Орфей и Эвридика

Гали Росси
"Эвридика! О Божественный Свет!" - проговорил Орфей, умирая.
- "Эвридика!" - простонали, обрываясь, семь струн его лиры, и его голова,
уносимая навсегда потоком времен, продолжает призывать: "Эвридика! Эвридика!.."
/Орфический гимн/

***

Песня на музыку Николаса де Ангелиса
Nicolas De Angelis Orfeo negro
http://www.youtube.com/watch?v=ZCiHCgqEC9E


Орфей

Возьму я кифару свою,
И песню печали спою.
Горестно мне весной,
Милая не со мной,
И над моей душой
Черная тень…

Эвридика

Мой милый Орфей, не грусти
Сойдутся вновь наши пути.
Хоть мрачен Аид
Но нам подарит
Мечту…

Песня любви
разорвёт
темноту…

Орфей и Эвридика вместе

Мы снова с тобою вдвоем.
Тропою подземной идем.
Милая /милый мой/, видишь свет -
Это надежд рассвет
К счастью осталось нам
Пару шагов…

Орфей

Моя Эвридика, прости
Не смог я тебя увести.
И мрачный Аид
Тебя возвратит
В поля
сонных цветов.
Истомит,
ядом снов
напоит
навсегда…

***

Так описал историю любви Орфея и Эвридики Феликс Арский, в свое книге "В стране мифов":

Счастливо жил певец со своей женой нимфой Эвридикой. Однажды играла она на берегу реки со своими подругами, и вдруг застиг их врасплох сын Аполлона. Бросилась в бегство нимфа и не заметила спрятавшейся в траве змеи, которая ужалила ее в ногу. Вскрикнула Эвридика и упала замертво.
Долго оплакивал Орфей свою супругу, и вместе с ним грустила вся природа. Одиноко бродил он по горам, лесам и воспевал Эвридику. А потом решился совершить неслыханное — спуститься в подземное царство и умолить его владык вернуть ему жену. Подошел он к зловещей пещере, которая вела в преисподнюю, спустился в нее — и вот он на берегу Стикса. Но как перебраться через эту роковую реку? Ведь живым туда нет дороги, как нет ни для кого и обратного пути из Аида.
Неслышно причалила к берегу ладья Харона, чтобы перевезти души умерших. Стал умолять его Орфей, чтобы он помог переправиться на другой берег. Харон удивился столь необычной просьбе, но остался неумолим. В отчаянии ударил Орфей по струнам золотой лиры, призвал на помощь все мастерство и, в конце концов, добился своего. Старик Харон, давно уже не слышавший иных звуков, кроме горестных стонов своих клиентов, не устоял перед высоким искусством. И, нарушив строжайшую инструкцию, разрешил певцу подняться на ладью.
Очутился Орфей в угрюмом царстве. Направился он ко дворцу Аида, и не умолкала его лира. Заслушался подземный мир. Расчувствовались безжалостные Эринии, богини мщения, залилась слезами богиня призраков Геката, раскрыл в изумлении пасти трехголовый Цербер, стороживший выход из преисподней. Дрогнула и сама Персефона и умолила своего грозного мужа отпустить Эвридику на землю.
«Смотри только, пока не выйдешь к людям, не оглядывайся назад, — предупредил Аид. — Иначе потеряешь ее навсегда».
Скорей, скорей обратно — без оглядки! Спешит Орфей. Впереди него — Гермес, за ним — неслышная тень любимой Эвридики. Вот позади уже Стикс, и крутая тропа ведет вверх — к свету, к жизни. Но что это? Почему не слышно шагов Эвридики, почему не чувствует он ее дыхания? Может быть, отстала она на этом трудном пути? Остановился Орфей. Нет — не слышно ничего. И тогда не выдержал влюбленный певец. У самой границы, где кончался мрак, обернулся и...
«О Орфей, — прошептала бесплотная тень, — твое безрассудство погубило нас! Зовет меня обратно беспощадный рок. Прощай, великая ночь охватывает меня и уносит с собой».
И исчезла, будто дым, рассеявшийся в воздухе.
Застыл окаменевший от горя Орфей. Потом очнулся, медленно спустился в пещеру и вновь попробовал уговорить Харона. Но тщетно! Семь дней и ночей плакал он на берегу подземной реки, сетуя на свою судьбу. А когда поднялся к людям, никто не видел больше улыбки на его лице, не слышал радостных песен. До конца дней остался одиноким певец печали, уединившийся в лесах среди птиц и зверей, которым он поверял свою тоску.
Так прошли четыре томительных года. И ни разу не дрогнуло сердце Орфея при виде женщины. По-прежнему хранил он верность Эвридике и все чаще, словно угадывая волю рока, думал о том, как они встретятся и соединятся навеки там, в безмолвном мире теней.

***
август 2010

Иллюстрация: Жан-Батист-Камиль Коро. Орфей, ведет Эвридику в подземном мире