Невинная карта одним файлом

Александр Нерчинский
--- Масло и Камедь ---

Мы (на счастье!) с тобой никогда не отведаем,
Что у Города нынче творится в душе.
Он – как странник без цели, любимыми преданный, –
Чудом вышедший к озеру из камышей.
И растерян, куда ж ему дальше отправиться...

Хоть случайность отрадна... до соли в глазах.

Ничего, кроме запаха масла и камеди...
Я не слышу в картинах, что раньше писал.


--- *** ---

В отлив… Рассвет – на босу радугу –
По илистому небосклону
Шёл... жемчуг в раковины вкладывать –
Как руку девы… в пасть дракона.
Он наливался странной истиной,
Что становилась наваждением:

Неразличимы те, кто при смерти
и за мгновенье
до рождения.


--- БАЛКАНСКИЙ РАССВЕТ ---

Как в подушечки пальцев скрипичные струны –
В жидкий сумрак впивались огни светлячков.

И балканский ноябрь... меланхоликом юным,
Распустив, гладил волосы ночи безлунной
(о седеющей пряди мечтая тайком).

Он склонялся над садом, как над колыбелью:
Распеленывал спящих... и в грудь целовал,
И мечты поцелованных снова летели,
Как с магнолий и кленов сухая листва.

Вдруг... От ночи – как шуйцу от тёплой десницы –
Звон на башне отдёрнул предчувствие дня,
И в сиреневом воздухе вспыхнули птицы,
И морская вода захотела огня...

Где-то здесь я, наверное, мог бы родиться...

Где-то там... смерть могла бы услышать меня.


--- ХИЩНИКИ ---

О боже, как же она красива!

Её улыбка так много выдала…

Как хищник – в смысле аперитива –
Играет с жертвою перед выпадом…

Как очевидны её движения:

Как хищник, жертвою притворившийся,
Она сейчас обретает жертву,
Что истово притворялась хищником.


--- *** ---

Мне чудился ранний октябрь
В узорах персидских ковров,
 
Что брал твоё сердце на лапу
И пробовал ржавой иглой...
 
И я в умиление слушал,
Как звонко ломалась игла...
 
Смотрел... как осколками лужи
Питал глубину твоих глаз
 
Порыв осторожного ветра.

...от жалкой любви обессилил –


Как выцветший мальчик с креветками
На этой картине Мурийо!


--- БЕССОННИЦА ---

Случайный скрип – и сон тоски вчерашней
Остыл, как смолк в камине жар угля:
Луна из спальни шла в ночной рубашке –
В охоту... со свечой... на мотыля.

Мотыль ей снился живленным на жало:
Как утром на него она легко
Поймает рыбу, что себя поймала
На замыслах
о мыслях мотыльков.


--- ОСЕННИЕ СНЫ ---

1.
День убывает… на растущий месяц.

И сумерки – как пролитый елей.
В поникшем клене (сон его чудесен!)
Спят… звездочёт и заклинатель змей.

И пепельные брызги тополей…

Пожалуй, мир невыносимо тесен.

2.
Едва ли ты себе передумаешь,
Бродя под кленами в одиночестве,
Как с этим шелестом… юбка сумерек
Сползает с бедер осенней ночи.
И то, что Городу открывается, –
Как предугаданная случайность
(как то, о чем он уже отчаялся)…

Спроси себя, от какой печали
Он так удачно лишился памяти,
Что осень снится ему с начала…


--- КРУГИ РУИН ---

Умастив перста, она забрала мой свет...
И не обожглась (как мне остаётся думать)
...
Отмечая шаги прохожих в сухой листве,
Шорох ранних звёзд сливался с дорожным шумом.

Вся печаль о той, которая вся – печаль!

...как – приняв рассужденье в подсвечниках и свечах –

Жирандоль без канделы
...тюль, или чай с жасмином...

Она всё ещё возвращается... по ночам –
Жечь костры и читать Рембо... на моих руинах.


--- ЦВЕТА ---

1. (вечер, какого не было)

В тот вечер сердцу не было покоя –
Как слепоте, припомнившей цвета…

Закат спешил в давильни плоскогорья
Гранаты перезревшие топтать.

Смоковница манила сны о пчелах,
Каштаны колдовали легкий бриз.
И первые из звёзд цедили белым,
Как бережно раздутые угли.

Я выдумал, что ты была со мною,
Открыта, молчалива и нежна

В том вечере, в саду у кромки моря…

2. (история карандашного офорта)

И всё, что было звуком, стало цветом –
Где все цвета лишились голосов.

Зализанное временем и ветром
Разъели неожиданность и соль...

А впрочем, цвета не было в помине –
То на бумаге сохла кровь свечи
(да и откуда… красным или синим
графитовый сердечник зазвучит).

Художник бередил свою разлуку
Сердечной простотой карандаша…

И все, что было цветом, – стало звуком.

И этот звук был горек и шершав.


--- ВСПОМИНАЯ МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ---

Я был… пузырь твоей печали –
Который лопнул…

Где – как творец глазами твари –
Ночь перед окнами…

Её – придерживая кружево –
Вели к рассвету –

Которым пенилось и тужилось
Сухое лето



Тебе досталось… ни прощение,
Ни муки совести…

Но сущность, что куда священнее
И проще: осень…


--- ОНА… ИЗ ---

Она – из притч, рассказанных лжецами
(а притчи – как мы ведаем – не лгут!),

Из бригантин, что в море отрицают
Всё то, о чём клялись на берегу!

Она – из недописанных сонетов,
Из партитур, которых строй... дрожит.

Ее весна внезапно стала летом.
И это лето мне не пережить...

Она хранит привычку птичьей стаи,
И жизнь (чужая!) для неё – игра...



она – и лишь об этом я мечтаю –
Останется со мною до утра...


---***---

Теперь... уходи за край неразрывной линией… и пообещай… ладонью держаться впредь… вдали от огня в камине, которым принято… среди неоконченных рукописей… гореть. И если какой из встречных тебя признает – поведай, чего им стоит твоя печаль: как ветры морей изгнали тебя из стаи, как солнце степей затмилось в твоих очах… Как реки равнин забрали твой сладкий шепот, как россыпи гор вернули твой горький крик… как гребни пустынь, – одни – голосов лишенные... укрыли... твою застенчивость до зари... В тоску, от которой некуда стало деться... В такую печаль, от нежности обессилив... Как звёзды – в сердцах – тебе открывали сердце...

Как искренне (как не долго!) тебя любили...


--- СЮРР-4 ---

0.
Кроме всех утрат… есть утрата чёткости,

Что над бездной живописи колышется…

В ней – о белом, переступившем чёрное, –
Возвращенном – так и не возвратившемся…
Об одном и том же – в пучину разного…
О различном – в приступ неразличимого,

О напрасном, выбившемся в прекрасное, –
О кромешном трауре, что мы празднуем!

«Где мой ясень?» – спрашивает любимая…

1.
Я стал сегодня одним из тех
Трехсот, кто с нею делил постель –
Но ею не обладал…

Без старых истин и новостей –

Без пламени или льда…

Из тех, чье сердце и чей порог
Она – как лаву единорог –
Смогла преступить сама…

Кто в это лето и знать не мог...

Как близко была зима!

2.
Спроси, как это называется!
Ни пляской ль мела и угля?

Март – мартовским котом – срывается
С покатой крыши февраля…

Как удивился клен на площади,
Случайно тронутый плечом, –
Что тот... впотьмах бредущий ощупью –
Встречаясь взглядом со свечой!

Как восхитилась Ты внезапностью
И сладостью февральских снов.

Как радостно дождю накрапывать
И сеять новою весной!


--- ЧЕМ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ЗВЕЗД НАХОДИТ СЕБЯ С УТРА? ---

Тёплый вечер… сама непосредственность ранних звезд
И недолгое увлечение поздней осени…

Ты твердишь по привычке юности: мир не прост,
Но гораздо проще, чем его преподносят.

Ты, как я, открываешь сердце чужим ушам…
Где глазам... с моста... открывается вид на Город.

сокрушаешься: «Упустила последний шанс»...
О слепых решениях, принятых слишком скоро.

а потом наступает время случайных фраз,
И тебя утешают глупостями о вечном…


Чем посредственность звёзд находит себя с утра?
Отгоревшей свечкой...


--- МОТЫЛЬ И САЛАМАНДРА ---

Она становилась тобой неуклонно –
От лент в волосах до натоптышей пят…

Как словно от сна, что успела запомнить,
Очнулась тобой от себя.

И вот она ты, и её не осталось,
И ей больше в тайне своей не предстать.


И я принимаю, что тайна простая –
Печальнейшая из открывшихся тайн:

Мотыль с саламандрой – сон братьев молочных.
Их общее – этот очаг на ветру.

Один растворяется в пламени ночью –
Другая родится в углях поутру.


--- СПАСЕНЬЕ ---

Прижаться крыльями к стене  –
И так во тьму глаза таращить...

Приняв, что будущего нет,  –
Остаться в вечном настоящем,

Признать, что прошлое напрасно...

И от случившейся любви...
Пожалуй, даже на крови

Нет спасу...


--- НОЧЬ ПЕРВОГО СНЕГА ---

От этой ночи... без оглядки...
Я возвращаюсь в круг свечи.
Пью грог, и вот уже украдкой
Показывает нос из пяток
Душа, трусливая в ночи.

И вот теперь она блаженна!

Печаль, которой я владел:

Луна и звёзды... в раздраженье
Свои находят отраженья
Уже замерзшими в воде!


--- ПРИВЫЧКА ---

Заря выделывала шкуры
Чудовищ пятого угла...

Но мир вокруг казался хмурым,
Покуда Скрипка ожила.
Терзая свежим маникюром,
Как сонник, нотную тетрадь,

Она... делилась чем-то личным
Из приоткрытого окна.
Кофей, коричневый с коричным,
Проторил явь в подлеске сна.

День обещался стать обычным:
Я отточил свою привычку
Не слушать скрипку... без вина.