"Вместе с расколом большая, хотя и узкая , религиозная сила ушла
из Русской Церкви, вторично обескровливая её... С Аввакумом
покинула Русскую Церковь школа святого Иосифа."
/Г.П.Федотов/
Второй царь из дома Романовых - долгожданный наследник Михаила Феодоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой, родившийся 19 марта 1629 года, шестнадцатилетним взошёл на престол.
Отец его - царь Михаил Феодорович - много сил и заботы отдавал, чтобы воспитать из сына истинного преемника, достойного царя для русского многострадального народа. Царевич много читал и Псалтирь, и Деяния Святых Апостолов, благодаря также и своему деду - патриарху Филарету, заказавшему для внука специальный иллюстрированный букварь. По этому букварю царевич быстро освоил премудрости чтения.
В начале своего правления Алексей Михайлович полностью подчинялся своему воспитателю -Борису Ивановичу Морозову, поскольку был добродушным и тихим.
Так, под руководством Морозова была внедрена система налогообложения и был установлен соляной налог, но последний не прижился, и царь его отменил в ответ на соляной бунт. А Морозова, превратившегося в жадного богача, по требованию народа
отправил в Кирилло-Белозёрский монастырь. Когда бунт утих,царь вернул его, но
относился к нему уже иначе, несмотря на то, что Морозов, стараясь обезопасить себя, породнился с царём, женившись на сестре царской жены.
Алексей Михайлович создал новый свод государственных законов - уложение, состоящее из 25 глав. Но, всё же, царю нужен был добрый советчик, и таковой появился, им стал новгородский митрополит Никон. 25 июля он был посвящён в патриархи.
В это время Россия готовилась к войне с Речью Посполитой. Казаки, постоянно отражавшие набеги поляков, во главе со своим атаманом Богданом Хмельницким обратились к царю с просьбой принять Малороссию под его покровительство.
Был созван Земский собор, и 1 октября 1653 года произошло присоединение Украины к России, тем самым был разорван мир с Польшей, и ей была объявлена война.
Алексей Михайлович отправился в Троице-Сергиеву лавру, получил благословение и выступил в поход на Смоленск, который благополучно возвратил, забрав у поляков.
Затем была предпринята попытка одержать победу и над Швецией, но она оказалась неудачной. Был заключён мир, по которому Киев оставался всё же за Москвой. Много
позже, в 1685 году, краткий мир превратился в вечный мир, что было явной заслугой Алексея Михайловича.
Практически, 4 года непрерывных войн пришлось вести России.
Вернувшись с очередной войны, царь обнаружил, что патриарх Никон самовольно решал не подвластные ему по чину задачи. Народ роптал, недовольны были даже монахи Соловецкого монастыря: они ставили в вину Никону исправление церковных книг.
Алексей Михайлович выговорил патриарху за его несдержанность и своеволие.
Никон оскорбился и в июле 1658 года отказался от патриаршества, уйдя в монастырь.
Царь долго ожидал, что патриарх одумается, но этого не произошло, и был собран собор, на котором Никона лишили официально патриаршего сана.
Перед этим на Руси возник раскол в церковных кругах: против Никона выступили протопоп Аввакум и ещё многие, среди них княгиня Урусова и боярыня Морозова.
Резкое вмешательство государства в церковную жизнь усилило раскол церкви, причём раскол нанёс большой урон: от основной массы верующих отделилась значительная её часть, позднее этих людей назвали раскольниками. После церковного собора, закончившегося в 1667 году, раскольников подвергли анафеме и многих сожгли. Некоторые сжигали себя сами в знак протеста нововведениям, предпринимаемым Никоном. Выжившие бежали в Соловецкий монастырь.
Только, вроде, ситуация в стране начала успокаиваться, как пришла новая беда:
атаман Степан Разин со своими казаками выступил против бояр и царских советников.
Царя же казаки уважали, считая его справедливым и добрым.
Бунтовщикам удалось захватить несколько городов, но в бою под Симбирском они потерпели поражение от князя Барятинского. Церковь предала Разина анафеме, он был пойман и казнён на Лобном месте на Кремлёвской площади.
Вскоре - опять война. На этот раз с Турцией из-за Малороссии.( Лишь в 1681 году был заключён мир).
Но надежды на спокойную жизнь опять не оправдались. В 1662 году разразился Медный бунт ( медные деньги обесценились - всё подорожало). Люди бунтовали, недовольные возникшей дороговизной. Бунт удалось подавить лишь с помощью стрельцов.
В личной жизни царя также произошли серьёзные изменения: скончалась дочь Евдокия, затем - жена Мария Ильинична, а через год - царевичи Симеон и Алексей.
Только через два года Алексей Михайлович снова вступил в брак - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В браке с ней родились сын Пётр и две дочери - Наталья и Феодора.
Царствование Алексея Михайловича, по сути, сделало возможным те преобразования, которые затем были произведены его сыном Петром I. Так, Алексей Михайлович старался ценить людей не за их звание, а за их личные заслуги. Рождалось российское самодержавие, власть сосредотачивалась единолично в руках государя. Алексей Михайлович принял некоторые нововведения - обучение царских детей "латинистом" Симеоном Полоцким, возникновение придворного театра и т.д.
И в то же время царь был глубоко православным человеком, соблюдал все церковные праздники и обряды.
В светлые праздники -Новолетие, Рождество, Велик День ( Пасха), Троица - царь приглашал всю знать, церковную и светскую (Голицыных, Трубецких, Хованских, Черкасских, Одоевских, Шереметевых и др.) в Успенский собор Кремля, слушал заутреню, обедню, одаривал приближённых драгоценными камнями, соболями. И простой народ получал милость из царских рук( многих миловал в тюрьмах в праздники).
В день своих именин -17 марта - Алексей Михайлович ездил к обедне в Алексеевский монастырь, где оделял бедных деньгами. Во дворце накрывались огромные столы с яствами и хмельными медами. Ездил на поклон в Вознесенский монастырь ко гробу матери и в Архангельский собор ко гробу отца.
Но здоровье Алексея Михайловича становилось всё хуже, и в 1676 году, назвав сына Фёдора наследником престола, царь скончался. Ему было всего 47 лет.
За кротость и доброту его прозвали " Тишайшим".