показалось букетом. Все овалы - два светлых, и три - тёмных тонов, дружно легли чуть выше и левее краплака  (их группировка показана белыми линиями). Но краплак - тёмная прозрачная краска, ей нужна светлая основа. Белила и кобальт фиолетовый светлый - невдалеке, кадмий оранжевый - справа вверху, ну и краплак опять же, так нужный цвет и получается. Вариаций для его получения много.
   Кстати, то, что цвета легли на диаграмму тесной обособленной группой, указывает на то, что художник работал над этим фрагментом этюда одномоментно, не отрываясь от палитры. Получил в смешении красок подходящий цвет, и варьировал его, выписывая детали.

   ОЦЕНКА ОБЩЕГО КОЛОРИТА

   Прежде всего отметим, что цветовая палитра этюда - широкая и многоцветная. Присутствуют красные, зелёные, синие и пурпурные цвета. И они не просто присутствуют, цвета эти широко распределены по диаграмме. И они были бы распределены ещё более широко, но фотография и монитор сужают цветопередачу, задвигая цвета внутрь треугольника, образованного тремя цветами монитора - треугольник этот показан на диаграмме.

   Отметим ещё один интересный факт - среди тёмных тонов нет чёрных или тёмно серых, все тёмные тона по цвету значительно насыщеннее светлых. Вы видите, что светлые овалы, изображающие светлые тона, располагаются по центру диаграммы, вокруг белил, а тёмные тона, изображённые тёмными овалами, окружают светлые тона по периферии цветовой палитры.
   Есть два объяснения этому факту. Первое объяснение - естественное. В условиях взаимного рефлекса тени всегда оказываются более насыщенными по цвету.
   Например, в лесу, в тени, трава имеет более насыщенный зелёный цвет, чем листва, освещенная солнцем. И в самом деле, трава в тени не только сама зелёная, но и освещается не солнцем, и не белыми облаками, а источниками зелёного освещения, имея над собой ярус яркой зелёной листвы. И если цвет листвы, освещённой солнцем, мы постараемся передать марганцевой зелёной краской, то создавая насыщенный зелёный мы можем добавить к яркой зелёной краске прозрачную изумрудно-зелёную, сузив спектр, и сделав зелёный цвет более насыщенным.
   А, вы говорите, что и голубое небо сквозь яркую зелёную листву на траву светит? Добавьте берлинскую лазурь.
   Не только взаимный рефлекс, но и прозрачные предметы демонстрируют бОльшую насыщенность тёмных тонов. Чай в стакане, вино в бокале - чем тон темнее, тем цвет насыщенней.

   Второе объяснение - чисто художественное. Утрирование дополнительных цветов тёмных тонов с целью получить на цветовом контрасте впечатление большей яркости светлых тонов.
   Вы видите на этюде тёмную зелень цвета ультрамарин? Так это как раз потому.
   Как вы думаете, тень на крыше башни какого цвета? Чёрная? Коричневая? Нет, она лиловая. В цветовом контрасте к солнечному свету и жёлто-зелёным облакам. Даже здания за стеной монастыря не чёрные, а ещё более лиловые, прямо цвета X=.3 Y=.15 и хоть по яркости они очень черны, но компьютер лиловый нюанс численно отметил. Отметит его и зритель, если будет разглядывать не изображение на экране монитора, а сам этюд в естественном дневном свете.

   ОЦЕНКА КОЛОРИТА ДРУГОЙ КАРТИНЫ

   Взгляните на фрагмент другой цветовой диаграммы, в нижней части рисунка к статье.
  Описанным выше способом на диаграмме представлены цвета красок с иллюстрации картины И.Левитана "Вечерний звон". Вы прекрасно помните эту картину. Зелень, в лучах солнца кажущаяся оранжевой, бледное закатное небо с розоватыми и желтоватыми облачками, тёмная вода. Белые стены и их отражение.
   Палитра цветов не так широка,как в предыдущем примере, и тёмные тона не далеко уходят от белил.
   Все светлые тона смещены в зону жёлтых и оранжевых цветов. Голубые тона или тёмные, или белильные.
   Все тёмные тона смещены в сине-пурпурную часть диаграммы, создавая цветовой контраст жёлто-оранжевому колориту светлых тонов.

 ЯРУС ТЁМНЫХ ТОНОВ

   Говоря о цвете на диаграмме, мы с вами всё время соотносили цвет с цветами красок светлых, ярких тонов. С одной стороны это правильно - чтобы затемнить смесь, достаточно добавить в неё персиковую чёрную или другую краску тёмного тона. Тогда как для того, чтобы осветлить тон, просто белилами не отделаешься - белила не только осветляют тон, но и "тащат" цвет в свою сторону, делая его менее насыщенным, и более белильным. И вслед за разбелом приходится снова цвет тона подправлять, модулируя его яркими красками.

   Для получения тёмных тонов иногда более удобно бывает использовать изначально тёмные краски, сразу опустившись на "ярус тёмных тонов". Таких красок больше, чем ярких. Ярус тёмных тонов мы можем вообразить как некий слой, лежащий ниже поверхности цветовой диаграммы и объединяющий тона меньшей яркости, чем те, которые имеет диаграмма цвета. У нас получается уже не плоская диаграмма, а цветовое тело (о нём см. первую статью - "Цвет"). Смешивая краски, мы "гуляем внутри цветового треугольника, образованного ими (если посмотреть со стороны поверхности), но не только это - подбирая тон, мы подбираем и его яркость, "ныряя" вглубь цветового тела, или "выплывая" на его поверхность.
   В принципе, для создания нужного тона нужно не менее 4-х красок. Две из них, обычно - имеющие близкие тона насыщенного цвета, но разного (более тёплого или более холодного) оттенка, плюс к ним третья, более яркая краска (обычно белила). Четвёртая, тёмная краска, уменьшает яркость смеси.
   
   Точно то же происходит, если мы пользуемся тонами тёмных красок. Нужно только хорошо представлять себе, где эти тона находятся.
   Под линией, соединяющей марганцевую зелёную и церелиум, находятся более тёмные кобальты - зелёный, и зелёный холодный.
   Под ярким болотно-зелёным тоном, который мы пытались изобразить, смешивая марганцевую зелёную и золотистую охру, находится волоконсит - краска как раз такого болотистого цвета, но относительно тёмного тона.
   Наиболее близко к белилам находится достаточно тёмная краска нейтрального по цвету тона - умбра натуральная. Её обычно используют для составления серых тонов.
   Под жёлто-оранжевой и красно-пурпурной областями диаграммы находятся коричневые краски разнообразных цветов и свойств. Свойств по части прозрачности - непрозрачности, но есть и другие нюансы.

   Для того, чтобы со всеми этими нюансами познакомиться, для того, чтобы самому для себя определить, к какому цвету скорее всего эту краску можно отнести, в каком месте она находится на диаграмме цветов, как ведёт себя в смесях со своими соседями по диаграмме - для всего этого нужна значительная практически экспериментальная работа, и я советую вам проделать её, и в чем большем объёме - тем лучше. Работа состоит в получении проб разбелов, имитаций цвета одних красок смесями других, в постановке натюрмортов с предметами близких цветов, но имеющих различную фактуру поверхности.
   Художники прекрасно знают значение подобной работы, но я обращаюсь к начинающим.
   Пробы красок и смесей можно делать не только на белом фоне. Хорошо подходит чёрная обёрточная бумага.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Я думаю, вам было интересно наше совместное исследование. Мы проникли на "кухню" на которой, колдуя с красками, создают свои картины художники. Они-то знают, как получать тот или иной цвет. Каких эффектов можно достичь, смешивая краски.
   Теперь об этом кое-что знаем и мы.

   Благодарю за внимание.

============
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
там вы найдёте и ссылки на источники в интернете

"Цвет" http://www.stihi.ru/2015/12/03/10600

"Цвета идеальных красок на CIE XY диаграмме"
http://www.proza.ru/2015/12/07/1717