Призрак убитого купца

Сергей Карпеев 3
На старом Казанском тракте от Петьял и до Озерок  были густые и непроходимые леса, лихоманные чащи и глубокие овраги. Купцы, крестьяне, служилые люди и мелкие ремесленники на свой страх и риск водили обозы в Марийский край по этому большаку, и всегда старались засветло пройти эти опасные края. И не зря, водились в местных чащах лихие лесные разбойники, которые стерегли эту дорогу,  и ловили запоздалого или одинокого возницу, что осмелился пуститься в путь.

Часто обозы ждали друг друга по нескольку дней, чтобы в одиночку не идти по этому тракту, а идти большим караваном, ибо тогда больше шансов, что злодеи не посмеют напасть и  отнять добро.

Но однажды один богатый купец очень торопился по торговому делу в Казань, у него не было времени ждать большой караван, который медленно тащился от Царевококшайска, и вот он, на ночь глядя, решился отправиться в путь  через  Кленовогорские леса. Видно торговые дела были настолько  важны или прибыльны, что рискнул он только с одним приказчиком ехать через опасные чащи.

Всё бы, может, обошлось, но он покормил уставших лошадей в деревне Большое Шигаково на одном постоялом дворе. А рядом с этим езжалым двором по соседству жил один мужичок – соглядатай разбойничьей шайки, которая промышляла на Казанской дороге.  Жил он тут давно, занимался нехитрым крестьянским хозяйством, но никто из односельчан даже не ведал, что по ночам он занимается разбойным промыслом.

Мужик увидел богато одетого купца, заметил его дорогие украшения и одежды, проведал, что тот готовит лошадей для дороги – и сразу бегом огородами и оврагами в глухой лес, где у него на заимке пасся конь. Тут же без седла мчался он к потайному оврагу в самую лесную крепь, где отсиживались лихие люди, и сообщил им, что в ночь по Тракту поедет богатый гость, у которого есть чем поживиться.

 Как стемнело – разбойники по тайным тропам  уже добрались до Казанской дороги и стали в засаде ждать, пока купеческая повозка проедет  Лушмарский мост и заедет в таежную глухомань. Ждать пришлось немного – страшный посвист пронесся по лесным весям, подрубленная сосна с шумом упала поперек большака, и тут же  из-за кустов и буреломника налетели лихие грабители.
Приказчик бросил поводья и успел убежать в лесную чащу, а купца повалили на землю и несколько раз ударили большим кистенем. Он весь окровавленный, с пробитой головой, попытался было привстать, но один из разбойников добил его ударом ножа в шею.

Хоть дело было ночное, но разбойники торопились разделить награбленное. Тому соглядатаю, кто навел разбойников на жертву, давалось право первым взять себе что-то из добычи – а у того купца был дорогой золотой перстень с редким самоцветом. Шигаковский мужик и выбрал эту драгоценность, остальные разбойники  разделили лошадей, деньги и одежду купца. Всё уже было растащено, но дорогого перстня с купеческого пальца снять так и не смогли, как ни старались! Тогда этот мужик ударом топора отсек мертвецу палец, а уже потом снял с него саму драгоценность. Лошадей с повозкой увели  и спрятали в потайные дебри, а чтобы скрыть преступление – труп купца привязали к дубовой колоде и бросили в лежащую рядом Голубую старицу. Всё было шито-крыто, и концы в воду.

Под утро, такими же тайными тропами и огородами вернулся тот лихоимец в свой дом, и как ни в чем не бывало, лег спать. Днем, как и все сельчане, занялся он обычными крестьянскими делами, чтобы никто из соседей не заподозрил его в ночном грабеже.  Однако в первую же ночь стало твориться с ним что-то необыкновенное. Стоило ему уснуть, как в окошко кто-то тихонько постучал – мужик сперва подумал, мол, свои ночные друзья зовут его на  новое дело, или кто из соседей зовет! Но стоило ему глянуть в окно, как внутри него всё похолодело – за стеклом увидел он знакомую окровавленную руку с отрубленным пальцем, а потом и самого купца. Мертвец в летних сумерках выглядел страшным призраком, на голове у него запеклись потоки крови, а один глаз зиял пустотой.               
- Сгинь с глаз, нечистый! – прошептал, крестясь и трясясь от страха, мужик.
- Верни перстень! – тихо, но внятно произнёс мертвец, его рот был скривлен предсмертным криком, а единственный зрак, не мигая, и жёстко взирал на разбойника.

Мужик ущипнул себя, думая, что это ему снится – стук в окно снова повторился, окровавленная беспалая рука напоминала про себя!
- Иди в своё логово! Зачем вам, призракам, украшения? – решился, наконец,  спросить мужик.
- Верни перстень! – повторил купец, - А то покоя не дам!

Так продолжалось до рассвета, и только багрянец заиграл в небесах, как мертвец исчез, словно болотный туман.
Повторилось это и в следующую ночь. Вновь явился призрак, и стал требовать своё добро – зла никакого разбойнику он не делал, но покоя и сна лишил!
Весь следующий день мужик был сам не свой – никакое дело не шло, еда и питьё были не в радость, а тело ломило от усталости и недосыпа.
И на третью ночь явился к нему купец, также постучал в стекло изуродованной рукой, и повторил свою просьбу! Мужика словно лихорадка охватила, прошиб пот, напал трясун, что и сказать-то ничего не может!
Наконец, дрожа и крестясь, поклялся он, что вернет ему перстень, а его самого вытащит из озера и похоронит по-христьянски, чтобы душа его упокоилась.
После той клятвы мертвец пропал, а разбойник смог впервые за три дня спокойно уснуть.
На следующий день запряг мужик лошадь в телегу, и как бы за дровами, отправился  по Тракту в лес. Он достал из озера тело того купца и похоронил его на берегу Илети, а в могилу ему положил тот злосчастный перстень.
С того времени  перестал ему являться  по ночам призрак, но и сам мужик очень изменился,  продал он своё хозяйство в Шигаково и бросил разбойничье ремесло. Потом уехал он в другие края, но никто точно не знал, куда он уехал.
Были слухи, что ушёл он послушником  в монастырь, кто-то говорил, что организовал он богадельню для нищих и сирых людей, много чего люди говорили… 
Только в одном народная молва права, что на чужой беде и крови собственное счастье не обретешь.
               
(картина  С.Кириллова  -  "Лесные разбойники"  -  смотрите  внимательнее - в лесу прячутся разбойники!!!)