СВОЯ НОША

Юрий Асмолов
(ПРЕДИСЛОВИЕ К КОНКУРСУ-ФЕСТИВАЛЮ,
ПОСВЯЩЁННОМУ 120-летию СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА)

   Сергей Есенин…
Он  родился 3 октября 1895 года. Родился поэтом. Конечно, кто кем явился на Белый Свет, яснее говорит не приход в этот мир, а уход из него. Да и сам поэт сказал: «Большое видится на расстоянии». Но здесь тот случай, когда и многим современникам, и самому Есенину, хотя в стихах он и спрашивал себя: «Кто я? Что я?» – всё же было понятно: он – поэт. И время – этот строжайший, этот беспощадный критик – подтвердило и утвердило: поэт! Вернее – Поэт! И даже ещё более того: Сергей Есенин  –  солнечное явление в нашей поэзии.  И сколько не напускали тут некоторые тумана и дыма, люди   разобрались: они взяли его душевные русские стихи с собой – в дорогу.
    Сергей Есенин. Это имя уже само по себе поэзия: от него в мире делается светлей, как от цветущих яблонь и черёмух. Стоит произнести или услышать: «Есенин» —  и услышишь шелест золотой рощи, и увидишь

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.


   С такими стихами хорошо начинать не только день, но и рассвет своей жизни. Так же, как со сказками. С «Бабушкиными сказками»:

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.

    С такими стихами хорошо шагается. Это ноша, о которой говорят — своя. Своя ноша не тянет: она окрыляет.  А мы идём дальше и берём с собой в дорогу и стихи «Белая берёза под моим окном», и «Поёт зима  —  аукает», и «Выткался на озере алый свет зари» и «Гой ты, Русь моя родная»:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».


   А мы продолжаем свой путь. И вот уже в котомке нашего сердца стихи, которые опять и радуют, и окрыляют, даже несмотря на то, что в них порой гостит, а порой и хозяйничает грусть-печаль. Это и стихи «Синий май. Заревая теплынь», и «Закружилась листва золотая», и «Эх вы, сани! А кони, кони!», и «Синий май. Снеговое раздолье», и «Свищет ветер, серебряный ветер», и «Спит ковыль. Равнина дорогая»:


Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

   …Георгий Васильевич Свиридов о Сергее Есенине сказал так: «Это великий поэт, чьё сердце надрывалось от боли и тревоги за родную землю и родной народ». А  ещё наш великий композитор предостерегал: мол, не заблуждайтесь, мол, всё – и экономика, и искусство – всё подчинено одной задаче, всё на службе, всё решает один вопрос: «Кто именно будет править этим миром?». Да, Свиридов наших недругов видел насквозь. И неспроста у него появилась и такая запись: «Чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его веру, его поэзию».
    Но пресветлый национальный поэт, вместе с другими нашими гениями, преумножая и расцвечивая звёздным серебром и заревым золотом своих творений русскую поэзию,  никаким тёмным силам не позволяет осуществить их зловещий план, согласно которому  народ  должен превратиться в население, впасть в страшную тоску и, разлюбив Родину, распылиться. Нет, не выйдет. Ведь стихи – это те же молитвы: они то же имеют силу не только отпугнуть всякую нечисть, но и пугануть её так, что она снова забьётся в щели и не посмеет оттуда казать своего носа. И не будет  вмешиваться ни в наши обычные житейские дела, ни в наши праздники.
   И мы, читая стихи Сергея Есенина, читая их не только по причине юбилейной даты, а, главное,  по причине восхищения его поэзией, и потому что

…любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину довелось —

   мы тоже не позволяем уничтожить ни нашу веру, ни нашу поэзию, ни нашу Россию.  Мы продолжаем свой путь с русскими стихами: с этой – Своей! Замечательной! – ношей, которая не тянет вниз, а помогает подниматься,  помогает идти к новым победам и рассветам.
Сергей Есенин! – Это имя светит нам, как путеводная звезда. Светит, и будет светить. Вечно!