Роман Война и мир. Оправдание Андрея Болконского

Волков Северный
«Л.И.Волконской
Ясная поляна 1865г 3мая
Очень рад, любезная княгиня, тому случаю который заставил вас вспомнить обо мне, и в доказательство того спешу сделать для вас невозможное, то есть ответить на ваш вопрос. Андрей Болконский – никто, как и всякое лицо романиста, а не писателя личности или мемуаров...
Я постараюсь сказать, кто такой Андрей. В Аустерлицком сражении... мне нужно было, чтобы был убит блестящий молодой человек, в  дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с его дочерью, но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для него представлялась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти.»
                Письма, статьи, дневники Л.Н.Толстого с комментариями психолога А.Шубникова
   Который раз перечитываю роман «Война и мир» и каждый раз открываю для себя что-то новое. Мне повезло, я не писал сочинений в школе о героях романа, и не читал его в то время (не помню, наверное, пропустил из-за болезни). Поэтому первое знакомство с «Войной и миром» произошло, когда я был уже довольно взрослым молодым человеком. Какие-то впечатления от ранних прочтений забываются,какие-то изменяются, но читать запоем роман не могу. Часто возвращаюсь назад, для прояснения правильности своего понимания чувств героев романа, отношения автора к этим героям и обстановке (в совокупности это и есть «мир»).
   Эти заметки призваны запомнить впечатления которые вызваны нынешним прочтением  романа и некоторых статей о его героях.
Часть вторая. Глава ХYII/
      Обстановка нагнетается. Французы двинули свои войска в упор и в обход флангов, надеясь ещё до вечера, перед приездом императора раздавить малочисленный, (с) «ничтожный»  отряд русского войска.
    (с)  – «Началось! Вот оно!» – думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинает приливать к его сердцу, «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» – думал он.
    Князь Андрей (с) ... на всех лицах улавливал это чувство оживления, которое было в его сердце «Началось! Вот оно! Страшно и ВЕСЕЛО!»
   (с) Выражение «Началось! Вот оно!» было даже на ... лице князя Багратиона.
   Что это за чувство, охватившее многих столь различных людей, чувство перед чем-то неотвратимым и необходимым в том числе? Чувство какое воины испытывают перед началом сражения. Мой дед рассказывал об этом чувстве, называя его «гибельным восторгом».
 Это чувство, НЕВОЛЬНО (запомню это слово) возникает у Князя Андрея и как продолжение этого, на втором плане вопрос  о своём Тулоне (см. Тулон – восходящая звезда Наполеона). Да, князь мечтает о карьере военного, да романтикой овеян гений Наполеона. Но желание сделать карьеру, думаю похвально (карьеризм в нашем понятии как что-то негативное, существовал ли во времена Толстого, т.б. во времена описанные в романе?) В словаре Даля карьера – ход, поприще жизни, службы, успехов и достижение чего. А отношение к Наполеону? В то время вся знать не только говорила, но и мыслила на французском . И многие почитали гений Наполеона ( до войны с Россией).
   Теперь перелистнём несколько страниц назад.
Глава YIII.
 Читаем описание этого чувства, (с) «Один шаг за эту черту, отделяющую живых от мёртвых, и –  неизвестность, страдания и смерть И что там?...Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту четру, и хочется перейти эту черту...и чувство это придаёт особенный блеск и РАДОСТНУЮ резкость впечатлений...»
    Ещё несколько страниц назад в III главу и теперь будет понятны чувства князя Андрея, когда он узнаёт о поражении австрийцев:
   (с) «...он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней. НЕВОЛЬНО он испытал ВОЛНУЮЩЕЕ РАДОСТНОЕ ЧУВСТВО при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придётся ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами».
  Это не  чувство радости  от «посрамления Австрии», а НЕВОЛЬНО ВОЗНИКАЮЩЕЕ РАДОСТНОЕ ЧУВСТВО (ГИБЕЛЬНЫЙ ВОСТОРГ) от предстоящего приближения к «черте между жизнью и смертью».
Как относиться к князю Андрею ? Не знаю. Возможно в словах Льва Толстого таится ответ?
(с) «Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему...Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком.»