Память Святителя Николая Чудотворца

Екатерина Грузкова
19 декабря Православная церковь чтит память великого Угодника Божия Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.
Святитель Николай – один из самых любимых и почитаемых святых на нашей земле. Это греческий святой. Он родился в III веке в г. Патары в Малой Азии. Место его служения и упокоения – Миры Ликийские (развалины этого города  расположены примерно в 2,5 км от современного города Демре в Турции).  А нетленные мощи его находятся в Италии в г. Бари, и вот уже почти 1700 лет источают целебное благоуханное миро – так Господь прославил Своего Угодника Святителя Николая.
  Но на Руси святителя Николая за его милосердие и скорую помощь православный народ так полюбил, что Святитель  стал подлинно русским святым. История нашего государства хранит множество  святых памятных мест, связанных с заступничеством и помощью  Николая Чудотворца.  Одним из первых примеров чудесной помощи Святителя на Руси является защита города Можайска (московское  княжество).  Ордынскому отряду, осадившему Можайск, среди ночи явился в небе Святитель Николай с мечом в одной руке и с храмом — в другой. Вид Святителя был так грозен, что неприятель в страхе бежал. В память об этом событии был изготовлен резной образ Николы Можайского (XIV в.), который стал чудотворным и много раз прославился.  Например,  в Симбирской губернии в селе Промзино на горе, которую называют теперь Николина гора.  В образе  Николы Можайского явился Святитель перед огромным войском агарян, которых это видение обратило в паническое бегство.
И ещё много раз защищал Святитель по горячим молитвам к нему наше Отечество от нашествия  врагов. И история  Николо-Угрешского монастыря тоже напоминает о заступничестве Святителя Николая.
Не менее удивительна история московского храма Николая Чудотворца в Подкопаях, которая была записана со слов архимандрита Ксенофонта  из Оптиной пустыни духовным  писателем Сергеем Нилусом. Один богатый купец, бывший церковным старостой, ежедневно читал в храме акафист Николаю Чудотворцу.  Случилось так, что купец разорился. Тогда обратился он с горячей молитвой к Святителю. В ответ на это от  иконы Николая Чудотворца  он услышал голос, повелевающий купцу сделать подкоп в храм и снять ризу с его иконы, чтобы она помогла ему вернуть благополучие. Купец  был поражён этим чудом  и отказывался, но потом так и поступил. Когда же материальные трудности купца разрешились,  он сделал новую ризу для иконы Святителя Николая. Только тогда все заметили отсутствие золотой ризы на иконе, а до этого даже священник не видел её отсутствия. А церковь с тех пор стали называть Подкопаевской или храм Николы-Подкопая в Подкопаевом переулке в Москве.
Но Святитель Николай не только скорый помощник.  Он строго наказывает тех, кто относится к святыне без благоговения. В 1956 году в Куйбышеве  произошло событие, известное как  чудо стояния Зои, которое  стало уроком многим. Это случилось во время Рождественского поста накануне Нового года.  Работница трубного завода Зоя, несмотря на протесты верующей матери,  решила с друзьями встретить Новый год.  Зоин жених Николай где-то задержался.  Когда молодые люди стали танцевать, то оставшаяся без пары Зоя сняла с божницы икону святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой».  На попытку подруги отговорить её  от такой   выходки Зоя дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» Когда она  пошла по кругу с иконой, то в комнате со  страшным шумом и молниями поднялся вихрь.  Зоя окаменела с прижатой к груди иконой Святителя.  Эту историю я слышала от своего дедушки, бывшего тогда настоятелем  христорождественского храма в Ульяновской области.  Он ездил в Куйбышев с Павлом Осиповичем Карасёвым, старостой храма, по своим делам.  Подойти поближе к  дому  им не удалось. Безбожная власть никого  не подпускала к дому.  Но улицы были переполнены людьми.
  Это событие в том числе урок и безбожникам. Каждый сам выбирает, верить ему или нет, но  святыню нельзя трогать, иначе последует наказание.
По примеру Святителя, вся земная жизнь которого  была  «Правилом Веры и образом кротости»,   учились наши предки  смирению и любви к Богу и ближнему.   Можно много говорить о том, что можно есть в пост, но если мы ближнего своего не прощаем, «поедом едим», то какой же это пост? Помоги нам, Святителю отче Николае,  с чистым сердцем, в котором нет обиды, которое умеет прощать, встретить светлый радостный праздник Рождества Христова!