из переписки с коллегой 145

Алексей Герасимов
Когда я еще участвовал в новогодних представлениях для детей, помню, наш сценарист-режиссер, он же Дед Мороз, вставлял в сценарий всякие шутки, понятные только взрослым. Это правильный расчет: хоть спектакль, в первую очередь, для детей, но родители тоже смотрят, и, что важнее, - родители заказывают и платят, значит, им тоже должно быть интересно и весело, чтобы они обратились к нам и на следующий год.

Сценарист обыгрывал всякие кино-, телевизионные и сетевые хохмы. Вроде "Язь - рыба моей мечты!" и тэпэ. А также вставлял в сценарий легкие пародии на популярных персон из шоу-бизнеса.

Это всегда срабатывало в обычных школах: родители хохотали. Но у нас были и особые заказчики - пара закрытых элитарных учебных заведений, которые посещали дети богатых и влиятельных людей.

И вот "элитарные" родители почему-то никак не реагировали на те шутки и пародии, над которыми ржали родители "обычные". Нет, с чувством юмора у "элитарных" все было в порядке - они смеялись достаточно часто, но вот пародии на популярных персон и реплики типа "Язь - рыба моей мечты!" их не прошибали вообще. Лица их приобретали недоуменное выражение, мол, о чем речь, при чем тут рыба-язь и почему Волк или Баба-яга о ней мечтают? (Режиссер, наученный опытом, даже стал делать пометки в сценарии: "Этот диалог в такой-то гимназии пропустить").

А позже я догадался, почему так... Богатое и влиятельное меньшинство просто не тратит жизнь на всю эту муйню, которой засоряет свои мозги большинство - "простолюдины". Не смотрят сильные мира сего дурацких ТВ-шоу и пустых фильмов, не зависают они часами на Ютюбе и в соцсетях. Берегут свои мозги и ценят время

**

Донну Тартт называют новой звездой американской (и мировой) литературы. Более того, ей пророчат место в ряду великих. Это загнули, конечно!

Я взялся за "Тайную историю" - кирпич в 600 страниц мелким шрифтом. Действие происходит в элитарном колледже. Студенческая жизнь, это интересная тема сама по себе, но романистка попыталась сочинить психологический триллер - с убийствами.

600 страниц монотонного однообразного повествования. Куча необязательных эпизодов, скучные персонажи, конфликты, высосанные из пальца. Одна банальность сменяет другую. Если б не криминальная интрига, я бы бросил книгу на средине. Но ради загадки дочитал (точнее - долистал по диагонали). А загадка-то оказалась чепуховой!

Если б книга была раза в три короче, про нее можно было бы сказать "ничего так молодежно-криминальный роман". Но грандиозный объем творения попросту непристоен. Все-таки талант, это и чувство меры в том числе.

Вспоминается Набоков, который терпимо относился к третьесортной литературе (то, что сейчас называют палп-фикшн), но люто ненавидел литературу второго сорта, которая претендует именоваться первосортной. Насколько я понял Набокова, бульварный автор - бесхитростен, и может быть, даже очень хорошим мастером в своем жанре. Тогда как автор-шарлатан занимается литературным жульничеством: пишет вобщем-то ерунду и пишет посредственно, но с помощью ряда приемов добивается того, что его поделки получают признание как образцы "серьезной литературы".

Мне кажется, это как раз-таки случай Донны Тартт. Эффектная она женщина, между прочим

**

Начало романа "Сто лет одиночества" Маркеса:

 "Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед".

А вот начало гангстерской драмы-нуара Денниса Лихэйна "Ночь - мой дом":

 "Несколько лет спустя, на буксире в Мексиканском заливе, ноги Джо Коглина засунут в лохань с бетоном. Двенадцать вооруженных головорезов будут стоять и ждать, пока судно не отплывет подальше в море, чтобы можно было скинуть этот груз за борт. А Джо будет слушать, как пыхтит мотор, и смотреть на белую пену за кормой. И тогда ему придет в голову, что все важное, случившееся в его жизни, хорошее или плохое, зародилось в то утро, когда он впервые увидел Эмму Гулд".

Занятная параллель. Интересно, случайная ли

**

Я-то думал, молодость будет вечной, а она прошла. Прошумели года, как поезда мимо станции, где я, будучи мальчиком, едал сосиски. А та девочка, что рядом со мной по тропинке шла, стала тётею-мотей в теплых штанах на резинке

**

Бабуленция с блюдом в руке выходит из подъезда и начинает подзывать к себе огромного альбатроса, с важным видом гуляющего по тротуару: "Киса! Киса! Киса! Киса!"

И красивая сильная птица проглатывает оскорбительное обращение "киса" и, засунув гордость в жопу, поспешно семенит к бабуле через газон за кормом

**

 "Тризна" и "поминки" считаются синонимами. Да и поминки, это по сути языческий обычай. Я скажу резко (хотя в последнее время я не люблю говорить резко): поминки, это то, во что деградировала тризна.

Древние славяне во время тризны пели, плясали, пировали и устраивали дружеские поединки в честь умершего. Как у Николая Гумилева: "/.../ Где ломали друг другу крестцы // С голубыми, свирепыми глазами // И жилистыми руками молодцы /.../" (Он, правда, про варягов это написал и по другому случаю, но все равно).

А сейчас... Какие пиры? Какие поединки? Какие там свирепые молодцы?.. Поминки, в отличие от тризны, - ритуал депрессивный.

Есть же и сейчас культуры, где с покойниками прощаются весело. Да и поговорка: "Хоронили тещу, порвали два баяна!" - свидетельствует, что и в русском народе сохранилось здоровое отношение к смерти. А здоровое отношение к смерти, это отношение шутливо-презрительное.

Нет, не хочу поминок после своей смерти. Хочу тризну! Чтобы все пели и плясали. О поединках даже не смею мечтать. А хорошо бы

**

пытался вспомнить тут намедни: как же этот женский крем называется?.. крем эпистолярный... крем эпистолярный... нет, что-то не то... а, тьфу-ты, бля!.. депиляторный

**

Как жаль, что Люк Бессон, после шедевральных "Никиты" и "Леона", снял такую пафосную тягомотину, как "Жанна Д Арк".

И главный минус фильма, это исполнительница главной роли - Мила Йовович. Которая весь фильм играет на истерике, на двух-трех нотах. Нет, не справилась актриса со сложным характером.

Да, наверное, реальная Жанна Д Арк была психически неуравновешенным существом. Но если актриса весь фильм орет и выпучивает глаза, то это, право, утомляет.

Попробую чуть позже посмотреть недавний фильм Бессона "Люси". А пока запущу-ка "Храброе сердце" Мела Гибсона: его фильм "Апокалипто" очень хорош

**

Столько шуму из-за шутливой "подарочной" акции, в которой ни даритель, ни одариваемый, вероятно, не видят никаких тайных смыслов или провокаций. Ну, елки-палки, Хазанов Путину игрушечную корону подарил! Дмитрий Быков аж высунул свою пятую пишущую руку и застрочил и на эту тему (четыре другие его руки заняты письмом на иные темы).

А если б какой-нибудь американский комик подарил бы Обаме леопардовую шкуру и копьё? Разве умные люди расценили бы это как оскорбление-провокацию (мол, место тебе в джунглях) либо как подхалимство (мол, крутой ты мужик - настоящий охотник и воин)? Нет, только идиоты.

Артист просто шутканул, и одни его сразу записали в бунтари, а другие упрекнули в конформизме. А он, может, и не имел в виду ничего... Вот дарят же иногда мужчины друг другу на 23 февраля резиновых женщин, никто ж не воспринимает это всерьез

**

я - филолог-любитель. филолог-любитель. масло масляное

**

Русские книги, картины и песни должны внушать ужас врагам!

Всё русское должно внушать ужас врагам: женщины, дети, погода, искусство.... Сложная геополитическая ситуация не позволяет нам миндальничать

**

верю только мифам

**


Фильм Станислава Говорухина по прозе Сергея Довлатова, к сожалению, не получился. Из-за сценария.

Не цельное кино, а набор красивых (или смешных) эпизодов. Каждая сцена снята на отлично. Картинка черно-белая, стильно-атмосферная. Актеры тоже молодцы. И поначалу фильм смотрелся с удовольствием. Но на середине возникло подозрение, что меня хотят надуть. А к концу фильма не осталось никаких сомнений - надули.

А все потому, наверное, что сняли не самостоятельное кинопроизведение, а иллюстрацию к повести "Компромисс". Точнее это не повесть, а несколько коротких историй, объединенных весьма условно. В литературе так можно делать, а в кино нельзя. Драматический сюжет должен быть, как пружина. А в экранизации Говорухина - дай Бог ему здоровья! - не сюжет, а размазня.

И еще мне кажется, что экранизациям больше подходит формат многосерийного фильма, а не полуторачасового