Filarmonica-квартет. камерней квартета

Маргарита Мендель
«КАМЕРНЕЙ  КВАРТЕТА»
В рамках цикла «Согласие струн»
Круглая сцена Государственного концертного зала им. А.М. Каца


«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали».
Никколо Паганини


«Согреемся музыкой», – первое, что можно было услышать в фойе еще до начала концерта этим холодным вечером. И, несмотря на морозы, самых бесстрашных и отважных слушателей, пришедших в известное время к ступеням филармонии ожидали самые что ни на есть необыкновенные предновогодние подарки.
22 декабря в Государственном концертном зале им. А.М. Каца состоялся незабываемый вечер камерной музыки, в том составе исполнителей, который практически никогда не встретишь на афишах и в репертуаре Новосибирской филармонии, и что вряд ли возможно было бы услышать в нашем городе, не будь у нас столь прекрасного коллектива как Filarmonica-квартет. Этим вечером новую жизнь вновь обрели терцет и трио. И если говоря о квартете мы подразумеваем прежде всего «струнный квартет», то под трио понимаем скорее типичное «фортепианное», в состав которого входит скрипка, виолончель и фортепиано, а не «струнное трио», включающее в себя скрипку, альт и виолончель. Жанр трио получил наибольшее распространение и раскрытие в творчестве австрийского композитора Йозефа Гайдна. Произошедший от барочной трио-сонаты для двух инструментов средней и высокой тесситуры он стал равноправен в голосоведении, отражая и тем самым устанавливая новые тенденции в развитии ансамблевого искусства. Востребованный в эпоху Просвещения, наряду с другими инструментальными составами – квартетами, дуэтами и дивертисментами, этот жанр способствовал блестящим перспективам в образовании неповторимых ансамблей, которые звучат и по сей день.
«Камерней квартета» – второй концерт нового цикла «Согласие струн», посвященного 25-летию творческой деятельности Filarmonica-квартета. Все, что преподносит и возносит новосибирский струнный квартет Filarmonica – всегда нечто эксклюзивное, единственное и неповторимое. Побыв вот уже на двадцати концертах этого коллектива (да-да, и у гостей бывают маленькие юбилеи), как поклонник прекрасного и всего неизведанного, преданный слушатель и искатель музыкальных авантюр и приключений с уверенностью могу сказать, что захватывающий музыкальный марафон все больше и больше набирает обороты, открывая другие музыкальные горизонты как для слушателей, так и для самих исполнителей, знакомя с неизвестными до поры до времени именами, удивляя безграничностью профессиональных и  человеческих возможностей, прививая любовь к тайному, неразгаданному и непостижимому, вспоминая хорошо забытое старое и интерпретируя его, совершенствуя до прекрасного и истинного настоящего, а порой и даже будущего.

До-мажорный терцет для двух скрипок и альта Антонина Дворжака в исполнении Заслуженной артистки России Оксаны Анисимовой (скрипка), Народного артиста России Валерия Карчагина (скрипка) и лауреата множества международных конкурсов Ильи Тарасенко (альт) явил собой образец невероятной красоты и любви. Покоряющее своей пленительной живописностью и изяществом Allegro – полное романтических грез и какого-то очаровывающего, предпраздничного трепета ожидания волшебства и чуда, вторая часть Larghetto – душевный разговор, необъятный мир утонченной созерцательности и безмятежности, волнительное, настигающее Scherzo – интонационно прочувствованно настолько, что музыка перестает быть сама по себе, она завораживает, становится неотъемлемой частью времени и пространства, в котором ты находишься, и заключающая тема с вариациями – свежесть прочтения, сочетающаяся с пластичностью и подвижной мягкостью высказывания первой скрипки о самом сокровенном в сопровождении сочувствующих ей альта и второй скрипки – для слушания с затаенным дыханием.

После антракта зазвучал Моцарт. Божественный Моцарт. Совершенный Моцарт – его Гранд трио для скрипки, альта и виолончели ми-бемоль мажор в исполнении Валерия Карчагина, Ильи Тарасенко и лауреата международных конкурсов Станислава Овчинникова. Дивертисмент в шести частях, но отнюдь не в духе бетховенской серенады для флейты, скрипки и альта. Моцартовское трио Es-dur — настоящее камерное произведение. Оно разрослось до особо больших размеров только потому, что композитору хотелось предложить слушателю нечто исключительное по мастерству, изобретательности, состоящее из обрамляющих трио двух Allegro, второй части Adagio и четвертой Andante – вариации на народную тему, после которых следуют менуэты, второй менуэт – с двумя трио. Однако три главные части: первое Allegro, Adagio и финальное Рондо – настоящая, полноценная камерная музыка. Лишь немногие разработки Моцарта полны такой необычайной серьезности, как разработка первой части. Немного найдется и Adagio со столь широким дыханием, и финалов, проникнутых таким очарованием и задушевностью. Да и «веселые» части — Менуэты и варьированное Andante — полны силы и глубины, присущей произведению, предназначенному для знатоков. Ибо только знаток может оценить по достоинству диалогическое построение в таком скромном, казалось бы, произведении. Каждый инструмент здесь—«Primus inter pares» («Первый среди равных»), каждая нота говорит, каждая нота — вклад в совершенное интеллектуально-чувственное звучание. «Трио Моцарта звучит именно как трио — самое совершенное, самое изысканное из всех существующих на нашей земле».
Великолепное сочетание голосов трех инструментов, ясность и чистота фразировки, высочайшая отделка нюансов, благородство, выраженное в звуках, главное – доподлинная искренность чувств – свобода в ее ярких и возвышенных просторах – всем этим можно было насладиться, слушая Моцарта в исполнении мужского трио Filarmonica-квартета.

После самозабвенной овации благодарного и сопричастного зала, самых преданных слушателей по окончанию концерта кроме прекрасного всеохватывающего настроения, заряда энергии и радости, ждал еще один приятнейший сюрприз в виде компакт-дисков струнного квартета Filarmonica – замечательный подарок к рождественским и новогодним праздникам.




М. Мендель. Декабрь, 2015 г.








Использованная литература:

1. А. Эйнштейн / Моцарт: личность, творчество // Камерная музыка для струнных инструментов [стр.190]