ДУША И ТЕЛО

Вера Бездомная
Из творений архимандрита Иоанна Крестьянкина.

 Душа творилась вместе с телом, а не отдельно друг от друга.
То, что душа и тело при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз.
 Если бы, по его мнению, душа не была связана с телом и не должна бы обуздывать страсти и укрощать греховные порывы тела, а только была бы носительницей в себе частицы Божества, она могла бы возгордиться и превознестись своим достоинством. Но будучи непосредственно связанной с телом, перенося все житейские тяготы, болезни и искушения вместе с ним и в тоже время являясь носительницей образа Божия, она понуждает и тело стремиться ко всему чистому и божественному.
"Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас,-говорит святитель Григорий Богослов, - чтобы в борьбе и в брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу,.. Чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны".
 Душа-сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью его), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность "командовать" телом, руководить действиями тела.
 Дух подсказывает душе, а душа уже "приказывает" тем или иным органам тела действовать в определенном направлении.