Богине Астхик. Ипостась Анахит

Эдгар Мирзоян
Богине Астхик – Ипостась Анахит

Великая Звезда, дарующая Жизнь!
Своим ты жаром все вкруг обжигаешь.
Любовь к Прекрасному во мраке проявляешь
И дымкой тайною Ты оттеняешь синь.
 
Лучом, снизошедшая  в облике Девы,
Чудесной и хрупкой, как утра рассвет!
Во Цвете Светила, слагая напевы,
Любуясь Тобой, все ликуют во след.
Тончайшим виссоном от мира укрывшись,
Стыдливо и кротко от алчущих взглядов,
Сменяешь Ты вечностью сотни нарядов,
Красою природною к людям явившись!
Не видеть, увы им, тщедушным и смертным
Ни Мощь, ни Величие Грозной Богини,
Не ведать им страждущим Вечной Твердыни,
Себя утешая лишь разумом блеклым.
 
Священным сердцем, освятивший Путь,
Кто в Духе светлом, Мыслью властен,
Закон, принявший, станет непричастен,
Тот сможет уловить Божественную Суть! 
 
 
12/XII 2015. Ереван


Примечание:

Анахите тождественна как вавилонская Иштар, так и финикийско-сиро-армянская Астхик (Ашторет). В Армении Богиня Астхик символизировала собой не только Божественную Любовь – Силу Творящую, но и Воду – Первичную Материю. Теми же атрибутами наделена была и Анахит, которая почиталась в качестве Матери всего сущего. Кроме всего прочего, Анахита и в Иране, и в Армении покровительствовала Тайной Мудрости, как и Нанэ. Эзотерически она являла собой принцип Буддхи, т.е. Духовной Души или Великой Софии у ранних гностиков . Это одно из тайных значений Анахит, относящееся как к Макрокосму, так и к Микрокосму.
Из планет Анахит соответствовали сразу две: Луна , как символ Астральный и Венера, как символ Духовный. В Армении планета Венера (Арусяк), соответствовала Анахит в ее ипостаси Астхик, которая при этом оставалась самостоя-тельной Богиней, как Афродита или Венера.
Важно отметить, что в своем высшем эзотерическом аспекте Анахит, а впоследствии Анахит-Астхик, олицетворяла Акашу, тончайшую духовную материю, пронизывающую все космическое Пространство. В низшем аспекте эти две Богини олицетворяли Астральный Свет. По-видимому, армянская Астхик могла являть собой низший аспект Анахит, только для тех, кто почитал ее в качестве Богини чувственности и плотской любви. На это указывает тайная связь Анахит-Астхик с Вахагном, где Вахагни представляет Высший Манас или, в другом варианте – Низший Манас. Однако в своем тайном значении Астхик была той же Великой Матерью, кокою была Иштар – Царица Ниневии, Кибела Каппадокийская и Астарта Сирийская. 
В армянской форме авестийского Учения, из более ранней вавилоно-ассиро-халдейской традиции были заимствованы имена таких Богов, как Баал-Шаммаш (Бог одновременно Солнца и Луны, заимствованный армянами у сирийцев), Астхик-Иштар, Нанэ-Нинанна. Несмотря на тот факт, что Богине Астхик-Иштар с древнейших времен поклонялись, как самостоятельной Богине, Астхик являлась также покровительницей Божественной Любви Эроса, и восходила к очень древней Теогонии. Был период, когда она была той же, что и Анахит, и только в Тароне сохранялись прежние древние Мистерии Астхик и Ара-Таммуза, а также Астхик и Вахагни, в храмовом комплексе Яшт-и-Шат  (позд. Аштишат), что в переводе означает Многожертвенный. Именно факт тождественности между Астхик и Анахит проливает свет на некоторые аспекты астролатрического культа у древних армян.
Армянская ипостась Афины и одновременно Гестии Нанэ также обладала Священным Покровом, который никто из смертных не смел приподнять. Отсюда и эпитет Нанэ – Целомудренная. Целомудренность представляла собой, в первую очередь, Божественную Тайну, скрытую под покровом Майи или Иллюзии. Все эти эпитеты в древности были равноценными, и один не мог существовать без другого. В связи с этим, следует вспомнить древнее армянское предание о происхождении долины Муш в Туроберане, где также были расположены храмовые комплексы Астхик. Топоним Муш происходит от армянского мшуш, что в переводе означает туман. Согласно преданию прекрасная Астхик, обнажаясь перед омовением в окрестных озерах покрывала ту-манной пеленой всю долину, дабы никто из смертных не видел ее наготы. Истинное значение наготы Астхик связано с Великой Тайной Мироздания – той Реальностью, которая вечно скрыта под покровом Иллюзии.   
Таким образом, мы видим, что главными архетипами и для Анахиты, и для Астхик, и для Нанэ, были как Спента Армаита, так и Аша (Арта) Вахишта. Все эти Богини были образами единой творческой Материальной Основы и Силы (Шакти) своего Позитивного (Мужского) начала. Все они бы-ли слиты как в Спента Майна – Святом Духе (Женском начале Вселенной), соответствующем Ахура-Мазде, так и в Спент Армаиту (Матери форм).

Э. А. Мирзоян. "Мистерии Древней Армении", гл. V. "МИСТЕРИИ АНАХИТ И ИХ МНОГООБРАЗИЕ. Ардви Сура Анахита и ее Ипостаси Нанэ-Нинанна и Астхик Вкратце о Святом Духе Авесты".