Русская золотая шайба

Евгений Мелокумов
         
         Русская золотая шайба

…и, в самом деле, хоккей – это наш тот самый национальный, народный вид спорта, который мы (по меньшей мере, половина нашего населения) интуитивно воспринимаем как отечественное достояние. В него мы умеем играть. В нем самым видимым образом и стихийно проявляется, по выражению Николая Бердяева, наша  <<стихийная любовь>> к России, наш <<творческий инстинкт>>. И мы интуитивно чувствуем, что наш победоносный хоккей – это (с подкруткой слова достояние) наше российское  благосостояние для всех. Российский хоккеист – это образ победоносного защитника, даже если на хоккейной площадке ему отведена роль нападающего. И мы хорошо уже знаем, что только спортивный чиновник (пусть даже он олимпийский чемпион), который стремится управлять сознанием других ( коль скоро хоккей сегодня – это деловой вид спорта), может сказать, что не следует ожидать от российской дружины побед, напоминающих победы советской эпохи. Простому болельщику в этом случае ничего не остается как осознать: эпоха советского хоккея закончилась, что равносильно тому, что славная часть советской эпохи завершилась и в хоккее. Но ведь есть еще и нечто, что простой болельщик может на уровне духа (как некий взгляд на оборотную сторону медали) сообщить чиновнику, будь то спортивному или чиновнику вообще –  тому, кто, со своей философией игры, играет в игры геополитические…

Но куда как более естественными эти исторические параллели и рассмотрения становятся вне собственно хоккейного контекста, но непосредственно соотносящимся с ним, как наполненным знаковым для всех нас содержанием. – Эпоха восьмидесятых прошлого века началась с американской зимней олимпиады, где мы оказались лишь вторыми в хоккее, и заканчивалась теми последствиями падения цен на нефть, к которым не была подготовлена советская экономика. Итак, мы рассматриваем  все события в их полноте и тому знаковому содержанию, которое они доносят для нас, потомков. Промежуточный вывод таков: олимпиада в Сочи-2014 совсем не стала ожидавшимся возвратом “должка” за проигрыш в финале Лейк-Плэсида. Аллюзия на хоккейный контекст требует от нас осмысленной оценки ситуации вне этого контекста в рассмотрениях экономических. Очевидно, что падение цен на нефть не должно потрясти нашу экономику, как это было в 80-х…но при каких условиях это возможно? И вот именно здесь вступает в игру хоккейная метафора: только при реализации мобилизационных условий хозяйственной самостоятельности (на уровне концептуальных идей и решений), мы будем способны создать экономический прообраз той красной хоккейной машины, которая на равных, в любых условиях, пусть даже самых неблагоприятных, противостояла любой хоккейной школе и была первой среди равных. И тем самым (в этом самом факте своей самостоятельности) даже превосходила их. И болельщик просит – сделать так, <<чтобы было, как было>>,  чтобы мы не потеряли свою идентичность, которая невозможна без самостоятельности. И, по сути, это вопрос о безопасности.
          
Когда в 1927 году у еще  не ставшего чемпионом мира по шахматам Александра Алехина спросили, как он собирается выиграть в Буэнос-Айресе шесть партий у Рауля Капабланки, он ответил, что не знает этого, при том добавив, что также не знает и как Капабланка сможет выиграть у него те же самые шесть партий. В его голосе была спокойная уверенность в себе.

Комбинационный гений Алехина и гений русского хоккея в его наилучших образцах напоминают друг друга. Что же нам не дает продолжать традиции советского хоккея – традиции Тарасова и Тихонова? – коль скоро мы знаем, что хоккей игра коллективная…какое игровое мышление сегодня стало бы продолжением отечественных традиций, а не попыткой копирования зарубежных образцов? – речь идет о самостоятельности и хоккейного мышления как мышления в преемственности победного духа. Ведь хоккей – это игра на встречных курсах, которая не знает “разменов” и выгод от них, и это наш национальный вид спорта, тот вид спорта, умение играть в который изначально характеризуется нашей народной сплоченностью и способностью противостоять внешним вызовам. Но, пожалуй, никто не станет отрицать, что той сплоченности в обществе, какая была в советскую эпоху, сегодня нет. Культ капитала разделяет общество, а коммерциализированный спорт подогревает игру страстей с превращением самой жизни в игру, ту самую игру, в которой так называемый капитал накопления, как в этаком плотоядном зеркале, узнает самого себя. Подобное искажение природы не допускается в преемственности духа нашей победы, и она возможна в культуре сохранения жизни с ее новым экономическим мышлением – мышлением культуры сохранения жизни и миротворчества.
.
Уже прошло достаточно времени, чтобы уяснить: тотальная коммерциализация спорта и превращение его в инструмент политики лишает, в том числе хоккей, необходимой основы для воспитания талантов, формирования спортивных школ с плотной связкой наставник – ученик. Воспроизводя (пусть, даже на собственный манер) деловые подходы северо-американской лиги, мы в лучшем случае сможем быть стабильно вторыми в хоккее, Именно вторыми по уровню и игровому мышлению, будучи не способными уверенно и на равных играть в представителями заокеанской лиги. Но ведь это и есть тот самый случай, когда мы незаметно для самих себя перестаем быть собой, заслоняя, как в затмении, себе солнце. –  Как не вспомнить Диогена Лаэртского, который попросил Александра  Македонского только об одном - не загораживать солнце.. и Александр, восприняв, вполне оценил значение его слов...
   
Как сочетается индивидуальное и коллективное творчество? Где тот источник творческого вдохновения и силы, которые будут свидетельствовать сами за себя? – чтобы не заигрываясь, играть играючи и не превращать жизнь в игру…потому называя таким источником не агрессию, агрессивный настрой, только кажущийся естественным, а спокойною уверенность в себе, переходящую в коллективное игровое мышление. И мышление это формируется в общей социальной среде, где слово свобода не означает стремления к этой абстрактной свободе и не вырождается в тигрово-шакалином принципе (по легендарному советскому мультфильму <<Маугли>>) “каждый сам за себя”. – Принцип действия так называемого капитала в психологическом экономическом пространстве именно таков. Он характеризует навязанное нам колониальное мышление с игрой в сам этот принцип, устанавливающий цену жизни. В пространстве же духовном нет стремления ни к наградам, ни к вознаграждению. Экономическая свобода в нем – это свобода от психологической привязанности к вознаграждению, когда не испытываешь беспокойства от невладения деньгами, и эта экономическая свобода, в конце концов, есть сохранение и энергии времени, энергии нашего исторического времени.  Жизнь бесценна – она не имеет цены. И чувство обладания, изначальное чувство собственника при таком осознании не превращает тогда в подобие игры творения человеческого духа – нет игры над творениями духа, равно как игры в них. И только тогда не происходит фарисейской “игры в бога” и святыню в пространстве духовном. И спорт, с его признаваемой всеми достоинством честной победы, помогает нам учиться побеждать, не подавляя свободную волю человека и не стремясь управлять сознанием других.

<<СО ВСЕМИ И ДЛЯ ВСЕХ>> в определении Николая Федорова – как продолжение и развитие тех смыслов, что выражалась словами <<один за всех и все за одного>>…победить можно только в общем для всех деле…и только в общем для всех деле хоккей становится не только игрой с превращением самой жизни в игру, но и жизненной позицией, способной сплотить миллионы вокруг хоккея…ведь есть поэзия спорта в полноте поэзии жизни – она через душу и сердце человека способна проникать в любую профессию…

<<Народный дух>>, по словам Георгия Флоровского, есть <<величина>> не врожденная, а <<становящаяся>>, и определяется она <<подвигом>>…Народное содевание подвига воплощает в себе преемственность духа Победы, духа российского самосознания…народный спорт в полноте исторических времен и событий в них, без противопоставления земного и небесного,  также становится носителем важным смыслов, исторических параллелей, важных для осознания в конкретную эпоху свершений, и средством воспитания характера человека, настоящего человека, познающего <<животворящую силу труда>> и реализующего способность действовать с осознанием духовных оснований собственных действий. Без превращения самой жизни в игру…
   
…и в полноте жизни без противопоставления земного и небесного…и что может означать буквально следующее: на происходящее на хоккейном льду все-таки естественней смотреть в открытом свету небесном пространстве – когда нет крыши над головой и все вокруг становится исключительно воздушным в естественном богатстве света. Так, собственно, и происходит в русском хоккее с мячом…неожиданно возникает интуитивный динамический образ – как если бы мы могли сравнить динамику вихрей на льду (по всем законам скольжения и игрового контакта на нем) с воздушной схваткой или групповым пилотажем, подчиненным не только и не столько технике, но законам духа, творческому вдохновению. Тем законам, которые не допускают разменов целеполагания (и уже ставшего как бы нормой жизни фарисейства), но когда только от первого лица множественного числа и произносится <<Мы за ценой не постоим>> – тогда жизнь становится бесценной на бесконечных временах и в своих самых сильных проявлениях человеческого духа.  Вспоминается <<Повесть о настоящем человеке>> – повесть о летчике Алексее Мересьеве, вернувшегося в Великую Отечественную в летный строй после потери ног…Его упорные упражнения, готовность <<тренироваться терпеливо, последовательно и всесторонне>> в настойчивом стремлении летать на истребителе без ног складывались в мужество (в степени вдохновения) и человеческий подвиг в великом небе России. Это – миротворчество правды, творчество духа, которое через лишения прокладывает <<дорогу жизни>> в борьбе за правду и человечность…<<доложите о полете…>>…<<Один – атакой по вертикали. Второй – лобовой атакой километрах в трех от места общей схватки>>…<<Запиши ему еще одного: он сегодня от моего хвоста “Фокке-Вульфа” отцепил. …Классный удар, спас меня…>>.  И сегодня для нас это – живой образ становления народного духа в подвиге соборном, пример того, что, когда жизнь нас приближает к осознанию нашего главного ресурса в человеческом духе, и <<можно бить только “в яблочко”>> – уже в нашем мирном хозяйственном строительстве с одной на всех безопасностью – в строительстве безопасного миропорядка.

Мужество, в том числе и хоккейное, сегодня проявляется в способности быть честными перед самими собой. Только в этом случае мы сможем быть верными отечественным традициям, имея право сказать <<о, спорт, ты – мир>>…и слово мир будет произноситься в двух своих значениям как мир во всем мiре…по образу того, как в хоккее играет дружина, нам сегодня необходимо соборное восприятие  и мышление, мышление братьев и сестер во всей полноте общественной жизни, с осознанием взаимосвязи индивидуального и коллективного.

Сплоченность в нашем обществе и благосостояние для всех возможны только в том случае, когда русская золотая шайба движется дорогами света и становится тем самым светом правды и богатством света: без нашего стремления к обладанию им (без превращения его, то есть света, в объект собственности). Равно как наш цивилизационный ответ в деле миротворчества и хозяйственного строительства с обретением хозяйственной самостоятельности находит истоки в отечественной традиции со словами: деньги – это энергия цивилизации, выраженная экономически…и как светоносная золотая шайба, деньги – не капитал, который накапливается, а энергия, энергия социального действия, которую сохраняют…потому и экологический труд – это самоотверженный труд во взаимопомощи и творческой самоотдаче, без стремления к вознаграждению и без стремления управлять сознанием людей…И характерно, что на автобусах хоккейного ЦСКА в Москве обозначена символика верности нашей победе…и эта происходящая из народности соборность, когда мы вслух говорим, что
CОБОРНОСТЬ – это ВЕРНОСТЬ НАШЕЙ ПОБЕДЕ!..