Философия -Гарри Поттера-

Юрий Вигнер
– ее высказывает Дамблдор в конце фильма «Гарри Поттер и Тайная комната»: «Человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор».

Волдеморт передал младенцу Гарри часть своих свойств, поэтому Гарри сходен с ним в характере и способностях. Распределяющая Шляпа, учитывая эти «данные», собиралась определить его на факультет Слизерина, но он уговорил ее зачислить его на факультет Гриффиндор. 
Этот эпизод распределения по факультетам в первой серии оказывается чуть ли не ключевым – Гарри показывает, что он не зависит от своего «эмпирического бытия» и может выбирать свободно.

Между прочим, Дамблдор в этих своих словах повторяет основополагающий принцип экзистенциализма: человек в ответе за самого себя; характер и обстоятельства не отменяют этой ответственности.

«Я изымаю себя из того бытия в себе, в качестве которого я существую для себя как данность, и из этой данности или против нее выбираю себя самого». – «Для меня как собственно меня самого мой характер – это не Я. Его слепое, потому что ДАННОЕ бытие я в борьбе превращаю в свободно-желанное… и принимаю его на себя как вину. Мое «я сам» ставит себя выше характера…» – Ясперс.

Джемаль говорит о том же (победе воли над роком, данностью), но поэтичнее:
«Первый порог ужаса – это встреча субъекта со своей неопределимой сущностью [Sosein Ясперса]. В неопределимой сущности открывается немотивированность собственного Я… Духовное рождение – это превращение энергии абсолютного ужаса в энергию абсолютного восклицания [свободного выбора]… Разрушительная сила ужаса есть оружие субъективной воли».

Эта философия полностью противоречит «философии» большинства фильмов о маньяках: их, будто бы, сделало такими общество и родители (плохая мама, плохой папа, плохие учителя, плохие одноклассники и т.д.). У каждого маньяка (включая Ганнибала Лектора) находится «извиняющее» обстоятельство – какое-то происшествие в прошлом. Современная гуманистическая точка зрения заключается, по-видимому, в том, что человек добр по своей природе и становится «злым» лишь в результате несчастливого стечения обстоятельств. Поэтому и отменяется смертная казнь – ведь зло не выбирают; ко злу приводит цепочка событий, необходимая, как траектории планет.

Но в «поттериане» есть и эта тема: Тим Риддл стал воплощением Зла (Волдемортом), потому что отец бросил семью, мать умерла от горя, и Том воспитывался в приюте.
Если бы папа остался в семье и заботился жене и сыне, никакой войны в стране волшебников не случилось бы.
(Да и сам Гарри побеждает свои дурные наклонности, потому что рос в «счастливой» семье.)

Столкновение этих двух концепций в «поттериане» отчетливо показывает противоречивость современного морального сознания.