Я не умею осторожно жить

Туора
.
                с. Гордино – пос. Афанасьево, Кировская обл., 24.04.2013; +6 °C

                день 25-й, авто – 40 (318)км, пешком – 4 (45) км, всего – 364 км

 

«…весь горизонт остался за спиною
я не умею осторожно жить…» (с)

 

МКК – это маршрутно-квалификационная комиссия, состоящая из опытных туристов-спортсменов. Они рассматривают заявки на маршруты походов различных категорий сложности. Когда документы утверждены комиссией, последняя совместно с контрольно-спасательной службой в районе заявленного путешествия контролирует прохождение маршрута. Я входил в областную МКК. Надо отметить, что в ней практически формально занимались только оформлением документов. А «Правилами проведения спортивных путешествий на территории СССР» предусматривалась и проверка заявляемых походов и на местности.

Это был мой «конёк». И, когда на проверку заявочные документы направлялись секретарём мне, туристы знали, что их ждёт так называемый контрольный выход. А кто такие туристы, готовящиеся, допустим, в 10-дневный поход на майские праздники? Это или студенты, или ребята с заводов и прочих организаций. Занятые люди. А тут ещё надо время на контрольный поход. Да не просто поход на 1-2 дня, а с проверкой всего снаряжения, что будут брать в горы. И только после такого выхода председателем ОМКК будут подписаны документы на настоящее путешествие.

Я обожал контрольные проверки. Никогда не планировал сложности, препятствия и задания, которые ожидают экзаменуемых. Всё решал на местности экспромтом. Вот таких проверочных походов туристы побаивались, но с нетерпением ожидали. Слухи, что поход будет неординарным да посложнее самого будущего путешествия были не напрасными. И ребята знали, что без приключений не обойдётся. Даже сейчас, спустя более чем три десятка лет, встречаясь со старичками-туристами, они припоминают такие подробности контрольных выходов, о которых я уже и позабыл.

Расскажу об одном из них. Начало ноября. Уже по ночам выпадал первый снег. Группа студентов под руководством Коробейникова Андрея заявила маршрут на лыжах на Северный Урал. Что заведомо туристам мною было сообщено, это место встречи и то, что поход будет суточным, без ночёвки в палатках (унесло будто бы их лавиной). Сбор в 21 час на ж.д. вокзале. С собою всё горное и туристское снаряжение, кроме лыж. И все участники без исключения. Строгость проверки туристы знали и вышли все до одного – девять человек.

Электричкой выехали за город.  Первое задание лёгкое: выйти в темноте к реке Иж. Часа за полтора пришли на правый берег. Костёр, ужин… А я ещё не знал, что ребятам такого оригинального придумать, чтоб и сложно, и неординарно было. Второе задание: разведка местности. Туристы по 2-3 человека уходят по разным направлениям, возвращаются со словесными описаниями и в оговоренное контрольное время. Это несложно даже ночью. А я всё думаю, чтобы этакого оригинального им предложить. Даю время на передышку до трёх ночи. В это время назначаю общий сбор в полном «боевом состоянии».

Туристы всё гадают, что же им предстоит сделать, к каким трудностям надо быть готовым, но на моём лице никаких эмоций. Они-то не знают, что я ещё ничего не придумал. Прилёг на спальник, подстелив хвойные лапы. И, на грани засыпания, меня осеняет…

Ровно в три часа ночи в полной тьме собираются у костра все 10 человек. Даю вводные: группа в горах попала под камнепад, у командира переломаны обе ноги ниже колена, ещё у двоих сотрясение мозга. Аварийный сход с маршрута по запасному варианту. Туристы идут днём и ночью, пытаясь как можно быстрее дойти до населёнки. Возможно развитие гангрены у руководителя. Группа ночью вышла к горной реке, надо организовать качественную и безопасную переправу на левый берег реки Иж. Время пошло!..

Небольшое совещание и ребята принимают решение переправляться вплавь. Ширина реки около 20 метров, на другом берегу не за что привязать основную альпинистскую верёвку, чтобы организовать воздушную переправу. Да и непросто «раненного» командира таким образом протаскивать по верёвке. А как будет плыть сам руководитель, если ему тут же наложили на обе ноги шины, и он может только привстать из лежачего положения? Костерили, конечно, про себя «любителя приключений» в моём лице. А работу надо выполнять, иначе Иванов в горы не выпустит.

Начали строить плот. А не так-то это просто даже днём. Были бы надувные троллейбусные камеры, допустим, которые туристы берут на майские праздники для постройки плота, сплавляясь по горным рекам. А нет их. Только сухие деревья, которыми завален правый берег реки. Маленький плот не построишь, так как он просядет под тяжестью пострадавшего. Надо делать побольше размером, а чем связывать брёвна?

Мне было интересно наблюдать за туристами, за их поведением и действиями…

Уже светало, когда плотик спускали на воду. Андрей пытался сам доковылять и умоститься на рюкзаки на бревенчатом плоту. Пришлось ему напомнить, что обе ноги у него сломаны. И сам он почти без сознания от боли.

Б-р-р-р!!! Вода ледяная, поздняя осень уже. Но и мне пришлось лезть в воду. Поплыли, толкая плот, к другому берегу. Плот притопился под тяжестью человека, и Андрей был мокрый по пояс. Выволокли пострадавшего на берег. Ребята опять погнали плот обратно, чтобы перевезти рюкзаки.

Другая часть группы развела большой костёр для просушки.  Командиру позволено было снять обе шины и «выздороветь». Позавтракали и ушли буреломом по  нехоженному Кенскому лесу азимутом на дорогу, где можно было уехать в Ижевск автобусом. Отсыпались уже дома…

Вернусь к сегодняшнему дню. Речка Ердва, где мы ночевали, мне не понравилась. Вода мутная и какого-то непонятно-рыжего цвета. Вероятно, здесь «залежи красной глины». Местные называют речку Ёрдва. На карте через букву «Е». И, как оно переводится, можно только догадываться. Местные  в ответ по названию только руками разводили.

А я долго разводил огонь под вечерним дождиком. Капало всю ночь, поэтому утром мы не стали терять время на приготовление еды и пошли стопить на трассу. Удача нас не покидала, но на сей раз она была в виде трактора К-700 с прицепом. Я со Стешкой в кабине, а Найде достался плацкарт на брезенте в прицепе. Только пристегнуть её поводок  пришлось карабином к борту. Проехали так мы часа три и выгрузились у маленького мостика после посёлка Афанасьево. Приличной величины населённый пункт, кажется даже райцентр. Ушли от дороги в лес по ручью. На этот раз место оказалось более живописным, даже в дождь, который всё усиливался.

 

28.04.2013

http://avantyra.ru/?p=3847