Возвращение Деда Мороза

Владимир Грустина
      На прошлой неделе, в подземном переходе, в одном из ларьков с товарами увидел я выставленную на продажу куклу Снегурочки. Чудесная Снегурочка, просто прелесть! В тёмно-синей нарядной шубке, с золотистой косой, юное личико полно очарования. Настоящая русская красавица. В моём детстве таких Снегурочек не было. Да и когда мои дочери были маленькими, в начале восьмидесятых годов, таких Снегурочек не продавали. Вспомнилось: купил я им на Новый год копеечную Снегурочку из полиэтилена и раскрашенную бледными, невыразительными цветами. Вид у неё был совсем не праздничный, да выбирать было не из чего.
  И ещё вспомнилось, как в 2006-м году перед Новым годом искал я для своей внучки Деде Мороза и Снегурочку под ёлку, все магазины и ёлочные базары обошёл и нигде не нашёл – всюду одни Санта Клаусы. Сгоряча написал я тогда сердитую статью под названием «Панихида по Деду Морозу» и отнёс в нашу городскую газету «Вечерняя Казань». Статью напечатали, но редактор, на половину её подсократив (газета – не журнал, тут надо быть кратким), постарался мой фельетонный стиль несколько обеззубить и вместо зловещего  названия «Панихида по Деду Морозу»  назвал её «Вернётся ли к нам Дед Мороз?». Года через два я случайно обнаружил свою статью в интернете на сайте «Вечерней Казани» и сделал  заключение, что кто-то посчитал мой скромный опус актуальным и достойным того, чтобы быть донесённым до более широкой аудитории. А ещё через два-три года в одной из предновогодних передач казанского телевидения ведущий увещевал телезрителей: что это мы, дескать, забыли милых славных Деда Мороза и Снегурочку, все Санты да Санты, не пора ли вспомнить о нашем, исконном. Не знаю, читали ли авторы передачи мою статью или пришли к этой мысли самостоятельно – лично для меня второе предпочтительнее, ибо свидетельствовало бы, что я раньше других озвучил идею, которая «носилась в воздухе».
  И вот недавняя случайная встреча в подземном переходе со Снегурочкой. Она была будто  вестница, посланная, чтобы подготовить меня к главной встрече того, кого я уже отплакал десять лет назад. Вчера, в субботу я не поленился специально сходить на ближайший рынок, чтобы посмотреть, чем торгуют перед новым годом. И, главное,  кем торгуют. Оказалось, что больше всего среди новогодних товаров обезьян, из чего я заключил, что 2016-й год по восточному календарю будет годом обезьяны. Ох уж эти восточные календари! Год петуха, год змеи, год овцы, год… кого там ещё? – год сивого мерина. Всем хочется удачи, счастья, и чтоб по дещёвке: купил талисман-обезьянку и переложил на неё свои проблемы – пусть решает. Жаль, что у меня нет проблем, а то бы купил вон ту обезьянищу – она бы все мои проблемы в новом году решила.
  На втором месте после обезьян – Деды Морозы и Снегурочки на любой вкус, размер и кошелёк. Смотрю на них – и радуюсь: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Ну и Санта Клаусы тоже кое-где попадаются. И пусть себе, я не возражаю. Есть ведь такие граждане, которых от этого «русского духа» тошнит, так что же им, без Нового года оставаться? Путь покупают этих старичков в куцых курточках и встречают Новый год в любезной их сердцу заморской компании. Главное – Дед Мороз вернулся и, кажется, уже навсегда.
  А ту статью десятилетней давности я решил опубликовать – как напоминание,  и ещё потому, что она, хоть уже вроде бы и не актуальна, содержит важные для меня мысли, которыми я хотел бы поделиться. Дело ведь, собственно, не в Деде Морозе, а в том, что стоит за этими процессами: изгнанием его из российской культуры в 90-е 2000-е годы и его возвращением в 2010-е. Я не могу назвать точной даты, в каком году произошло его возвращение, поскольку в прошлые годы на ёлочных базарах не бывал. Если это случилось раньше, я был бы благодарен читателям, если бы они меня поправили.

                ПАНИХИДА ПО ДЕДУ МОРОЗУ

  В этом году я решил подарить внучке к Новому году игрушки – Деда Мороза и Снегурочку. Однако, эта простая на первый взгляд задача на деле оказалась неразрешимой проблемой. Я обошёл массу магазинов, ларьков, рынков, ёлочных базаров – полки ломились от новогодних товаров, но Деда Мороза и Снегурочки не нашёл. Вместо них сонмища Санта Клаусов: больших, средних, маленьких и совсем крошечных, простых и механических, мягких, фарфоровых, в виде свеч, брелков, Санта Клаусов  - ёлочных игрушек, Санта Клаусов – статуэток,   Санта Клаусов – шоколадок,  Санта Клаусов – панно на стену, Санта Клаусы на открытках,  Санта Клаусы на плакатах,   Санта Клаусы в рекламе,  Санта Клаусы,  Санта Клаусы,   Санта Клаусы… Будто в пьяном бреду гоголевского Хлестакова: «Курьеры, курьеры, курьеры… Тридцать пять тысяч одних курьеров».
  И всё же мне повезло. Проходя мимо сапожного ларька, я случайно увидел то, что искал. Правда, Дед Мороз, ещё советского производства, был без Снегурочки, из белого пенопласта, только шуба выкрашена красной половой краской. Вид у него был не товарный, был он весь обшарпанный, но и в таком виде  сохранял величие и достоинство древнего языческого бога: густая длинная борода, шуба до земли, в руке, одетой в рукавицу, посох. По сравнению с ним суетливый Санта Клаус явно не выдерживал конкуренции – казался просто маленьким забавным старичком, гномиком из сказки про Белоснежку. Я купил этого Деда Мороза как антикварную вещь, как последнего из могикан. Возможно, это был последний Дед Мороз, проданный в нашем городе, а, может, и во всей России. Вечная ему память…
  Убиение Деда Мороза и Снегурочки произошло не сразу, готовилось не один год. Началось с мощной обработки мозгов россиян по телевидению. Кажется, в последние годы уходящего века или в первые годы века нового в предновогодних программах первого канала чуть ли не каждые пять-десять минут повторялись несколько неказистых сюжетиков: с десяток дедов Морозов кривлялись, дурачились, толкали друг друга, лупили друг друга мешками с подарками, падали, валялись по полу, устраивали кучу малу. Эта глупость повторялась без конца с назойливостью рекламы. Впрочем, по сути это и была реклама, а точнее, антиреклама. Россиянам вколачивали в подкорку, что Дед Мороз – это что-то вроде клоуна, ковёрный Рыжий, мешком стебанутый. Разумеется, дети не могли не видеть этой антирекламы и, возможно, что делалась она в расчете именно на них.
  Эти сюжетики крутили, кажется, два-три Новых года подряд, а потом дошла очередь до Снегурочки. Безымянные авторы антирекламы представили Снегурочку эдакой девицей сомнительной нравственности. На телеэкране замельтешили длинноногие стриптизёрши в кокошниках и одёжках, едва прикрывающих причинные места. В отличие от Дедов Морозов, они мешками друг друга не лупили и кучу малу не устраивали – они демонстрировали себя, принимали эротические позы, делали соблазнительные телодвижения. В стриптиз-бар ходить не нужно!
  Нам, чьё детство прошло в советское время, невозможно представить новогодние праздники без той атмосферы сказочности, тайны, без доброго и могущественного волшебника дедушки Мороза и его красавицы-внучки Снегурочки. Они жили где-то в лесу среди зайчиков, белочек, косолапых мишек, умеющих разговаривать по-человечески. В новогодние дни Дед Мороз с внучкой приезжают из леса, чтобы устроить детям праздник возле новогодней ёлки, подарить им подарки… Если бы их не было в нашем детстве, мы бы, наверно, выросли какими-то другими и, возможно, в чём-то хуже, чем мы есть.
  Дед Мороз и Снегурочка пришли к нам из древности, из глуби дохристианской Руси. Это мощные архетипы, энергоинформационные сущности российского менталитета. 21 декабря, в зимнее солнцестояние, когда ночь самая длинная, а день самый короткий в году, рождался бог Коляда, и по сему случаю по Млечному Пути прилетали на санях Велес-Мороз и дочь его Снегурочка. И там, где над лесами пролетали сани, где Мороз ударял своим жезлом, а Снегурочка сыпала из рукава ледяные искры, каждая веточка, каждая хвоинка сверкали льдом. В ночь сочельника ходили по улицам колядовщики,  исполняли обряд поисков нового воплощения Коляды, пели «Мы ходили, мы искали Коляду святого…» (так до сих пор в Тибете после смерти очередного Далай-ламы монахи ищут его новое воплощение, а в Евангелии волхвы с востока пришли в Вифлеем: «…где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»).

 «В «Золотой книге Коляды»  повествуется о том, как волхвы, искавшие Бога Коляду - Сына Всевышнего, шли, ведомые путеводной звездой, по лунной дороге, то есть - по пути Прави. И встретил волхвов у врат Ирия - Месяц в виде Златорогого Оленя».

               Александр Асов. Славянская астрология. buks.astro-babylon.ru›Asov…astrologiia…kniga).doc


А на Святки посреди избы ставили на Руси украшенную ёлку, а под ёлку клали подарки и кукол Велеса-Мороза и Снегурочки. Вокруг ёлки или костра в лесу водили хоровод, изображающий коловращение неба. В этот день Старый год, Старое Коло заканчивался, и начиналось Новое Коло. И люди как бы рождались заново, начинали новую жизнь. Взявшись за руки, кружатся люди по кругу, раскручивается Коло, вращается земля вокруг костра-Солнца, и мы летим со всей Вселенной от рождения к смерти, от смерти к новому рождению.
  Пришло на Русь христианство, вытеснив древних исконных богов. Но боги не умирают, они бессмертны. И Дед Мороз со Снегурочкой не ушли из русского сознания, они остались в народных сказках – «Морозко», «Снегурочка», в художественной литературе – «Мороз Иванович», «В гостях у дедушки Мороза» В. Одоевского, «Мороз-воевода» Н. Некрасова, «Снегурочка» А. Островского.
  В 1917 году к власти пришли большевики и под лозунгом «Весь мир насилья мы разрушим», изгнали из советского быта вместе с христианскими Пасхой и Рождеством заодно и новогоднюю ёлку. В тридцатые годы Сталин поставил цель возродить русскую империю. Сильное государство, способное выстоять в неизбежной страшной войне, которая стояла у порога, надо было создать в сверхкороткие сроки, а для этого требовались сверхусилия и сверхжертвы. И этот грузин, до конца жизни говоривший по-русски с грузинским акцентом, в молодости бывший грузинским националистом, когда стал руководителем государства, в котором подавляющее большинство населения – русские, понял главное: государство лишь тогда будет единым и сильным, когда в гражданах будет развито русское национальное сознание (при этом учитывалось, что страна многонациональная и много внимания уделялось развитию культур всех народов, входящих в СССР). В те годы выпускалось много книг по русской истории, снимались фильмы о героях прошлого: «Кутузов», «Суворов», «Минин и Пожарский», «Пётр Первый», «Александр Невский». Не забывали и о патриотическом воспитании детей – мальчишки играли в Чапаева, в Александра Невского. Издавались детские книги русских сказок, фильмы-сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» и т.д.
  Именно тогда был снят запрет с Новогодней ёлки. Более того, празднование Нового года активно пропагандировалось, вспомнили дореволюционную новогоднюю песенку «В лесу родилась ёлочка», сочинялись новые. В магазинах появились новогодние ёлочные игрушки, а среди них и изображения Деда Мороза и Снегурочки. И снова, спустя века, в новогодние дни стали приходить к детям языческий бог Мороз вместе со Снегурочкой.
  Почему же теснит в конце XX – XXI в.в. иностранец Санта Клаус столь милых нам, привычных деда Мороза и Снегурочку? Чем не угодили они новым хозяевам России? Да тем и не угодили: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Идеологи «свободы и демократии» все страны поделили на две категории: на цивилизованные и нецивилизованные. Цивилизованные – это, конечно, США, и в первую очередь США, затем страны Западной Европы, Япония – пожалуй, и всё. Россия, конечно, нецивилизованная, «Рашка», «эта страна», и чтобы ей стать цивилизованной, надо делать всё, что делают в цивилизованных странах, а чего в цивилизованных странах не делают, того и нам делать не следует. И если в цивилизованных странах нет никакого Деда Мороза, так и нам он ни к чему, а если в цивилизованных странах рождественский Санта Клаус, так и нам он до зарезу нужен. И невдомёк «цивилизованным» либералам, что цивилизованность французов, немцев, англичан или итальянцев в том и заключается что они от своего национального, от своих обычаев, своей неповторимости не отрекаются и как могут отбиваются от низкопробной ширпотребовской американщины, которая нахально лезет во все щели. Цивилизованная Япония, взяв от западной культуры всё, что посчитала нужным и полезным, создала экономически развитое государство, но сохранила неповторимый национальный дух (потери, конечно, есть, но не столь глобальные, как у нас в либеральные девяностые годы). Русский философ и куда более цивилизованный человек, чем наши либералы-западники  Н. Бердяев писал:

  «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. […]
  Принятие истории есть уже принятие борьбы за национальные индивидуальности, за типы культуры. Культура греческая, культура итальянская в эпоху возрождения, культура французская и германская в эпоху цветения и есть пути мировой культуры единого человечества, но все они глубоко национальны, индивидуально своеобразны. […] Нивелирующая цивилизация уродлива. Культура воляпюка не может иметь никакого значения…»

                Н. Бердяев. Судьба России.  krotov.info›library/02_b/berdyaev/1918_15_10.html

                Так сколько ж можно на Запад глаза пучить
                И обезьянничать, и воляпючить?

  Санта Клаус вроде той лисички из русской сказки, что напросилась к зайчику переночевать, да его же и выгнала. Выгнал «цивилизованный» старичок Санта хозяев – Деда Мороза и Снегурочку, а мы ничего, скушали. Вот так же и развал СССР скушали, развал экономики, культуры и вообще всего, что только можно развалить, скушали и не поперхнулись. Один умник сообщил по телевизору, что Санта Клаус (кто бы мог подумать!) – это и есть Дед Мороз. Я никогда не понимал логики либералов и подозреваю, что у них и нет никакой логики. Вместо логики у них беззаветная любовь к «цивилизованным странам». Ну как с точки зрения здравого смысла понять «истину»: Санта Клаус – это Дед Мороз? Ведь если это так, то зачем Санта Клаус нужен? Ведь у нас уже есть Дед Мороз. Не будете же вы покупать аквариум и называть его холодильником при том, что у вас уже есть холодильник, и он прекрасно работает. Впрочем, это кажется бессмыслицей только на первый взгляд. Заменившие Деда мороза на Санту,  преследовали,  вполне конкретную цель: вытравить ненавистный «русский дух», отучить россиян думать по-русски.
  И ведь что интересно: те, кто совершил эту подмену, ничего о Санта Клаусе не знают, кроме того, что Санта – это «цивилизованно». На «цивилизованном» Западе, откуда он родом,  знают, что Санта Клаус – это раннехристианский святой, в переводе на русский – святой Николай. Согласно легенде, он жил в IV веке в ликийском городе Мира. Однажды он проходил мимо жилища бедняка и услышал, что тот из-за крайней нужды собирается послать дочерей зарабатывать на жизнь древнейшей профессией. Ночью святой Николай через печную трубу подбросил в лом бедняка золотые монеты. Деньги попали в башмаки девушек, которые те на ночь поставили сушить у огня. Встав утром, девушки к своему изумлению обнаружили в своих башмаках подарки святого благодетеля. С тех пор дети в «цивилизованных странах» в рождественскую ночь оставляют у камина свою обувь и носки, чтобы добрый святой одарил их подарками. В магазинах продают специальную декоративную обувь размером на много больше настоящей, чтобы поместилось больше подарков. Святой Николай приезжает на северных оленях из Лапландии, и дети пишут ему письма, в которых сообщают, какой именно подарок они хотят получить на Рождество. Если уж менять наших исконных Деда Мороза и Снегурочку на святого Николая, надо нашим детям и эту легенду рассказать, книжки на эту тему выпустить, мультики снять, а то как-то «нецивилизованно» получается: подсунули им забавного старичка, а кто он такой, не понятно. Как в фильме Данелии «Мимино»: «Кто такой этот потерпевший, куда он пошёл?» И непонятно, почему этот старичок так легко одет: колпачок, тонкая куцая курточка, сапожки на тонкой подошве. При наших зимах, как сказал Ипполит из рязановского фильма «Ирония судьбы», «… подхватите воспаление лёгких и – ага!».
  Будем надеяться, что «Клаусомания» - явление временное и пройдёт, как дурная болезнь. Специалисты отмечают рост антиамериканских настроений, в том числе и среди молодёжи – как преподаватель лицея могу это подтвердить. И, хотя на полки магазинов и ёлочных базаров Деду Морозу и Снегурочке путь закрыт, к счастью, их с нетерпением ждут детишки в детских садах и школах – видимо, работники детсадов и школьные организаторы праздников люди «не цивилизованные», вот и пускают на ёлки этих «не цивилизованных» Деда Мороза и Снегурочку.
 
                22.12.2006 - 20.12.2016

Рецензия на «Возвращение Деда Мороза» (Владимир Грустина)

"А на Святки посреди избы ставили на Руси украшенную ёлку"

Шо за бред, ель на Руси как праздничное дерево появилась вместе с Петром, на Руси, нормальный человек ель бы себе в дом не занёс, дерево то похоронное. А Деда Мороза и Снегурочки на Руси отродясь не было, это порождение Советского Союза.

Эка вам мозги исконностью и скрепами промыли.

Руся Русич Лукоморский   20.12.2015 18:03   

Уважаемый Руся Русич! По поводу Деда Мороза и Снегурочки: я ничего не выдумывал, а использовал источники, которые и указал - русские сказки. Как вы думаете, откуда в них появились Снегурочка и Мороз Иванович? "Порождение Советского Союза"? И на что опирались Одоевский, Некрасов, Островский? Тоже на "порождение Советского Союза"? Источник же, на который опирался я, когда писал о Деде Морозе и Снегурочке, я указал - исследование Асова "Славянская астрология", так что все претензии и обвинения в невежестве к нему. Использовал я и другой источник :"Мифы древних славян" - Сост. А.И. Баженова, В. И. Вардугин. - Саратов, "Надежда, 1993.
Разумеется, об указе Петра на Новый год украшать дома еловыми ветками я знаю, но это никак не служит доказательством того, что в языческой Руси не водили хороводы вокруг елей. Для русских язычников ель из-за того, что она не сбрасывала хвою зимой, была символом вечной жизни, а не "похоронным деревом", и потому уже и в христианские времена на похоронах использовались еловые ветви, поскольку согласно христианскому учению всем умершим предстоит воскреснуть для вечной жизни. И когда в зимнее солнцестояние "умирал" старый год и "рождался" новый богом Колядой, люди водили хороводы вокруг символа вечной жизни вечнозеленой ели: старый год умер, но смерти нет, есть вечный круговорот жизни. Советский Союз ничего не "порождал", просто после запрета христианского мировоззрения, на рассчищенном месте в подсознании проснулись древние архетипы. Изучайте К.Г. Юнга, если ещё не читали, а заодно и С. Грофа, и тогда Вам многое станет ясно.
Конечно, по поводу дохристианской культуры Руси учёные спорят, но любой спор должен быть доказательным, а верхоглядные заявления про "порождение" - это другой уровень.
И ещё. Стиль, в котором написана Ваша "рецензия" меня ни мало не задел, я к таким вещам отношусь филосовски: вор ворует, врун врёт, бездельник бездельничает, а хам хамит. Если у вас эмоции перехлёстывают через край и вы без хамства не можете - это Ваши проблемы, а не мои. И почему Вы написали "шо" вместо "что". Это у Вас остроумие такое? У меня всегда вызывает недоумение, почему люди Вашего склада в полемике коверкают язык: "шо" вместо "что", "букаф" вместо "букв" и т.п. Видимо, у Вашего брата это считается убийственным аргументом: как скажешь "шо" или "букаф" - так оппонент сразу поймёт: "О, этого на арапа не возьмёшь! Куда уж мне со своими хилыми аргументами против такой силищи!"
И последнее: Вы уж не обижайтесь, но Ваш псевдоним "Руся Русич Лукоморский" мне кажется претенциозным и безвкусным. Мальчишество какое-то...

                С уважением

                Владимир Грустина